Действие I - Иоланта

Голиб Саидов
(КАРТИНА  ПЕРВАЯ  -  ЛИТЕРАТУРНАЯ)


- Никто не сравнится с Матильдой моей!
(ария Роберта из оперы П.И.Чайковского "Иоланта",  по драме Генрика Герца «Дочь короля Рене»)


           Набрав в себя по-больше воздуха, я перешагнул порог кухни и внезапно затянул начало этой известной арии, после чего, резко прервавшись, интригующе уставился на свою дражайшую половину, которая в этот момент домывала посуду.
           - Чё эт, с тобой? - вскинула кверху брови жена, испуганно вздрогнув от моей странной выходки.
           - Можешь мне ответить, из какой это оперы?! - в свою очередь, хвастливо поинтересовался я.
           Давно разменяв  пятый десяток, я лишь совсем недавно соизволил обратить внимание на то, что помимо водки, женщин и книг,  в мире, оказывается, существует ещё и... театр. Конечно, в немалой степени, этому осознанию способствовало место моей очередной новой работы. И - тем не менее... В последнее время, я практически не выходил из своей каморки, скачивая из интернета и изучая всё, что было связано с балетом и оперным искусством. И вот, сейчас, я торжествующе уставился на свою жену, будучи абсолютно уверенным, что она быстро сдастся. Однако, я ошибся. Застыв с намыленной тарелкой в руках, Лена напряглась, уставившись на некоторое время в потолок, а затем неуверенно выдала.
            - По моему, из "Иоланты"... - и тут же, взирая на меня, с надеждой. - Нет?
            Откровенно говоря, я был ошеломлён.  И понятно от чего: за всю нашу совместную жизнь, мы всего лишь несколько раз посетили филармонию, посмотрели вместе с десяток фильмов и побывали стыдное количество раз в театрах северной столицы. Конечно: во всём этом, была исключительно моя вина - домоседа, которого ломом не отодрать от любимого кресла и привязанного к нему монитора.
            - Как?! - не удержался я. - Мы ведь, с тобой не так часто баловали своим посещением кулютурные заведения?!
            На что жена снисходительно улыбнулась.
            - Дорогой мой, это было ещё до нашего знакомства. - и тут же, напомнила. - Ты вероятно запамятовал, что такое контрамарка?!
            Ну, конечно: как я об этом мог забыть?! Действительно, это всё благодаря нашему советскому прошлому, когда государство было кровно заинтересовано в том, чтобы народ расширял свой кругозор, приобщаясь к классике, к мировым культурным ценностям.  Когда не только на предприятиях, но и во всех учебных заведениях принято было распространять контрамарки - пропуск, дающий право на бесплатное посещение представления в театре, цирке и так далее...
            - Слава богу, я ещё успела зацепить то время... - словно прочитав мои мысли, подытожила супруга.
           И я невольно призадумался:
           "Интересно: а какой процент сегодняшнего молодого поколения учащихся и школьников имеет хоть какие-то из выше перечисленных льгот?" Про обычных государственных служащих и рядовых работников среднего и низшего звена, лучше тактично промолчу. Полагаю, что сравнение, мягко говоря, не совсем уместное... во всяком случае, не в пользу сегодняшних реалий.
            И вот ещё, что заставило меня вновь погрузиться в длительное раздумье, оглянувшись в относительно недавнее прошлое и невольно, сравнивая достижения советской эпохи с теперешним состоянием в области нравственного воспитания и духовного совершенствования нашего общества. И как бы я ни старался, какие бы оправдания ни находил, вынужден был констатировать, что "притянуть за уши" не получается. Уж очень лихо поскакали мы навстречу своему будущему, растеряв по дороге львиную долю своего ценного генофонда, которое по остаточному принципу досталось нам в наследство от растерзанной дореволюционной России.
            Зато, сумели широко расправить свои плечи, обрели накаченные бицепсы, мощные кулаки и теперь, вот этими самыми кулачищами и стальными головами, способны пробить какую угодно стену и стереть в порошок любого, кто осмелится встать на нашем пути. Так что, оставьте при себе все эти ваши учёные книжки, с их малопонятным и вычурным слогом, всякие "па дэ дэ" да "будьте любезны", и помалкивайте в тряпочку. Ваше время, с никому не нужными высокими, чистыми, романтическими и возвышенными идеалами, безвозвратно кануло в Лету. Теперь, наш черед - смелых, напористых, рискованных, прагматичных... лишённых излишних сантиментов и реально чувствующих твёрдую почву под ногами. И вот уже, не успел казалось бы и глазом моргнуть, как кругом, почти все ключевые места в иерархической лестнице полу-криминального государства, заняты вчерашними стукачами, братками и "авторитетами", с их известным на всю страну строгим и неукоснительным девизом, прозванном в народе, как "принцип трёх О": - "откат", "отъём" и "отжим". А потому, не стоит удивляться огромному количеству дилетантов, занявших не свои места, невежеству и некомпетентности отдельных руководителей, которые с помощью взяток и благодаря процветаемой коррупции, успешно делают себе карьеру, с безразличием и поражающим цинизмом относясь к будущему своей отчизны.
             И меня уже не удивляет особо история, которую поведал на днях мне один приятель, работающий одно время официантом в очень престижном театральном ресторане.

 
МУРКУ,  ДАВАЙ!


               Историки, гиды и знатоки города утверждают, что в различное время в этом доме  жили: прославленная русская балерина Истомина А. И. (1799-1848), поэт и декабрист Глинка Ф. Н. (1786-1880), и даже сам знаменитый Шаляпин Ф.И. (1873-1938). Ну, подумаешь: богема...
               В наши дни, тоже существует своя богема - так называемые «братки», которые изредка позволяют себе, оттянуться «по-человечески». Что им стоит снять целый ресторан? Они же платят конкретные бабки! И не в каком-нибудь злачном «малиннике», а в самом центре культурной столицы - в ресторане «За сценой», который обслуживает не только оперную элиту известной на весь мир труппы Мариинского театра, но также, эстетствующих поклонников Талии, Мельпомены и Терпсихоры, а кроме того, многочисленных гостей и иностранных туристов «Северной Пальмиры». А потому, можно позволить себе, гульнуть на «широкую ногу». В конце-концов, живём-то ведь, в свободной России!
             И вот, в самый разгар мероприятия, один из буйных дружков, едва держась на ногах, двинулся в сторону тапера, бренчавшего на рояле что-то уж больно заумное и не совсем понятное. Классику, одним словом... С трудом передвигая ноги и бросая своё грузное тело из стороны в сторону, он дошел наконец до хлипкого очкастого музыканта и опустив ему на плечо свою увесистую «кувалду", вполне резонно возмутился:
             —  Слушай, что ты тут мне х@йню всякую несёшь? Сбацай что-нибудь настоящее!
             Питерский интеллигент аккуратно поправил на переносице свои очёчки и вежливо осведомился:
             —  Например? Может, «Времена года» Чайковского? Или сюиту Прокофьева «Летняя ночь»? Или...
             —  Какие, на @уй, «Времена года», какая-такая «Летняя ночь»?! —  чуть не протрезвел братан и, наклонившись совсем близко к пианисту, дохнул перегаром. - «Мурку» знаешь? «Мурку» давай!!
            «Как хорошо, с одной стороны, что Фёдора Ивановича уже нет в живых...» - подумалось мне, выслушав эту душещипательную историю от моего коллеги по работе, которому - по воле судьбы - некогда довелось, обслуживать этих новоявленных «нуворишей» современной России.


(КАРТИНА  ВТОРАЯ  -  ТЕАТРАЛЬНАЯ)


ИОЛАНТА

опера в одном действии
Музыка Петра Чайковского
Либретто Модеста Чайковского
по драме Генриха Герца "Дочь короля Рене"

Совместная постановка с Festspielhaus Baden Baden

Мировая премьера: 18 декабря 1892 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премьера постановки: 17 апреля 2009 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург

Продолжительность спектакля 1 час 30 минут

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Дочь короля Рене Иоланта слепа. Но девушка не подозревает о своей слепоте: по приказу Рене при ней запрещено упоминать о зрении и свете. Отец, подруги, старая кормилица – все приветливы, ласковы с Иолантой. Короля не оставляет мысль об исцелении дочери, но приводит в смущение мысль, что для этого нужно, чтобы Иоланта узнала о своей слепоте и захотела прозреть.
В тихом приюте Иоланты появляются рыцари Готфрид Водемон и его друг Роберт. Роберт равнодушен к Иоланте, с которой был помолвлен в детстве, Водемон же без памяти влюбляется в девушку. Оставшись с Иолантой наедине, Водемон просит у нее на память красную розу. Девушка протягивает ему белую, и тогда Водемон, догадавшись о ее слепоте, рассказывает ей о том, чего она лишена по неведению, рассказывает о красоте мира, о свете. Но слова Водемона не пробуждает в Иоланте желания видеть. В отчаянии король Рене угрожает Водемону смертной казнью в случае неблагоприятного исхода лечения дочери. Опасение за жизнь человека, ставшего ей близким, побуждают Иоланту дать согласие на операцию, которая вернет ей зрение. Тем временем Роберт признается королю в том, что любит другую и поэтому не может взять в жены его дочь.
Узнав о том, что Иоланта обрела зрение, король прощает Роберта, освобождает от тяготившей его клятвы и дает согласие на брак дочери с Водемоном. На свадьбе все присутствующие поют благодарственный гимн во славу Божию. Затем феерия гаснет, и Иоланта остается одна.



Действие происходит в горах Южной Франции в 15 в.

На юге Франции в горах расположен замок короля Прованса Рене. Здесь живёт юная дочь короля Иоланта. Она слепа от рождения, но не знает об этом. По требованию короля окружающие тщательно скрывают от неё тайну, никто из посторонних под страхом смерти не смеет проникнуть в замок. В счастливом неведении Иоланта проводит дни среди подруг, однако с недавнего времени смутные душевные порывы и стремления нарушают её покой.
Иоланта с Мартой и подругами в саду. Иоланта задумчива, печальна, она подозревает, что от неё что-то скрывают. Марта и подруги стараются успокоить Иоланту. Они просят музыкантов, чтобы те сыграли что-нибудь весёлое, но Иоланта останавливает их. Она просит девушек нарвать ей цветов, девушки уходят. Иоланта поёт ариозо «Отчего это прежде не знала». Девушки приносят корзину с цветами. Звучит их хор «Вот тебе лютики, вот васильки». Марта укладывает Иоланту, девушки поют колыбельную «Спи, пусть звуки колыбельной навевают сны», Иоланта засыпает.
Раздаётся звук охотничьего рога и стук в калитку. В сад входит Бертран и отворяет калитку. Перед ним Альмерик, он сообщает, что скоро в замок прибудет король. На вопрос Бертрана, почему приказ короля передаёт не старый оруженосец, Альмерик отвечает, что тот умер, а он — новый оруженосец. Бертран объясняет ему, что в замке живёт Иоланта, слепая дочь короля, невеста Роберта, герцога Бургундского, и что король желает скрыть слепоту Иоланты от Роберта, пока она не исцелится. Иоланта не знает о своей слепоте и о том, что её отец — король.
Прибывает король и вместе с ним Эбн-Хакиа, мавританский врач. Врач осматривает Иоланту, пока она спит, король в волнении ожидает вердикта: «Ужели роком осуждён Страдать невинно ангел чистый?» Эбн-Хакиа говорит, что к Иоланте может вернуться зрение, если она будет знать о своей слепоте и страстно желать исцеления. Звучит монолог Эбн-Хакиа «Два мира». Король не хочет раскрывать тайну и разгневанный уходит.
Сбившись с пути, в сад попадают рыцари Роберт и Водемон. Роберт влюблён в графиню Лотарингии Матильду, он едет к королю, чтобы просить расторгнуть помолвку с Иолантой. Рыцари видят надпись, запрещающую входить в сад, но бесстрашно заходят внутрь. Они говорят об Иоланте. Роберт утверждает, что она, подобно всем монашенкам (считается, что Иоланта живёт в монастыре), чопорна и горда, и поёт арию «Кто может сравниться с Матильдой моей». Водемон мечтает о светлом ангеле в ариозо «Чары ласк красы мятежной Мне ничего не говорят».
Рыцари идут по саду, поднимаются на террасу. Водемон видит спящую Иоланту, он восхищён ею. Роберт пытается силой увести Водемона, Иоланта просыпается. Она приветливо встречает рыцарей, приносит им вина. Роберт подозревает, что это западня, и уходит за отрядом. Водемон остаётся наедине с Иолантой. Он просит её сорвать красную розу в память о её жарком румянце и, когда девушка срывает белую, а потом не может сосчитать розы, не потрогав их, уверяется, что Иоланта слепа. Охваченный состраданием, Водемон рассказывает ей о том, как прекрасен свет, вечный источник радости и счастья (ариозо «Чудный первенец творенья»).
Появляются король, Эбн-Хакиа, Бертран и Альмерик. Становится ясно, что Иоланта знает о своей слепоте. Король в отчаянии, он предлагает дочери начать лечение. Она отвечает, что не может пламенно желать того, о чём не знает, но послушает отца. Эбн-Хакиа тихо говорит королю, что тогда надежды на успех нет. Но тому приходит мысль, как помочь Иоланте. Он (притворно) угрожает Водемону смертной казнью, если лечение не поможет Иоланте. Иоланта готова перенести мучения, чтобы спасти Водемона, но врач говорит, что она должна только пламенно желать увидеть свет. Иоланта горячо и страстно поёт свою арию «Нет, назови мученья, страданья, боль: о, чтоб его спасти, безропотно могу я все снести». Водемон падает перед ней на колени: «Ангел светлый! дорогая, Пред тобой склоняюсь я!» Иоланта в сопровождении врача уходит. Король признаётся Водемону, что угрожал ему притворно. Водемон сообщает, что он Готфрид Водемон, граф Иссодюна, Шампани, Клерво и Монтаржи, и просит руки Иоланты. Король отвечает, что дочь помолвлена с другим. В это время возвращается Роберт с воинами. Увидя короля Рене, он преклоняет перед ним колена, тогда Водемон понимает, что говорил с королём. Роберт признаётся, что любит Матильду, король возвращает данное им слово. Теперь король может отдать дочь Водемону. Входит Бертран с вестью, что Иоланта видит. На небе появляются звёзды, Иоланта видит людей, отца, Водемона и поёт «Прими хвалу рабы смиренной». Все славят свет, прекрасное творение Бога, источник жизни.


Короткая  ремарка.

              Лирическая опера в одном действии (В настоящее время опера идет в двух действиях.) В подавляющем большинстве театральных постановок так уж повелось, что продолжительность одного действия занимает примерно не более 40 минут (время сохранения концентрированного слушательского внимания).
              Что касается комической оперы, то она родилась из старинной opera-buffa, которая давалась в антрактах трехактной opera-seria и, следовательно, имела - по закону жанра - два акта; таковой является, например, «Севильский цирюльник», двухактная опера (в сущности, большая opera-buffa) Россини; и если эта опера ставится теперь в трех действиях, то знайте, что делается это в интересах буфета театра; современные постановки «Дон-Жуана» в трех и даже в четырех действиях, строго говоря, входят в противоречие с изначальным замыслом Моцарта представить «комическую оперу».
              «Иоланта» — последняя опера Чайковского. В 1884 году композитор прочел перевод одноактной драмы в стихах датского писателя Генрика Герца (1798—1870) «Дочь короля Рене» (1845) и пленился оригинальностью, поэтичностью сюжета. Внимание композитора отвлекла работа над другими произведениями, и лишь в 1891 году он приступил к сочинению «Иоланты». Брату композитора М. И. Чайковскому (1850—1916) было заказано либретто по драме Герца в переделке В. Зотова (в этой переделке названная драма была поставлена в 1888 году на сцене московского Малого театра). Работа началась 10 июля, к 4 сентября вся музыка была написана, а в декабре закончена оркестровка. Первое представление оперы (вместе с балетом «Щелкунчик»), состоялось 6 (18) декабря 1892 года в петербургском Мариинском театре.
              Трогательная история слепой Иоланты, исцелившейся благодаря любви, заключает в себе большую гуманистическую мысль. Вечный мрак, в котором безмятежно и спокойно живет не подозревающая о своем несчастье дочь короля Рене, становится символом душевной слепоты, являющейся для близких ей людей источником глубокого горя. Только любовь и сострадание зажигают в сердце Иоланты страстное желание увидеть мир, рождают готовность к самопожертвованию и мужество вынести муки, ценой которых она сможет прозреть.
              Опера воспринимается как восторженный, лучезарный гимн любви, открывающей лучшие стороны человеческой души, несущей с собой свет познания, наслаждение красотой и счастье.
(Источник - http://www.belcanto.ru/iolanta.html)



(КАРТИНА  ТРЕТЬЯ  -  КУЛИНАРНАЯ)

МУКСУН (со шпинатом и райскими яблочками, на подушке из сельдерея и яблок)

             Предлагаемый вашему вниманию рецепт - как и опера "Иоланта" - явление исключительно своё, родное, отечественное и только по одной этой причине заслуживает быть включённой в список кулинарных блюд, предлагаемых российскому театральному эстету, в качестве легкого ужина, после просмотра той же самой одноимённой оперы. Но, для начала, небольшая справка.

            Муксун (лат. Coregonus muksun) — пресноводная рыба из рода сигов семейства лососёвых. В длину достигает 0,75 м, весом до 8 кг. Встречается в реках Сибири, опреснённых заливах Северного Ледовитого океана, в озёрах на полуострове Таймыр. Наиболее многочислинен в Обь-Иртышском бассейне, где вылов превышал 1,5 тыс. тонн.
            Муксун считается ценной промысловой рыбой, деликатесом.
            Численность муксуна в последние годы резко сокращается из-за массового браконьерского вылова, особенно в Обской губе и в период нерестовой миграции.

            Кстати, в ресторане, где мне довелось работать, муксуна доставлял нам один из браконьеров. Ну, теперь, на этой оптимистичной ноте можно закончить и приступить непосредственно к самому рецепту.


Филе муксуна                140 г
Мука в/с                20 г
Соль                5 г
Масло растительное                25 мл
Шпинат                35 г
Райские яблочки консервированные                2 шт
Базиликовая заправка                30 мл
Гарнир:
Сельдерей (стебли)                50 г
Яблоко "Грэмми Смит"                60 г
Карри                1 г
Белое столовое вино                50 мл
Лимонный сок                50 мл
Сливки 11%                100 мл


          Для начала, готовое филе (на коже!) муксуна следует достать из морозильной камеры и разморозить. О свежей парной рыбе, можно на время забыть: специфика подавляющего большинства российских ресторанов отнюдь не претендует на мишленовские звёзды, а потому, практически во всех подобных заведениях, в специальных морозильных лотках покоятся готовые куски (мяса, птицы, рыбы), распотрошенных и разделанных (заблаговременно) тушек, что - впрочем - вполне понятно. При этом, хочу успокоить утончённую душу театрального эстета, что на конечный результат, данное обстоятельство, можно сказать, почти не влияет: многое зависит от мастерства и уровня профессионализма повара.
         После того, как полуфабрикат оттает естественным образом, необходимо сделать на коже пару-тройку небольших надрезов (дабы, вовремя жарки, кусок не скукожился и не выгнулся), посолить белым миксом, запанировать в муке и обжарить (вначале - кожей вниз) на хорошо разогретой сковороде в течение 1 минуты.
         Изъять из пакета три "шарика" листового (не рубленного или прессованного!) шпината, посолить, добавить базиликовую заправку, перемешать и выложить на рыбу. Сбоку положить два райских яблочка (продаются практически в любом супермаркете, в виде консервированных баночек) и - на 3-5 минут в духовку (200 град. по Цельсию).
         На гарнир: обжарить на растительном масле мелко порубленные стебли сельдерея и нашинкованное тонкой соломкой яблоко сорта "Грэмми Смит". Посолить, добавить чуточку сахара-песка, нежного карри, одну-две столовые ложки белого вина. Затем, выдавить немного лимонного сока и в конце - загрустить всё это дело сливками.
          При отдаче блюда, вначале выложить гарнир, а на него уложить рыбу, украсить лимоном и веточкой укропа. В заключение, полить художественно-небрежно образовавшимся нежно салатовым соусом, отдать блюдо официанту и с волнением и страхом ожидать, когда из зала донесутся раздраженные возмущения утонченного и изнеженного клиента: "Кто готовил эту мерзость? Официант, пригласите сюда срочно повара! Нет, лучше - директора!!"