Абитуриентка. часть первая

Виктор Штода
               
               
            
               
Наступил 1980год. Юлька оканчивала  среднюю школу, и  перед   нами  вставал  вопрос -  куда итти учиться. Вопрос  поступления был непростым. Сложность его заключалась в том, что в нашем небольшом городе Чистополе  не было ни одного высшего учебного заведения. Ближайшим от нас большим городом была столица Татарстана город Казань.
 Вопрос  о поступлении куда, в какой вуз и в каком городе никогда нами не обсуждался.  Сейчас пришло время, поговорить об этом всерьоз.
         - Ну, так куда  будем поступать? – спросил я у дочери, сидя вечером втроем в нашей небольшой кухоньке, - в  авиационный институт, химико-технологический или в университет? -  и добавил:       
         - Казань рядом, всего 140км и ты дома.
         - Папа, ты шутишь?
         - Нет, нисколько.
         - Но, я  же рисую.
Да, это был аргумент, и аргумент не простой. Желание рисовать и конструирование макетов женских и мужских фигурок с одеванием и раздеванием наталкивали нас на мысль о профессии художника – модельера.
         - Будем искать,- сказала Лора с интонацией героя
 фильма « Бриллиантовая рука».
 И мы стали искать. В справочнике о высшем образовании нашли только один институт на всю страну, имеющий факультет прикладного искусства. Это был Московский текстильный институт имени Плеханова.
 Я послал туда запрос и вскоре получил ответ – шлите рисунки. Получив рисунки, институт прислал вызов на экзамены.
В отличие от прошлых лет, поступление в московские вузы в этом году было перенесено с июля  на август месяц. Причиной переноса стали Олимпийские игры, впервые проводимые в   Советском Союзе.  С середины июля  Москву заполонили спортсмены и гости со всех стран мира,  въезд иногородним в город был временно закрыт.
Имея в запасе ещё один месяц подготовки, моя дочь много рисовала, готовясь к экзаменам. Однако, чувствуя себя недостаточно подготовленной, обратилась ко мне: 
          - Папа, у тебя ведь есть знакомые художники? А мне неплохо было бы взять несколько уроков рисования у профессионала.
Я, стукнув себя по лбу, произнёс:
           - Как же я сам до этого не додумался. Конечно, же, есть. Профессиональный художник и  хороший мой приятель - Павел Самойлов.
           - А он будет со мной заниматься?
           - Ещё за честь сочтёт, – улыбнулся я, - а через годы, когда ты станешь знаменитой, будет гордиться тем, что учил тебя.
Я привел дочку в клуб часового завода, где штатным художником работал   Павел Ефимович Самойлов. В оставшиеся  до отъезда дни, Павел  дал ей несколько уроков портретного рисунка и рисования масляными красками.
1 4 августа1980г. я и Юлька приехали в Москву и остановились в гостинице министерства приборостроения, на улице Огарева, недалеко от Центрального телеграфа.
Устроившись, я позвонил Борису Васильевичу Вольнову, своему хорошему приятелю. Поговорив про жизнь, я попросил Бориса помочь купить для экзамена хорошие кисти.Вторым, был звонок Хандельсманам, нашим московским друзьям. Я поблагодарил Юрия Михайловича за гостиницу и сразу же получил приглашение в гости с Юленькой.
По дороге к Хандельсманам, мы купили дюжину безалкогольных напитков. На наш звонок, дверь открыла хозяйка дома, Нина Степановна.  Мы поздоровались, и она повела нас в зал.
         - Знакомьтесь, это наши  чистопольские  друзья, зять и внучка Михаила Филипповича Плинера.
         - Здравствуйте, я – Виктор, а это Юлинька, моя дочь.
 Сидевшие на диване мужчина и женщина, поздоровались с нами.
         - Это наши  друзья, Володя Ляховицкий и его жена Леночка,- сказал хозяин.
Негромко играла музыка, звучал голос Владимира Высоцкого в  инструментальном сопровождении. Это, как сказал Юрий Михайлович, парижские записи. Для нас тогда это было в новинку – мы привыкли к Высоцкому без сопровождения.
За столом Ляховицкий,  ближайший напарник Аркадия Райкина по театру, рассказывал о Высоцком.Уж так случилось, что наш вечер стал вечером памяти  В.С. Высоцкому.
  - Во время его похорон, - рассказывал Ляховицкий, - арены Лужников пустовали, вся Москва хоронила великого поэта. О его мощи и величии хорошо сказал Юрий Любимов на гражданской панихиде:
 « В  выходной день мы приехали на КамАЗ  всем театром. Вышли и пошли в гостиницу. Все строители открыли окна, поставили магнитофоны и весь километр, пока мы шли, звучали его песни на полную  мощь. И он шёл по улице, по городу, как Спартак…» 
       - А знаете, как сказал о нём Никита  Михалков,- произнёс Юрий Михайлович,- « Умер Народный   Артист Советского Союза.
 В самом истинном смысле этого слова, потому, что его знали все и он был чрезвычайно талантливым».
       - Говорят, что в день похорон пятьсот тысяч народа заполнили Таганковскую площадь,- сказала Нина Степанов.
       - Это действительно так,- подтвердил Ляховицкий.
       - Поговаривают,- вклинилась в разговор Леночка,- что власти города хотят отобрать квартиру Высоцкого, где живут его  жена с детьми    
       - Похоже на правду.
       - Уже был суд, приезжала Марина Влади и помогла семье отстоять квартиру,- успокоила всех Нина Степановна.
Было уже поздно, мы стали прощаться.До метро нас провожала Нина Степановна.
       - А, вы знаете, что сказал на панихиде Валерий Золотухин?- спросила Нина Степановна
       - Нет, не знаем.
       - Высоцкий, как будто предчувствовал свою кончину и даже написал об этом:
               
              « Мне есть, что спеть, представ  пред Всевышним,
                Мне есть, чем оправдаться перед ним ».
               
       - А, какие хорошие стихи написаны в « Венок  поэту». В нем целое созвездие имён – Окуджава, Белла Ахмадуллина, Евтушенко, Гафт, Городницкий и другие.
Мы шли взволнованные и потрясённые от всего услышанного. Хотелось не забыть и не расплескать те чувства,  которые  владели нами.
       - Нина Степановна, большое спасибо за прекрасный вечер. Мы узнали много интересного.
       - Жаль, что не смогла прийти Таня,  вечер был бы ещё интереснее.
       - А кто такая Таня?- спросила Юля.
       - Татьяна Шмыга, школьная соученица Юрия Михайловича.
       - Да, жалко. Мы большие её поклонники.
       - Ну, ничего. Как-нибудь в другой раз.

Выйдя из метро, мы с Юлькой продолжали делиться впечатлениями.
       - А, помнишь, в каком фильме играл Ляховицкий?
       - Нет, не помню.
       - В « Летучей Мыши», надзирателя тюрьмы.

На следующий день в Москве резко похолодало.  В нашей министерской гостинице почему - то не было тёплой воды и на первый экзамен Юлька пошла простуженная.
Первый экзамен был портрет  натуры, в карандаше.
 В центре аудитории стояла пожилая женщина, а  абитуриенты  рисовали её.
 Опыт в изображении родных и близких с натуры у Юльки был.  Изображая  нас, она старалась добиться сходства, ничему другому не уделяя внимания.  Многого она ещё не знала. Самоучка. Всё шло от себя. Никакой школы и, конечно, же техники у неё не было. Да, и неоткуда было её  взять. Все это сразу же « проявилось» на экзамене. Сходство с натурой было несомненное, но не больше того. Техники рисунка не было.
На второй экзамен Юльку не допустили из-за насморка.На этом наше поступление и  закончилось.И хотя нам было немножко не по себе, мы решили не переживать и для поднятия настроения отправились в  кинотеатр.Ближайшим - оказался «Россия», где шёл новый фильм « Экипаж»  с Жженовым в главной роли.Выйдя из кинотеатра, я позвонил Борису Васильевичу. Он пообещал достать  для Юленьки  вьетнамский бальзам и вечером привёз  его нам в гостиницу.