Лекция 19 Воспитание и образование Смысл жизни

Арт Ангелуа
      Лекция 19  Воспитание и образование Смысл жизни

     Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых - освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых - обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.
     Передача знаний происходит с помощью языка - носителя информации. В любом развитом языке до 40 000 слов, а если считать словосочетания и диалекты – то слов на порядок больше. Из них до 80% слов составляет лексикон узкого профиля: - язык военных, науки, юриспруденции, техники, технологии, медицины, музыки, культуры, кулинарии и прочие, связанные с хозяйственной и культурной жизнью человека. В молодых нациях словарного запаса меньше – поэтому они заимствуют слова у наций, у которых язык, как и техника и культура, более развит.
     Всех слов лексикона не может знать никто. Обычно в быту «простой человек» обходится набором из 100-150 слов - из них половина матерных. Попса обходится в лучшем случае парой десятков. У нее, как и у молодого племени, только слезшего с дерева, слов не хватает, а без способности к абстракции не хватает и ума придумать новые – они, то «что видють окрест, то и поють». Поэтому это племя молодое, но задорное, заимствует слова у взрослых «дядей». Но заимствование слов от взрослых дядей, как и начало изучения «лексикона» малолетками, в первую очередь начинается с освоения корявых, «ядреных» слов. Политикам же и чиновникам, язык дан для того, чтобы скрывать свои личные, меркантильные мыслишки. И что интересно, из громадного словарного запаса любого языка только единицы действительно талантливых людей могут нанизывать слова в строфы хороших стихов и в предложения добрых литературных произведений.
     Образование в широком смысле слова есть процесс или продукт формирования ума, характера или физических способностей личности. В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие «учебные заведения» целенаправленно передаёт своё культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому. В контексте социального прогресса образование, помимо формата передачи социального культурного наследия, позволило человеку разорвать связь с Природой, в которой объём познания и длительность жизни взаимосвязаны. Процесс воспитания личности осуществляется в течение всей жизни и не ограничен возрастными рамками.   
     Однажды «в обществе» Бернард Шоу неосторожно заявил:- Чтобы считаться интеллектуалом, необходимо за всю свою жизнь прочитать 5-6 настоящих книг. «Светские дамочки» тут же «насели» на него с пожеланиями узнать названия этих книг, чтобы, прочитав их, тут же стать интеллектуалками. А вот чтобы узнать названия этих книг, надо прочитать 30-40 тысяч томов – ответил Бернард Шоу.
     Познание того, «что такое хорошо и что такое плохо» начинается с самого рождения человека уже в семье. Если семья крепкая, то папа как глава – президент – защищает и обеспечивает семью материально. Мама – премьер-министр – распоряжается бюджетом и обеспечивает ежедневные потребности семьи в материальных благах. Если родители дружны и воспитаны, то и дети растут добрыми и любознательными. Государство должно следить за тем, чтобы родители могли обеспечивать семью, как материальными благами, так и духовными ценностями. Это одна из базовых функций Государства. На следующем этапе развития ребенка – в школе, человек познает окружающий мир. В раннем возрасте человек познает это как от сверстников и взрослых наставников, так и из классических книг, в которых описываются жизненные ситуации и пути для их преодоления. Поэтому уже в школьной программе должно быть заложено прочтение ребенком 10-15 настоящих книг, признанных классическими, которые дают юности понятия, в каком мире и среди каких людей ему придется вращаться во взрослой жизни. Первыми в этом списке я считаю должны быть Библия и Коран. В них дается наставления, какими критериями оцениваются человеческие поступки – это семь смертных грехов и десять заповедей, которые нельзя преступать, чтобы оставаться человеком. А также важное понятие: - Прежде чем повелевать, надо научиться подчиняться.
     Каждое новое поколение проходит стадию «отцы и дети» - когда прежние идеалы «отцов» отвергаются или утрачивают свою привлекательность, новые ориентации находятся в процессе выработки. У многих молодых людей эта стадия «выработки» иногда затягивается надолго – до самой старости.
     Известен завет критика Писарева: - «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий».
     Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова – систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
     Ещё Пифагор отмечал, что «образование можно и разделить с другим человеком и, дав его другому, самому не утратить его». «Вообще именно образованием отличаются люди от животных, эллины – от варваров, свободнорожденные – от рабов, философы – от простых людей» - считал он.
     Воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Оно должно опираться на базовых, постоянных и непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.
     Гуманизм, прежде всего, означает человечность человека: - любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. У человека должна быть совесть, хотя если быть честным, то, положа руку на сердце, можно сказать, что совесть частного лица – штука сумеречная.
     Чтобы быть интеллигентом и интеллектуалом, кроме воспитания и образования в человеке должно быть развито чувство такта, деликатности и способность чувствовать умонастроение собеседника и общества, в котором человек вращается.   Если твое мнение не совпадает с мнением окружающих, то высказывать свое мнение по конкретному вопросу необходимо тактично, оперируя фактами – тут необходимо хорошее образование и способность логически применять его в каждом конкретном случае. А также деликатно, чтобы не обидеть оппонента, убедить его в своей правоте или убедиться в своей неправоте. Необходимо не вдалбливать «в мозгу» оппоненту «свою особую позицию», а уметь спокойно, взвешено, ненавязчиво убеждать оппонента. «Вдалбливание» характерно для полицейских – они не выспрашивают подозреваемого, а допрашивают - «колют и потрошат ханурика», часто с применением зубодробительных методов.
     Гуманистическое свойство общения между людьми вырабатывается в комплексе с хорошим образование и воспитанием с детства в процессе общения и «вращения» в различных слоях общества. Чем больше ребенок вращается «в хорошей компании» со своими сверстниками и взрослыми, тем он больше коммуникабелен, приятен в общении и заслуживает доверия. Тем более если он занимает высокое положение в обществе и облечен властью. Хотя человек должен знать и о дурных сторонах жизни, чтобы иметь их отличать от хороших, чтобы не попасть впросак столкнувшись с суровой действительностью. Лучше всего знание о дурных сторонах жизни получать из прочитанных книг, а не из собственного опыта. Недаром говориться: - Лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.
     Дипломатичность в общении должно быть неотъемлемым качеством любого человека. Это качество воспитывается с детства общением с умными и тактичными людьми. Человек  должен быть «светским львом» - уметь красиво есть, прилично пить не «накачиваясь», и общаться с окружающими, не пьянея от своих собственных «тирад» и не зверея от слов оппонента – должен чувствовать собеседника и отдавать себе отчет, что говоришь и с кем. Должен уметь всегда держать себя в руках.
     Можно прочитать и изучить сотни книг по этике и эстетике, но кушать с открытым ртом и говорить – к месту и не к месту непристойности. Хотя и скабрезности можно иногда говорить изящно и благолепно, так чтобы не манкировать общество и не смущать собеседника – это тоже великое искусство.
     Воспитанный человек должен иметь терпение и воспитание, чтобы до конца выслушать оппонента и сделав вывод о направлении мышления и умонастроении собеседника мягко довести и твердо отстаивать свою точку зрения и позицию по обсуждаемому вопросу. Как наставлял Бернард Шоу: - «Никогда не спорь – стой на своем и точка!» Беда многих людей в том, что они не умеют слушать и не хотят понимать и принимать точку зрения собеседника. Дух противоречия постоянно присутствует в человек – как же, кто-то знает больше него, а я тоже не «лыком шит». И поэтому, даже не выслушав до конца мысль оппонента, человек сразу же горячо и азартно «вламывается в амбицию», не отстаивая свою точку зрения, а навязывая ее собеседнику. Часто, не успеет собеседник открыть рот, как его оппонент, «схватив мысль», тут же начинает «развивать» ее сам. Это напоминает игру: - угадай мелодию с трех нот. Мелодию можно угадать и c двух нот, но чтобы постичь замысел произведения Великого Мастера надо со вниманием и наслаждением выслушать произведение до конца, затем успокоить эмоции, разложить взлахмоченные мысли по полочкам и только потом делать выводы и выработать свою точку зрения.   Это касается и литературы, и драматургии, и живописи и других видов искусства. И особенно при общении с людьми.
     Не каждый человек способен сразу понять и быстро оценить мысли и чувства, заложенные в произведении искусства или в словах собеседника. Известно, что по своим «неври-паталогическим» свойствам люди бывают трех типов: - холерики, сангвиники и меланхолики. Холерики быстро возбуждаются и так же быстро успокаиваются. Сангвиники нормально возбуждаются и также спокойно успокаиваются.  Меланхолики очень долго и нудно понимают происходящее и переваривают полученную информацию, но если возбудятся, то их очень трудно успокоить. Иногда это происходит в самый неподходящий момент, когда через продолжительное время меланхолики делают выводы о происходящем  и подготавливают ответ оппоненту. Меланхолики, в основном бывают крупные люди, и после возбуждения могут наломать дров и долго, до «успокоения возбуждения», бить морду оппоненту, если почувствуют себя оскорбленными. В общении с людьми надо тонко чувствовать психотипаж собеседника и вести «дискуссию» с ним соответственно этому типажу.
     Вспоминаю случай, у меня был коллега по работе. Однажды он пришел на работу с воспаленным глазом и как все «нудилки» замучил меня словоблеянием о своих чувствах связанных с неудобствами от больного глаза. Я как холерик, не смог долго выслушивать его заунывные песнопения и в качестве примера, без задних мыслей, привел в пример себя. Дорогой, - сказал я ему - аналогичный случай был и у меня. У меня болел зуб, я его вырвал и сразу же успокоился и даже через некоторое время мог с аппетитом кушать. Занятый своими делами, я забыл об инциденте. Через несколько часов, ближе к концу рабочего дня, «клиент» подошел ко мне и с обидой «предъявил предъяву»: - я нехорошо поступил, посоветовав ему вырвать себе глаз. Занятый своими мыслями, я не сразу понял «об чем речь». Но потом, сообразив, с кем имею дело, я ответил ему, что советов не даю - за свои советы советчики берут деньги и отвечают головой, если совет приведет к нехорошим результатам. Я с него денег не брал, поэтому отвечать головой не имею оснований, а просто привел пример из своего жизненного опыта, как лечил себе зуб. Ответ коллегу не устроил, и он долго дулся на меня, пока однажды после получки, в пивной, после долгих и нудных выяснений, как мы глубоко уважаем друг друга, мы не замяли этот инцидент. После этого я перестал комментировать окружающие события при общении с данным товарищем.
     Надо тонко уметь чувствовать уровень знаний и воспитание человека, которому оппонируешь. Не каждому это дано – обычно после первых слов диспута, собеседники начинаю «вламываться в амбицию» - как это так, мы и «сами с усами», я и сам все знаю. Людям свойственно порассуждать с умным человеком и с умным видом «о том, о сем», чтобы доказать свою «импотентность». Иногда, а довольно таки часто, если не всегда, оппонируя, они сами говорят то же самое, что и вы, только своими словами, в точном соответствии со своим образованием, воспитанием и собственному «словарному запасу слов». Иногда это бывает очень коряво и многословно, и тогда, чтобы оппонент просто не сбежал от его «многомудрого словоблеяния», оппонирующий держит его за пуговичку пиджака. Эта «светская» манера общения, когда каждый говорит о своем и слушает только себя, особенность многих «многомудрых особей».
     Как говорится – острие, это не для тупых. Опасные вещи - и малознание и многознание. Многие полагают, что хорошее образование - это синоним ума. На самом же деле образованные люди иногда слишком мудрят и на этом часто попадают впросак. Мы все совершаем ошибки – иногда абсолютно очевидные - и удивляемся потом, как могли быть так глупы. Никто не бывает так умен, как сам о себе мнит - на этом и ловятся преступники и выявляются глупцы, иногда потому что самые изощренные лжецы и глупцы порой говорят слишком много. Но мелкие ошибки по большей части сходят с рук – людям свойственно прощать мелкие слабости своим ближним. Но не убийцам и насильникам - им нет, и не может быть прощения. И их не перевоспитаешь – они должны быть изолированы от людей и заново «проходить свои университеты» - учиться гуманизму и порядочности, но уже насильно, в изоляции. Хотя, как говориться: - учеба, учебе - рознь!

     Размышление об образовании и воспитании. В современных учебных заведениях, студенты, путем механического запоминания, в ущерб понимания материала и активного развития умственных и духовных способностей, учатся для экзамена как такового, а не для знания и умения. В университетах преподают слова, ничего кроме слов в сложных, замысловатых учебниках, предназначенных для запоминания. Выпускники такой системы образования отгорожены от реальности стеной слов и вся сила ума выпускников долгими годами обучения приучается концентрироваться на словах и терминах, которые можно записать мелкими буквами в шпаргалках, а с учетом новых технологий - на мобильниках и прочих «виртуальных» технических средствах и использовать их только во время экзаменов. Поэтому 9 из 10 выпускников университетов уже через несколько недель после сдачи экзаменов или получения диплома начисто забывают большую часть заученного знания, а выпускники физико-математических вузов по истечении короткого времени после получения дипломов уже не в состоянии решать простейшие задачи из алгебры и геометрии.   Высшее образование университета, профессиональное среднее образование и классы средней школы не развивают духовно-психических способностей, а только одну память – это большая беда для большинства «студиозусов», у которых ее катастрофически не хватает или отсутствует полностью. Еще Мартин Лютер по этому поводу писал: - Чему учат в высших школах, как не тому, чтобы все были дубинами и олухами?
     Как следствие - упадок наук, технического прогресса и научных исследований. Именно мнемоническая система механической зубрежки, по мнению Г. Лебона, является основным источником огромной армии безработных, недовольных и не приспособленных к трудовой деятельности выпускников вузов и университетов, из которых набирается армия анархистов и революционеров, которые, как считает Лебон, не умеют ничего, кроме разрушения. Именно из рядов выпускников университетов, не нашедших своего профессионального применения в виду бесполезности и абстрактности их знаний, а также в виду отвращения к труду и дисциплине, но с огромными запросами и потребностями, набираются новобранцы в различные революционные, экстремистские, террористические или любые другие радикальные политические движения, призывающие к революциям и слому общественного порядка. И именно они, как правило, идеологи, предводители и составляют ядро таких движений - такой вывод делает Лебон из своих наблюдений нарастающих социалистических движений в Европе начала 20-го века, изложенных впоследствии в своей книге - «Психология социализма» (1908).
     Лебон предлагает брать пример с США, Великобритании и Германии, в которых обучение поставлено на экспериментальную, опытную и практичную базы. На всех уровнях обучения в этих странах делается упор на развитии в обучающемся конкретных навыков и умений, практических и опытных знаний, полученных экспериментально, непосредственно и лично учеником. То есть там метод практичного освоения знаний превалирует над абстрактным и мнемоническим, что, по мнению Лебона, и вывело эти страны в мировые лидеры во всех областях науки и техники.   Именно система обучения, воспитания и образования страны, как пишет Лебон, является фундаментом её процветания и могущества. Суммируя свои предложения по улучшению обучения на всех уровнях, Лебон формулирует общий закон обучения, основанный на научном, психологическом подходе: - «Воспитание - искусство пропускать сознательное в бессознательное». То есть все полученные знания и умения должны быть переведены в навыки - человек знает и умеет делать что-то не задумываясь над этим, не размышляя, автоматически».
     Истинной целью воспитания и обучения Лебон считает развитие в человеке лучших качеств характера и интеллектуальных способностей, таких как инициатива, наблюдательность, дисциплина, усердие, чувство солидарности и одновременно способность самостоятельно действовать, способность размышления, самообладание и т. д., что невозможно развить из чтения книг или простым запоминанием.   Перечисленные качества делает человека в любой профессии высококлассным профессионалом. Наиболее важным элементом воспитания Лебон считает мораль, так как духовное состояние определяет истинное место народа в цивилизации, его реальную власть в культуре. Само существование общества определяется общими правилами морали и общими идеалами, скрепляющими это общество. Самым важным идеалом в воспитании Лебон считает понятия Родины и Отечества, который наделяет людей одинаковыми чувствами и интересами. Без этого идеала существование, а тем более процветание народа невозможно. Поэтому мораль и идеалы Лебон предлагает включать в программу обучения на всех стадиях обучения и воспитания молодого поколения. И не только его.
     Зигмунд Фрейд определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности». Толковые словари описывают воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни», в основе которого, основной принцип – главной ролью общечеловеческих ценностей является формирование между людьми доброжелательных отношений, способствующих доверию и сотрудничеству. Именно благодаря сотрудничеству между людьми возникла цивилизация – и от семьи и рода возникли общественные организации, объединившие нации.
     Каждому из нас необходима абсолютная вера в реальность существования честности и порядочности в людях. Но в той же степени нужна стойкость, чтобы эта вера выдержала испытания на прочность, которые часто посылает нам жизнь. Истинная вера не нуждается в подпорках в виде всякого рода материальных доказательств, ибо, если бы доказательства существовали, не было бы никакой нужды верить. Но все мы, тем не менее, иногда пытаемся укрепиться в своей вере с помощью одной сугубо материальной вещи - Вечных ценностей, открытых Человечеством и изложенных в Библии: – Вера, Надежда, Любовь! И в десяти заповедях, которые надо соблюдать, чтобы оставаться порядочным человеком. Хотя всегда останется насущным здравый философский вопрос: – Собака крутит хвостом или хвост крутит собакой?
     Девять десятых людей являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или бесполезными, благодаря своему воспитанию. Но нельзя отрицать и наличие врождённых способностей и интересов. Поэтому с детства родителям и педагогам необходимо внимательно наблюдать за детьми с тем, чтобы обнаружить их склонности и воспитывать и направлять в соответствии с присущими детям интересами, а не принуждать к деятельности, которая им не по нраву. Необходимо поощрять стремление молодых к знанию нового, неизведанного, без оглядки на общепринятые мнения, ибо оно - враг прогресса.
     Воспитания и образования молодого поколения в жизни страны является ключевым, особенно в эпоху техники, когда определяющую роль играет не знание само по себе, а умение его применить. Когда уровень знания в разных странах, в общем и целом одинаков, то главенствующую роль в мире занимают те страны,  которые умеют применять и развивать это знание практически.
     Уже в небольшой семье достаточно трудно обеспечить мир, согласие и доверие. И чем больше людей собирается вместе, тем труднее обеспечить согласие между ними. Поэтому главным достоянием нации является её духовность - способность людей сотрудничать и доверять друг другу. Способность к подобному доброжелательному общению определяется воспитанием человека.
     Порядочные люди – главное достояние любой нации, они создают представление о справедливом порядке в обществе и поддерживают его, не жалея собственной жизни. И в международных отношениях доминирующее положение занимают нации, обладающие именно духовным превосходством. История показывает, силой оружия можно создать империю, но страх и насилие не способствуют длительным отношениям между людьми. А вот моральные ценности объединяют самые различные нации в доброжелательном сотрудничестве.
   
     Что есть гуманизм? Каждое государство имеет свою идеологию, ибо без идеологии нет государства, а имеется лишь территория с населением. Но всякая идеология – это односторонний, социально-заинтересованный подход тех или иных классов и социальных групп к решению общественных проблем, который они стремятся навязать «населению» в качестве господствующих идейных и ценностных ориентаций.  Государство не должно быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Как бы ни был правитель государства хорош, как бы ни знал и не соблюдал законы, он всегда останетесь для народа в роли сатрапа и палача, если не станет руководствоваться правилами священного гуманизма. Правители и государство должны опираться на базовых, постоянных и непреходящих идеях и ценностях. Такой ценностью является гуманизм.
     Гуманизм, прежде всего, означает человечность человека: - любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству, т.е. понятие гуманизм есть система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.
     Общечеловеческие ценности – это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей, а имеют значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя особенности их выражения у каждого народа зависят от особенностей природы, климата, материальных ресурсов, экономики, культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, от конкретно человеческого. А каждый конкретный человек является гражданином конкретного государства, принадлежит к определенной народности, нации, где общечеловеческое реализуется в конкретных социальных образованиях. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспитание гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны.
     Общечеловеческие ценности носят абсолютный характер, являются вечными. Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности имеют божественную природу. Для неверующих людей за общечеловеческими ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций и устремлений. Т.е. и верующие и неверующие осознают, что общечеловеческие ценности носят постоянный, непреходящий характер. И именно поэтому общечеловеческие ценности являются идеалом, образцом поведения для всех людей и государств.
     С позиции гуманизма, конечная цель образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом права на жизнь, свободу, профессиональную деятельность, то есть быть свободным, самодеятельным Человеком, ответственным за все происходящее в этом мире.

  Приложение. Несколько советов молодым людям, только вступающим в большую жизнь:
     - Пой только тогда, когда тебя попросят.
     - Находясь среди людей, особенно за границей, стремись только понять или
       узнать, но ни в коем случае никого не поучай.
     - То, что тебе кажется странным в другом народе, постарайся понять и ни в
       коем случае не смей высмеивать или отвергать тебе непонятное в его обычаях
       и традициях.
     - Никогда не забывай - в своей стране ты гражданин среди миллионов
       сограждан, по словам и поступкам которого судят о твоем воспитании и твоей
       семье. За границей ты гражданин государства, по словам и поступкам
       которого судят обо всей нации.


           Арт Ангелуа 26.09.14 г.