Выступление шеф-повара на Конгрессе литераторов

Чим Самоварр
Уважаемые господа присутствующие!
Моего имени нет в списке выступающих и я прорвался на трибуну без очереди. Но обратите внимание: председательствующий спокоен, значит – не возражает. Я слышу недовольный шум в зале? Но вы тоже не должны беспокоиться, я не представляю никому никакой конкуренции, потому что я не литератор, я повар.

Я слышу, ваше недовольство усиливается, но сейчас вы успокоитесь. Я – шеф-повар здешнего ресторана, в котором вы час назад отобедали. И по агентурным данным моих официантов обед вам очень понравился, неправда ли? Ну вот, теперь вы даже мне аплодируете, спасибо. Но вы, безусловно хотите знать, зачем я здесь. Сейчас объясню.

Дело в том, что мы с председательствующим находимся во взаимоотношениях. Что-то не так грамматически? Ну тогда - во взаимных отношениях. Опять не так? В общем, когда заходит он к нам в ресторан, я ему обычно что-то предлагаю: не отведаете ли? И он обычно соглашается. А он в еде толк знает, не так, как я, конечно, но его мнение как неординарного клиента для меня много значит.

А потом он предложит мне книжку и скажет: не отведаете ли? Он знает, что я в литературе толк понимаю, не так, как он, конечно, но мое мнение как не совсем обычного представителя читающей публики, уважает. А потом мы с ним обмениваемся нашими оценками, и оценка может быть только одна из двух: вкусно или невкусно. Ничего промежуточного быть не может.

Как вы заметили, я могу сказать о романе «вкусный». Вкусный – широкое понятие. Даже любовники иногда называют так друг друга. И в отношении еды, откуда оно и происходит, оно имеет много смыслов: еда должна вкусно выглядеть, она должна вкусно пахнуть, когда ее подносишь ко рту; она должна быть вкусной на вкус, когда ее жуешь и глотаешь. И, наконец, она должна иметь вкусное послевкусие, когда даже не хочется есть дессерт, и делаешь это только для того, чтобы от тебя не пахло бифштексом на публике.

А что может означать «вкусный» по отношению к литературному произведению? Это когда оно забирает с самого начала, когда читается с интересом, когда из текста не торчат  занозы и клепки, и наконец, когда по прочтении не возникает ощущения ни сыт - ни голоден.

Теперь дальше. Есть у меня давняя знакомая, такая книгочейщица! Всё читала. Бывало, увижу у нее в руках очередную книгу, спрошу: что это? Она могла ответить: сюр, или фэнтэзи, или много чего еще.  Однажды я сказал: оставь ты свои сюры, начитались мы всего этого, никакими фантазиями или стилистическими вывертами сегодня никого не удивишь, мы и не думаем об этом. Скажи просто: вкусная книга или нет? Услышав это в первый раз, она запнулась с ответом, но теперь хорошо меня понимает. И я просветил её дальше по части кулинарной оценки литературных произведений. Вот моя примерная шкала, и прошу помнить, что все блюда, о которых я буду говорить, могут быть как вкусными, так и невкусными.

- Фруктовое мороженое. Легкое, приятное. Можно откусывать, можно лизать – в зависимости от времени, которым располагаем.

- Каша. Можно разглядеть отдельные крупинки, но в целом масса однородна, жевать почти не надо. Значительная порция хорошо насыщает, но может вызвать ощущения тяжести во внутренних органах, и не только.

- Винегрет. Отдельные кубики различаются по виду и вкусу, можно попробовать каждый в отдельности. Но при еде приходится загребать так же, как и кашу, и вся масса воспринимается как однородная.

- Макароны. Хорошо просматриваются отдельные линии, но по вкусу – однородная масса.

- Стейк. Требует интенсивной работы ножом и зубами, но это вознаграждается, если вкусно. 

- Соус по-грузински. Хорошо различимые и очень гармонично сочетающиеся  компоненты. Никакой тяжелой работы и полный кайф, если вкусно.

- Пирог ни с чем. Хорошая форма при отсутствии содержания.

Уважаемые господа литераторы! Вы, конечно, можете внести свои коррективы в этот список, можете его дополнить, но, я думаю, вы по достоинству оцените преимущества такого кулинарного метода оценки при общении, вживую или с помощью гаджетов. Моя давняя знакомая, например, желая порекомендовать мне новую книгу, может прислать такую смс-ку: вкусный стейк, точи нож и зубы. И всё, и я точу.

Наконец, есть еще один важный аспект: впервые удаётся установить хорошо осознаваемую связь между тем, что мы пишем или читаем, и тем что мы едим. И я думаю, вы сможете это прочувствовать уже сегодня вечером, когда придете на ужин в наш ресторан. Благодарю за внимание. (Аплодисменты в зале).