Вместо предисловия

Голиб Саидов
- Что наша жизнь? Игра!
(ария Германа из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама», по одноимённой повести А.С.Пушкина)



          Уже, судя по самому названию, нетрудно догадаться, что на сей раз, речь пойдёт о театре. И это, скорее всего, так. Хотя... если "копнуть" несколько глубже, вполне возможно, что не совсем так. А быть может и вовсе не так.  Поскольку, театральный мотив, пронизывающий красной нитью очередное повествование это - можно сказать - некая уловка автора, намеренно решившегося вплести данную тему в канву сюжета, дабы особо подчеркнуть, выделить и сделать её основной, на фоне которой и разворачивались бы все остальные "второстепенные" события. И поверь мне, уважаемый читатель, для этого у меня имеются веские причины.
          Ну, во-первых, хотя бы потому, что это связано с моей непосредственной работой. А работаю я в одном из самых знаменитейших театров мира. Тут, пожалуй, в самый раз, стОит привести очередную свою "нетленку"...



ПРЕДАННОСТЬ  ВЫСОКОМУ  ИСКУССТВУ


            - Да, я работаю в Мариинском театре!
            И неважно, что - рядовым поваром в обычной столовой...

            Всякий раз, когда меня спрашивают про место работы, почему-то невольно всплывает известный анекдот:
            Новый русский, незадолго до вылета, пьёт кофе в аэропорту. Неподалёку от него суетится мужик в униформе, с веником и совком.
            Бизнесмен, с интересом:
            - Ты кто такой?
            - Я тут сортиры мою.
            - Иди ко мне работать, буду платить тысячу баксов в месяц.
            - Как - за какие-то баксы бросить родную авиацию?!!



          Вот и я - исключительно искусства ради... Да рази ж, такое возможно, чтобы я ... променял... Да ни в жизнь!
          Хотя, если серьёзно, то я нисколько не склонен принижать свою профессию. Моё ремесло тем и привлекательно, что оно, вроде бы, не столь заметно на первый взгляд. Тем не менее, позволяет соприкасаться с широким спектром личностей, представляющих самые различные слои нашего общества. Что, несомненно, имеет свои - вполне определённые - плюсы.
          Во-вторых - и в самом деле - на подсознательном уровне, сложно не согласиться с тем, что наша жизнь - игра. Во всяком случае, исходя из своего личного жизненного опыта, я всё более склоняюсь к тому, что существует некая живая нить, связывающая всех нас и каждого по отдельности, позволяющая  проводить параллели между реальной жизнью и игрой актеров на сцене. И это ещё один довод в пользу того, что заставило и подтолкнуло меня действовать в этом направлении.
          Отталкиваясь от выше сказанного, находит своё объяснение и причина, побудившая меня озаглавить свою очередную работу именно таким образом. Однако, для того, чтобы внести окончательную ясность, я обязан сделать небольшое, но очень важное отступление.


          Так уж вышло, что я вынужден был поделить свою жизнь почти поровну между Средней Азией (в которой родился и вырос) и Россией. В частности, между родной Бухарой и ставшим мне не менее близким Ленинградом -  Санкт-Петербургом. Таким образом, условно говоря, мой "первый звонок" прозвучал ещё там, на моей малой родине. Где я с юношеских лет и по окончанию института, буду впитывать в себя, как губка, идеАлогию тогдашней советской системы, с её (теперь уже, странными и малопонятными для нынешнего молодого поколения россиян и жителей постсоветских республик) основополагающими понятиями, такими как, "дружба народов", "единство", "братство", "равноправие"... и многое ещё из того, что я сегодня вынужден брать в кавычки. А ведь, если задуматься всерьёз, то для многих моих сверстников, эти слова и понятия (несмотря на дурацкие транспаранты и многие перегибы тех времен), всё-же, и по сию пору, остаются не просто набором случайных букв или пустым звуком, а находят живой отклик, закрепившись на уровне сердца. Говорю об этом не в качестве оправдания той огромной империи ( не скрою: я был одним из тех, кто искренне мечтал о настоящей свободе), а лишь, как констатацию очевидных фактов.
          В 1984 году, волею судьбы, я окончательно переберусь в Ленинград, где и брошу свой якорь. Мои российские друзья окрестят меня "буревестником". А чтобы всё было понятно, вот вам очередная байка, заимствованная непосредственно из самой жизни.


БУРЕВЕСТНИК

         В середине ноября 1982 г. я впервые оказался в Ленинграде. Незадолго до этого не стало Л.Брежнева...
        Так уж вышло, что в феврале 1984 года мне вновь довелось очутился на брегах Невы. На сей раз, буквально за два-три дня до моего приезда, умирает Ю.Андропов.
        Мой друг Андрей, встречая меня в аэропорту и радостно сжимая в крепких объятиях:
        - Господи, Голибушка! Ты бы почаще к нам приезжал...

    
          Собственно говоря, этот этап моей жизни, связанный с переездом в Россию (с последующим развалом Союза, объявлением парадов "суверенитетов и независимостей" бывших республик, обрушившихся на наши головы и произведших во мне серьёзные изменения), можно по-праву считать "вторым звонком". Все события, произошедшие в тот относительно короткий (с исторической точки зрения) отрезок времени и наложившие вполне определенный отпечаток в моём сознании, до сих пор воспринимаются мною словно некий дурной сон, который никак не удаётся с себя стряхнуть, дабы окончательно пробудиться. Подробно об этом, я высказался ещё в 2008 году, в своей публицистической статье "О религии, о совести, об обществе..." - http://www.proza.ru/2008/05/07/96
          Однако, всё уже давным-давно "устаканилось" и вошло в привычную колею. Поиграли в "настоящую демократию" и - будет. Пора вновь протереть суконкой сброшенное было наземь ярмо и - включиться в будничное... в то, что - вероятнее всего - дано нам от века. Впрочем, не стОит придавать особого значения моему нытью, тем более, что живём мы - слава Всевышнему - на порядок лучше, чем в бывшем "совке". Подумаешь: ностальгия, дескать, его гложет... никак не смириться с новой жизнью. Что ж, возможно, так и есть на самом деле. Вот, только новизны я, почему-то, особо не чувствую. Не ощущаю. Мне действительно, совсем не просто расставаться с тем наследием прошлого, в котором было немало хорошего, ценного, доброго и человечного. С тем, чего нам всем так остро сегодня не достаёт. Того, что безвозвратно утрачено, что в спешке, было выплеснуто вместе с ребёнком. Можно как угодно сегодня очернять и обливать грязью собственную историю, переписывая её всякий раз заново, в угоду текущей конъюктурщине, но с высоты прожитых лет мне есть ЧТО и с ЧЕМ сравнивать и делать свои выводы.
          Да, государство сумело меня одурачить и провести вокруг пальца дважды: в первый раз, когда, нацепив мне на грудь красивую пятиконечную звездочку с обаятельным маленьким Володей в центре, втюхала в моё сознание сказку про коммунизм и светлое будущее, и во второй - когда я, со свойственной мне доверчивостью и наивностью, поверю в "гласность", "перестройку", "демократию" и прочую ахинею и галиматью, исходящую с высокой трибуны и со слезами полными благодарности, аккуратно спрячу свой ваучер в заветный сундучок, где он (кажись) благополучно пылится по сей день.
          Всё, достаточно: мне на свой век хватило! Пусть теперь подрастающее поколение глотает не разжёвывая то, что несётся с экрана телевизора. Лично я сыт всем этим по горло. И потому, оставшимся на мою долю временем, вправе распорядиться по собственному усмотрению. Чтобы прислушаться к себе, к голосу своего разума и сердца. Дабы привести свои чувства в надлежащий порядок и приготовиться к той неизбежности, что присуща любому человеку и ждёт каждого из нас в конце. С тем, чтобы душа спокойно сумела отойти в свою изначальную колыбель, где она слилась бы в единой гармонии с той самой всеобщей мировой душой, которую принято называть Богом.
           Вы слышите? Очень похоже на "третий звоночек", правда? Впрочем, я бы не стал пока делать столь безаппеляционных выводов, поскольку не считаю себя мудрым столетним аксакалом, с убелёнными сединами. И потом: я всячески стараюсь избегать назидательности и нравоучений, что так раздражает многих, и в первую очередь, меня самого. Но то, что некий водораздел, требующий  предварительного анализа и подведения отдельных итогов "не за горами", это пожалуй, очевидно. А потому, пока не прозвучал "третий звонок", неплохо было бы подвести некоторые предварительные итоги.
           Одним словом, следуя своему "традиционному" жанру и сложившейся с годами подаче материала, я в очередной раз рискнул создать некий симбиоз, состоящий из литературных баек, почерпнутых из жизни, кратких сюжетов известных театральных произведений, а также, некоторых "шедевров" кулинарного творчества, в коих довелось принимать непосредственное участие. Мне почему-то показалось, что это может быть кому-то интересным и заслуживающим внимания. В общем, если по прочтению данного "опуса" у читателя неожиданно шевельнётся внутри нечто очень личностное и сокровенное, то - поверьте - мне этого будет более чем достаточно. Следовательно, изначальная цель, поставленная автором, будет считаться достигнутой.