Человек без лица

Александр Герзон
                Одноактная пьеса.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Человек без лица – председатель исполкома райсовета
Блудиния  Коминтерновна  Безграниченко  – секретарь райкома КПСС
Нежна Попова – секретарь Блудинии
Иосиф  Гутман –  рыжий еврей
Действие происходит в большом Российском городе утром в ноябре 1987 года.


Кабинет Блудинии. Большой стол секретаря и перпендикулярный стол для заседаний бюро райкома. Стулья. Портрет Брежнева. Блудиния продолжает разговор по телефону. Входит Нежна.

БЛУДИНИЯ. А я вам говорю: уволить. Немедленно. Что это за учитель, который ударил ученика? Что? Ученик ударил учителя? (входит Нежна). Вызвать родителей! В Москве – родители? Кто они? Генерал КГБ Попов? А почему сын здесь? Так ему захотелось? И что  же учитель, которого он ударил? Заплакал? (хохочет). Тоже мне, мужик. Вы ударили ученика? Попова? Да как вы смели? Все, разговор окончен. Мы с вами разберемся.
НЕЖНА. Ученик Попов ударил учителя? Я верно слышала?
БЛУДИНИЯ. Не твое дело. Ну да, ученик девятнадцатой школы Попов ударил учителя, который назвал его болваном.
НЕЖНА. Ну, он получит!

БЛУДИНИЯ. Кто получит?
НЕЖНА. Это я так, про себя.
БЛУДИНИЯ. Что-то ты, Нежна, очень разговорчива сегодня. Это от роста демократии в стране? Зачем вошла?
НЕЖНА. Блудиния Коминтерновна, к вам рвется какой-то рыжий мужик интеллигентного вида. Приятный. Говорит, у него дело чрезвычайной государственной важности.
БЛУДИНИЯ. На психа не похож?
НЕЖНА. Нет, у него умное лицо и хорошая улыбка.

БЛУДИНИЯ. Это, наверно, по поводу ускорения. Вся страна поверила в горбачевское ускорение и в горбачевскую перестройку.
НЕЖНА. А вы не верите? Ни в ускорение, ни в перестройку?
БЛУДИНИЯ. Два года прошло, а толку никакого. И эта кампания антиалкогольная с вырубанием виноградников … правда, преступность вроде бы снизилась, и вообще …
НЕЖНА. Так вы против линии партии?
БЛУДИНИЯ. Кончай хохмить. Я всегда за линию партии. Потому и сижу здесь на этом стуле. Ради блага нашего советского народа. Я не против линии, я только думаю, что ее с умом надо строить. Горбачёв в январе дал старт «перестройке», это же не просто линия. Это – ломка всей системы.

НЕЖНА. Я понимаю. Частные предприниматели, всякие реформы …
БЛУДИНИЯ. Ничего ты не понимаешь. Переход к рыночной экономике – это конец социализму.
НЕЖНА. Не социализму, а единовластию родной партии. В том числе и вашему стулу придет конец. И не будут нас больше в сауну приглашать.
БЛУДИНИЯ. Думаешь, если ходишь вместе со мной в сауну, так можешь со мной панибратствовать?
НЕЖНА. В сауне у нас по-другому. И мужиков делим как подруги.
БЛУДИНИЯ. Прекрати! А вообще я люблю тебя. Ты славная. Откуда у тебя имя такое – «Нежна»?
НЕЖНА. Моя бабушка была болгарка, и ее так звали. Я тоже отношусь к вам тепло, вы хорошая. Вы умная, справедливая. Почти. Только вот на перед слабы. Так вы же одинокая женщина.

БЛУДИНИЯ. Жопа ты, иди к рыжему. Впусти. (Нежна уходит. Входит Иосиф. Стоит на пороге.) Да проходите же поближе и садитесь. Что за дело у вас? Э, да я вас помню. Вы были членом комитета комсомола, когда я …
ИОСИФ. .. когда вы были секретарем комитета комсомола.
БЛУДИНИЯ. Я видела тогда, что нравилась вам.
ИОСИФ. Не то слово. Я сгорал … Извините.
БЛУДИНИЯ. Чего уж там. Все мужчины … гм … Выкладывайте свое дело.

ИОСИФ. Я изобрел аппарат, читающий мысли людей. Это может принести пользу всему советскому народу, а затем – всему человечеству.
БЛУДИНИЯ. И чем вы докажете, что такой прибор действует.
ИОСИФ. Хотя бы тем, что вы сейчас подумали: «Бедный рыжик, у него поехала крыша, и его надо упрятать в психушку».
БЛУДИНИЯ. Ну, знаете … Гм … Я в самом деле так подумала. Покажите прибор.
ИОСИФ. Это невозможно. Прибор – в моем мозгу.
БЛУДИНИЯ. Как же он туда попал.
ИОСИФ. Очень просто. Его ввели в сонную артерию, оттуда он прошел в мозг. Там нашел себе место.

БЛУДИНИЯ. Не вешайте мне лапшу на уши. Такого быть не может.
ИОСИФ. Вы сейчас подумали: «Надо выяснить, какой хирург делал операцию. Тряхнуть его за ж… за зад!». Верно?
БЛУДИНИЯ. Ну, знаете … В самом деле. А хирурга за такое - тряхнем.
ИОСИФ. А вот и не тряхнете. Потому что я убрал из своей памяти и его имя, и город, где он работает.
БЛУДИНИЯ. Вы и такое можете?
ИОСИФ. Я не могу, это сделал другой врач. В другом городе.
БЛУДИНИЯ. Я вижу, вас – целая команда? Это опасно. Тут есть поле деятельности для соответствующих органов.
ИОСИФ. Команды нет. Просто я заплатил – и мне сделали.

БЛУДИНИЯ. Где ж вы деньги-то взяли, рядовой инженер?
ИОСИФ. Я потратил на это гонорар за другие мои изобретения. Жена не возражала, она умница. Правда, теперь мы нищие. Но я надеюсь на перестройку. Найду финансиста, создам лабораторию …
БЛУДИНИЯ. Допустим. Но как же ваш прибор поможет советским людям?
ИОСИФ. Никто не сможет врать! (встает). Понимаете? Никто! Все, от мала до велика, от рабочего до генсека, будут говорить то, что думают на самом деле. Страна расцветет, люди морально очистятся. Преступников можно будет профилактически обезвредить.

БЛУДИНИЯ. Нет, не получится. Ваш аппарат будет уничтожен на первом этапе его распространения. Ни верхи, ни низы не хотят, чтобы их мысли читали. Даже муж и жена …
ИОСИФ. Вы ошибаетесь!
БЛУДИНИЯ. Нет. Не ошибаюсь. Иосиф, вы плохо знаете жизнь. Вы романтик. А я предлагаю совсем другой вариант. Более реальный. Мы с вами будем пользоваться вашим аппаратом. Будем разоблачать мерзавцев и помогать справедливости. При этом будем подниматься все выше. Я стану секретарем горкома, обкома, цэка … А вы будете ректором унивеситета, потом – академиком – потом …
ИОСИФ. Не согласен. Это – нечестно.
БЛУДИНИЯ. Честно! Полезно! Мы сделаем страну счастливой!
ИОСИФ. Сомневаюсь …

Входит Человек без лица. Он в сером костюме, серой рубашке и сером галстуке.

БЛУДИНИЯ. Я вас не вызывала.
ЧБЛ. У меня дело первостепенной государственной важности. (Иосифу). Выйдите, пожалуйста.
ИОСИФ. Хоть бы поздоровался, как положено. Как-никак, учились на одном факультете, только ты – курсом ниже.
ЧБЛ. Вы мне не «тыкайте». Я председатель райисполкома.
ИОСИФ. Вот это - ошибка. Твое место было бы технологом цеха. Ты в институте был тихой мышкой, учился так себе, в общественной жизни не кипел. Был человеком без лица.
ЧБЛ. Выйдите немедленно!

ИОСИФ. Это не твой кабинет. Сам выйди, нахал.
БЛУДИНИЯ. Выйдите, Иосиф, пожалуйста.
ИОСИФ. Раз вы просите, я выйду.

Иосиф выходит. ЧБЛ садится на ближний к Блудинии стул.

ЧБЛ. Я слышал весь ваш разговор. С этим … рыжим.
БЛУДИНИЯ. Каким образом?
ЧБЛ. Неважно.
БЛУДИНИЯ. Очень даже важно. Есть два способа: подслушивать за дверью и установить датчик. Под дверью вам Нежна не дала бы стоять, а датчик … начинаю понимать: когда шел ремонт, вы … ну и сволочь  же ты, предрайисполкома!
ЧБЛ. Подбирайте выражения, секретарь райкома партии! Вы у меня теперь вот где (показывает), стоит только дать послушать записи вашего разговора с рыжим … и с вашей подругой Нежной кое-кому …
БЛУДИНИЯ. Так ты еще и записи вел, скотина!

ЧБЛ. Естественно. Компрматериал на вас я завел ради нашей дружбы.
БЛУДИНИЯ. Молодец! Ну и гнида  же ты. Взять тебя двумя ногтями – и раздавить.
ЧБЛ. Не узнаю вас, Блудиния Коминтерновна.  Всегда  такая выдержанная, всегда такая … такая …
БЛУДИНИЯ. Что ты хочешь, гнида? Говори!
ЧБЛ. Этого изобретателя надо мочить! Вместе с его игрушкой для отгадывания мыслей.
БЛУДИНИЯ. Глупо! Это  же курица, которая несет золотые яйца. Слушай, ведь мы могли бы объединиться втроем – и …

ЧБЛ. Я бы не возражал. Но с ним не договоришься. Этот идиот – наивный романтик. Он мечтает сделать всех счастливыми своей игрушкой. А это – нонсенс. Его аппарат, наоборт, сделает всех несчастными. Ну подумай сама, Блудиния, ты же умная, не только красивая. Если все станут читать тайные мысли другого, то семьи распадутся, коллективы разложатся, а главное – погибнет номенклатура, то есть мы с тобой …
БЛУДИНИЯ. Если мы втроем …
ЧБЛ. Повторяю: с ним – не выйдет. Со мной -  вышло бы. Хоть ты меня и обзывала, но я к тебе отношусь очень даже дружественно ...

БЛУДИНИЯ. Вот что, друг мой, давайте оставим его здесь в кабинете с моей Нежной, а сами из вашего кабинета подслушаем. Может быть, что-то и прояснится. Даст возможность для наших действий.
ЧБЛ. Гмм … Нну … Давайте. (идет к двери и жестом приглашает войти. Входят Нежна и Иосиф). Вот что, друзья. Посидите здесь. Закройтесь, чтобы никто не вошел. Не отвечайте на стук. А мы с Блудинией Коминтерновной должны на какое-то время удалиться. Ненадолго. Минут на …
БЛУДИНИЯ. … двадцать.
ЧБЛ. Да, пожалуй.

БЛУДИНИЯ. Нежна, не давай скучать нашему дорогому гостю. Поняла?
НЕЖНА. Да. Поняла. (ЧБЛ и Блудиния уходят) Сегодня происходит что-то непонятное. Это из-за вашего визита к Безграниченко?
ИОСИФ. К кому? Ах, да, к Блудинии Безграниченко. Тут, видите ли, такая история …
НЕЖНА. Сгораю от любопытства.
ИОСИФ. Я изобрел аппарат для чтения мыслей. Хочу сделать людей счастливыми. А они, то есть руководство ваше, почему-то против моего аппарата. О-о! Вы сейчас подумали: «А я еще в школе мечтала стать женщиной изобретателя. И вот он, рыжий, пришел».
НЕЖНА. Вот это да! Я и вправду так подумала, вспомнила классный час «Кем быть?» Я с удовольствием стала бы вашей женщиной, Иосиф Гутман.

ИОСИФ. Увы, я женат, у меня два любимых сына, я люблю свою жену.
НЕЖНА. Все поправимо. Я буду вам верной подругой и нарожаю еще кучу сыновей. Но для этого нам надо немедленно бежать отсюда.
ИОСИФ. Из райкома?
НЕЖНА. От этих двоих. Я догадываюсь, что они затеяли. Они хотят вас убить.
ИОСИФ. У вас больная фантазия. Сейчас все по-новому. Сахарова вернули из ссылки, вообще сейчас за диссидентсво и инокомыслие не преследуют, а уж за мое изобретение – тем более. Да и слабеет номенклатура, потому что такие реформы в экономике …

НЕЖНА. Нет, вы заблуждаетесь, я хорошо знаю номенклатуру, а вы – вообще ее не знаете. Ваша жизнь в опасности. Мы должны бежать немедленно. Я хочу вам добра. Я вообще хочу быть вашей!
ИОСИФ. Да, аппарат подтверждает. Это странно! Но как мы сбежим – без денег, без связей? Да и рыжая внешность моя …
НЕЖНА. Все поправимо. Нас семеро: я, три сестры мои и три брата. Моя старшая сестра работает в салоне красоты. Она покрасит ваши волосы в черный цвет и сделает вам бороду. Мою внешность она тоже изменит.

ИОСИФ. Допустим. А деньги на дорогу? А переход границы? А иностранный язык, например, английский? У меня ничего этого нет.
НЕЖНА. У меня все есть. Как раз вчера я заложила свои драгоценности и получила кучу денег, дачу хотела купить. Английским я владею прилично и тебя научу. И границу перейдем. Мой младший брат служит на погранзаставе.
ИОСИФ. Нежна, вы же меня совсем не знаете. Откуда у вас такое?
НЕЖНА.  Я тебя знаю тысячу лет. Ты талант, ты романтик. Я хочу служить тебе – в этом будет мое счастье.
ИОСИФ. Мой аппарат подтверждает: ты все время говоришь мне то, что думаешь. Ты честная. И очень красивая.  Но я уже сказал тебе, что я женат. Жена мне верит. Я люблю ее. А мои сыновья? Предать их?

НЕЖНА. Ты им нужен живой! Спасай свою жизнь, глупенький. (целует его. Входят ЧБЛ и Блудиния). Ах!
ЧБЛ. Вот как! Вот как надо работать с изобретателями! Хоть у нас и нет аппарата для чтения мыслей, но мы выяснили, что вы, голубки, собрались предать родину и бежать за  рубеж с аппаратом для чтения мыслей.
НЕЖНА. Ничего мы не собирались.
БЛУДИНИЯ. Нежна, мой кабинет прослушивается из кабинета этого …
ИОСИФ. … этого человека без лица. Подлой  твари.  Бездарной сволочи, но хитрозадого интригана.

ЧБЛ. За все эти слова ты, говнюк, ответишь.
НЕЖНА. И что ты, гнида, сделаешь с моим любимым?
ЧБЛ. За «гниду» ответишь, сучка. А твоего хахаля я уничтожу.
НЕЖНА. Конечно, не своими руками.
ЧБЛ. Конечно. Я его сейчас сдам в одно авторитетное учреждение нашего города. А там его уничтожат, потому что он опасен. Вернее, уничтожат его аппарат. А поскольку аппарат у него в мозгу …

Нежна проходит к телефону, набирает номер.

НЕЖНА. Добрый день! Я хочу говорить с генералом Поповым. Доложите немедленно. Это его родная сестра Нежна. Поторопитесь (передает трубку ЧБЛ). Говорите с авторитетным учреждением в столице.

ЧБЛ. (в трубку). Чем вы докажете, что вы генерал Попов? Что? Я? Я председатель райисполкома … (Нежна вырывает трубку).  Ты как посмела?
НЕЖНА (в трубку). Петя, это я, Нежна. Все в порядке. Просто у меня на сей раз к тебе сразу два дела. Первое касается твоего сыночка. Он набил морду учителю. А директор школы набил морду ему. Что? Директор прав? Ладно, тебе виднее. Но я все равно сегодня дома ему задам выволочку. А второе дело – государственной важности.
ЧБЛ и БЛУДИНИЯ (вместе). Не надо!

НЕЖНА. Один рыжий еврей изобрел аппарат, читающий мысли. Да, проверено. Я на себе тоже проверила. А наш председатель райисполкома решил этого еврея мочить. Здесь, в городе. В каком-то авторитетном учреждении. Рыжего парня надо спасти. Тем более, что он мне очень нравится. Да, влюбилась. Без ума. Передаю трубку. (Блудинии). Петя хочет говорить с вами.

Нежна передает трубку Блудинии. Та молча слушает. Остальные замерли.

БЛУДИНИЯ. Товарищ генерал-полковник, я все понимаю. Конечно, это – собственность государства. Конечно, мы его отправим к вам немедленно. Что? Дать ему Нежну Попову в сопровождающие? Я верно поняла?  Да-да,  конечно, аппарат нужен вам для борьбы со шпионами. Сейчас же закажу билеты на самолет. Всего доброго, товарищ генерал-полковник. (кладет трубку. Нежне). Что же вы, Нежна, не говорили мне о том, что ваш брат …
НЕЖНА. Нас у родителей семеро. Все вышли в люди. В том числе и я. Не удивляйтесь. Я владею в совершенстве основными языками Европы, поэтому работала … (пауза) в Москве. Разве вы не просмотрели мое личное дело, Блудиния Коминтерновна?

БЛУДИНИЯ. Не удосужилась. Но … Зачем же вы приехали сюда, в провинцию, и нанялись простой секретаршей?
НЕЖНА. Мой старший брат Петя, генерал, сослал сына за его проказы в родной город, а меня к нему приставил ... воспитателем. Зря вы не прочитали мое личное дело. Я ведь родом отсюда. Здесь и родители наши.
БЛУДИНИЯ. Ну да, вы Попова, мальчик – Попов, генерал – Попов…
ЧБЛ. Есть в столице люди и поважнее Попова. Я немедленно лечу туда.
НЕЖНА. Только не в одном самолете со мною, вонючка поганая.
ЧБЛ. Ты мой враг навек. И я тебя достану, сучка. И брат тебя не спасет.

ИОСИФ. Да, не распознали тебя ни в школе, ни в институте, гад ползучий, человек без лица. Серая личность оказалась мастером пролезания наверх. Уже вроде и серой быть перестала. Уже вроде бы чего-то стоит на рынке жизни.
ЧБЛ. Да уж не такой я дурак, как ты. Хоть ты и изобретатель, а в жизни – простофиля. Лети со своей Нежной в Москву, там тебя превратят в инструмент, как и должно быть. Она тебя сдаст брату своему – и бросит.
НЕЖНА. Заткнись!
ИОСИФ. Нежна, неужели ты …?
НЕЖНА. Милый, не слушай этого идиота!

ЧБЛ. Ты, Иосиф, должен знать, что тренированные агенты обманывают даже полиграф. Это факт. Она и твой аппарат обманула, а ты раскис!
ИОСИФ. Нежна, ты меня обманывала, твоя задача – затащить меня туда?
НЕЖНА. Рыженький, я полюбила тебя! Жизнью своей клянусь!
ИОСИФ. Аппарат говорит, что ты не лжешь. Но что, если …? Нет, я не верю тебе, Нежна! Я никому не верю! Я и аппарату больше не верю! Ты прав, человек без лица, меня нужно уничтожить вместе с этим аппаратом.
ЧБЛ. То-то!

ИОСИФ. Ты победил. Сейчас я уничтожу аппарат. Будь ты проклят! Прощай, Нежна!
НЕЖНА. Нет! (бросается к Иосифу. Но опаздывает: он что-то сделал. Из ушей его появляется дым. Из носа – тоже. Изо рта – кровь. Он оседает, умирает.) Милый Рыжик, что же ты наделал? Рыжик …
ЧБЛ. Поднеси к его рту зеркало. Если запотеет, значит он еще жив.

Нежна подносит зеркальце к устам умершего. Ждет. Сникает.

БЛУДИНИЯ. Жаль чудака. Он был неплохой человек. А вот что мы скажем генералу Попову?
ЧБЛ. Нам троим надо объединиться и все хорошенько продумать. Нет безвыходных ситуаций.



                ЗАНАВЕС.