Черепаха и львёнок

Екатерина Журавлёва
                Марианне Гончаровой, замечательной украинской писательнице.

   Прочитала остроумную миниатюру у любимой Марианны Гончаровой «Посадил дед репку…». Писательница вывела интересную теорию, мол, кто в детстве в постановке сказки «Репка» играл, тот и в жизни имеет характер своего героя. А в конце Марианна задаёт вполне риторический вопрос: «А вы кого в «Репке» играли? И меня тут, что называется, развезло на размышления.
   Я и не играла в «Репке». И даже не мечтала. И будучи учительницей начальных классов,  не ставила эту сказку со своими учениками. Но играть я играла, конечно. Один раз. Черепаху из мультика «Как львёнок и черепаха пели песню».
   Я думаю, нет, я уверена, что во мне пропала актриса. То есть не совсем пропала, потому что профессия учителя всё же требует актёрских данных, но вот затерялась как-то, скомкалась что ли… Как говорила моя подруга, тоже учитель, про свою коллегу с работы: «Она в театральный-то провалила… вот и стала учительницей. И теперь на этом поприще блестит. И на всех конференциях педагогических выступает, и на конкурсах-то она всегда первая, а уж открытые уроки на район, город и страну – сам бог велел, везде Она».
   Но, как говорит педагогическая этика: Хорош тот учитель, который в своём ученике открывает индивидуальность, а не себя воплощает в нём, который в ученике развивает его талант, а не собственный культивирует. Потому что иначе для учителя-звезды его ученики только средства, помогающие сиять.
   Так вот та самая коллега моей подруги в нашем тандеме про львёнка и черепаху играла бы львёнка.  Львёнок – самолюбование, «…покатай меня, большая черепаха!..». Львёнок – вечное дитя, которому необходима безоговорочная любовь, поддержка и восхищение. Кто бы от этого отказался?!  А я играла черепаху – мудрую, спокойную, направляющую, любящую и готовую таскать на своём горбу этого рыжего.
   Если следовать рассуждениям, то становится понятно, что я – идеальный учитель в принципе. Самопиаром не занималась, не стремилась показать себя, учеников поддерживала, направляла и подбадривала. Но почему же так отчаянно тогда, в  пионерском лагере, хотелось играть львёнка с рыжей гривой, милого и смешного, крутить хвостом с кисточкой, а не пялить отвратительно неповоротливый картонный панцирь и солнечные очки на пол лица, чтобы голова казалась мааааленькой. Завершали образ прилизанные волосы в конский хвост,  дурацкая панамка  и стеснение вот этого выбранного вожатой для меня образа, который никак не соответствовал моему внутреннему содержанию. Но я сыграла ту черепаху. И говорили, что гениально. И потом была звездой лагерной смены. Но не такой судьбы я себе желала.
   Так может быть эти репки и Жучки с внучками тоже не мечтали о своих ролях? В профессиональном театре не актёр выбирает персонажа, а персонаж – актёра. Потому что ну не может талантливая Настя Волочкова танцевать Дюймовочку по определению. Но в жизни, когда не человек выбирает себе роль, а роль – человека – это уже трагедия абсурда.  Так и хочется закончить фразой «жизнь – дерьмо». Я смеюсь. А поэтому не буду. И ещё потому, что лично моя роль не так давно всё же сменилась.