Прежде всего мне бы хотелось сказать, что всё нижеизложенное является исключительно моим собственным мнением, моим личным видением. И это не научная статья, поскольку мои научные познания по большей части не простираются дальше школьного курса. Наверняка есть более грамотные люди в этой области, и они только повеселятся, если прочтут мою статью. Просто мне захотелось высказать свои соображения, которые у меня накопились за последние несколько лет.
Энергетическое пространство традиционной культуры условно делится на две части – пространство символа и пространство звука. Пространство символа – это материальная часть традиционной культуры, всё, что имеет внешнюю форму: одежда, быт, архитектура, изобразительное искусство. Пространство звука – это всё, что передаётся на слух: песни, мелодии, былины, притчи, сказки, пословицы и поговорки, обряды, традиции. То есть всё, что обычно называют фольклором, устная культура.
Символическая система, свойственная только этому народу, пронизывает всю материальную сторону его жизни – от крыши дома до узора на одежде. Устная культура содержит в себе историю, религиозные и морально-этические воззрения народа. Звук и символ – они несут в себе энергию этого конкретного народа. Тысячи наших предшественников жили в одной и той же системе самоидентификации. И эта энергия, которую несет в себе традиционная культура, оказывала влияние на всю их жизнь – от рождения до смерти. И каждое новое поколение самоидентифицировалось с её помощью.
У каждого человека есть своё биополе, своя аура. Традиционная культура – это тоже аура, она состоит из множества элементов, каждый из которых несёт в себе особый смысл, особую энергию. И каждый этот элемент важен, потому что занимает своё место в общей мозаике. Убери один, искази его – и картина будет неполной или неверной. Всё имеет значение: покрой и фасон одежды, цвет одежды и её элементов, архитектура и украшение дома, форма бытовых предметов, язык, диалект, свойственная только этому народу совокупность спектральных линий в музыке, если это можно так назвать. И т.д.
Почему фольклористов так раздражают псевдонародные коллективы? Потому что эти дилетанты нарушают в сознании людей целостную картину традиционной культуры, они разрушают наше общее биополе. Очень важно понимать, что народный костюм – это не просто одежда, это комплекс, идентифицирующий человека не только для окружающих, но и для самого человека. Я сейчас не буду касаться обережной символики традиционной вышивки, об этом давно и много написано ещё до меня. Но традиционный костюм – это, прежде всего, способ восстановить своё единство с общим биополем своего народа. Способ ощутить свою сопричастность с сотнями, тысячами своих предков.
Звуковая аутентичность – не менее важна. Звук и форма родного языка, традиционная полифония имеют особое значение. Традиционная песня, традиционная музыка вызывают колебания в атмосфере, воздействуя определённым образом
на человека и окружающую среду. Если песня и мелодия искажается – искажается и воздействие. А когда у человека из-за всего этого разрушается целостное представление о традиционной культуре, когда нарушается общая аура - человек теряется. Находясь вне свойственного ему энергетического пространства, он перестаёт понимать самого себя, потому что выпадает из системы координат. Традиционная культура – это альфа и омега любого менталитета. На ней базируется всё – ценностная система, самоидентификация, архетипы сознания. Это энергия жизни народа, это его душа.
Когда человек приходит в традиционную культуру - он погружается в ауру своего народа, становясь при этом частью этой самой ауры. Он впускает в свою жизнь эту энергию, восстанавливая в себе «электрическую дугу» и сам начинает распространять эту энергию вокруг себя. Но в первую очередь человек изменяет сам себя. Не обязательно становиться профессиональным фольклористом, достаточно (хотя бы время от времени) надевать традиционную одежду, петь и слушать традиционные песни, научиться традиционным танцам, играм, познакомиться с историей и бытом. Это не потребует у вас грандиозных физических или материальных затрат, но потихоньку будет изменять вашу жизнь. Прежде всего это будет происходить под воздействием пространства звука.
Первое, с чем обычно имеет дело человек, занявшийся изучением традиции – это песни и танцы. Нужно освоить новый способ и ритм дыхания, новый ритм и пластику движения. Когда человек поёт или танцует «традицию» - он впадает в определённое состояние, близкое к медитации. И когда слушает - тоже.
Результатом длительных занятий становится изменение биологических ритмов организма, мыслительной деятельности – и как следствие изменение личности. Нет, вы не сойдёте с ума – но ваша картина мира изменится кардинально.
Если всё это делать в традиционной одежде – результат будет ещё более глубоким, так как ваше биополе будет полностью изменено. Если сравнить одну и ту же группу людей, которые поют на улице (скажем, «Калинушку») в традиционной одежде и без, то в первом случае прохожие будут обращать внимание чаще, потому что энергия этой группы будет удвоена именно энергией одежды. Именно поэтому так важно научиться носить традиционную одежду – она служит своеобразным динамиком вашей позитивной ауры. Потому что традиция – это всегда позитив, всегда добрая, светлая энергия. Каким бы ни был человек, традиция всегда является его светлой стороной. Если вы даже просто идёте в правильно сшитом сарафане или аутентичной рубахе с поясом – вы заряжаете позитивной энергией всё пространство вокруг себя.
Но что очень важно во всём этом процессе – нужно самому становиться позитивным, светлым человеком. Стремиться к этому. Люди несовершенны, и у всех есть недостатки, но плохой человек не сможет проникнуться аурой традиции и стать её частью. Эта энергия будет рассеиваться вокруг него. Поэтому нужно стараться быть хорошим человеком, и тогда энергия традиционной культуры станет вашей энергией и будет вам помогать.
Надеюсь, я не утомил читателей своими рассуждениями. Конечно, всё это выглядит довольно общо и схематично, но это ведь не диссертация, в конце концов, а просто набор соображений в потоке сознания.