март и Матильда

Маргарита Школьниксон-Смишко
Март, как обычно, принёс Розе поздравительную почту и подарки. Клара Цеткин прислала цветы, Соня Либкнехт подарила портрет мужа, Луиза с Хансем Каутским из Вены прислали кроме вкусного кухена чудесно иллюстрированную книгу по орнитологии, Марта Розенбаум тоже прислала цветы и сладости. Но больше всего Роза была рада встрече с Матильдой, которая, конечно, тоже приехала не с пустыми руками.
 Между Розой и Матильдой давно установились доверительные отношения. Роза с ней откровенна как ни с кем другим. После отъезда Матильды ей полетели письменные строчки. 23.03. Роза сообщает:

«Вчера была в Позене у врача. Результаты анализов ему не понравились, он хотел бы меня чаще видеть, потому что лечение должно каждые три — четыре недели корректироваться. Эта перспектива меня просто смешит, потому что уже после первого посещения я вернулась с ужасной мигренью. Кроме того я сомневаюсь, что  высшее командование такие поездки разрешит. Но может быть всего этого и не потребуется. Я надеюсь, что весна принесёт улучшение, и потом ещё возможно, что в конце апреля моё освобождение..»

Конечно, Матильду можно обо всём попросить, и она поспешит удовлетворить просьбу:

«Пожалуйста, привезите мне чёрную шляпу, а с ней и белую, прошлогоднюю, солнце меня так слепит!»

Освобождение Розы задержится более чем на год. 27 марта она опять пишет Матильде:

«Моя дорогая Матильда!
Только что, наконец, получила Ваше письмо. Я уже так беспокоилась, что хотела позвонить, но, к сожалению, мне это запрещено.  Естественно, мне больше всего хотелось бы увидеть Вас как можно скорее, но если не получается, тогда подожду до 5-го, но не дольше! Приезжайте так, чтобы мы сразу же 5-го после обеда увиделись, и второй раз в пасхальный понедельник — 9-го. Во всяком случае мне хотелось бы , чтобы Вы здесь между нашими свиданиями пробыли подольше, это так хорошо на меня действует, знать, что Вы рядом. И так, пожалуйста, запишитесь сразу же на 5-ое и пошлите мне открытку, когда это сделаете.
Пауль (Леви) присылает мне теперь из Берна  «Таймс», напишите ему от меня благодарность и привет. Скоро я вышлю Вам книжечку *. - Сладости я, как и прежде, не ем; в диете ничего не изменилось, я только получила другое лекарство. Когда Вы будите здесь, Вам опять нужно будет посетить Ханса, последний раз Ваше посещение хорошо на него сказалось. Последние дни у меня такая невыносимая тоска по Вам и по Мими. Пишите хотя бы чаще открытки...
                Обнимаю Вас и Мими
                Ваша Р.

Пфемфер книг мне не прислал! Привезите что-нибудь!»

* Как в её положении могла Роза отблагодарить Матильду?  Она дарила ей свои книги, например, к Матильдиному дню рождения «Смерть Тициана» Хуго Хофманнсталя, а послать собиралась (и послала) стихи Фридриха Геббельса.

29.3.1917 Матильда получила очередное письмецо:

«Моя дорогая Матильда!
Большое спасибо за пакет. У меня опять просьба. Я, естественно, как всегда при поездке в Позен оставила в поезде мой зонтик. Совсем без зонта жить всё же не удобно; может быть Вы купите мне ещё быстро простой чёрный на половину шёлковый с деревянной изогнутой ручкой; но тонкий и лёгкий...
Рамочка к Карлу чудесно подошла, и совершенно в моём вкусе, большое спасибо!
Вашими азалиями Вы ещё полюбуетесь, они чудесно цветут..»