К сюжету раскола. В Европу прорубив окно...

Татьяна Ульянина-Васта
Интерес к теме раскола в русской истории, раскола как явления эпохального, России на изломе от старого к новому свету, от патриархальности своих теремов, где за слюдяными окошками было плохо видно перспективу, к сквозному «прорубленному окну» в Европу.

Говорят, мало данных имеется в русском историческом наследии для восстановления истинной картины Раскола. Это, на мой взгляд, кому как. Да мы много потеряли во времена всех произошедших со времен Раскола чисток и зачисток территорий и архивов. Но, тем не менее, что-то осталось. Всегда есть тот, кто что-то видел, что-то знает, что-то помнит. И хочет оставить свой след на этом окошке в Европу. Может быть в виде витража, сквозь который видно и то, что там, и то, что на границе миров.

Батальная русская живопись как средство вспомнить за свою историю.

Приглядимся к одной символьной вариации на примере картины, раскрывающей сюжет Раскола – Василий Суриков «Боярыня Морозова», и трансформированной в будущее сюжетной истинно батальной сцены - Александра Зауервейда «Сражение при Нарве»  («Петр I  усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 г.»).

Первая из вышеупомянутых картин писалась от образа черной вороны бьющейся крылом на снегу, как то вспоминал автор. По всей вероятности вороне мешало взлететь ранение, хотя крови на снегу и не видно. Критики характеризуют закон построения картины следующим образом: «Фигура боярыни на скользящих розвальнях — единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца.»

Но есть если не диаметрально противоположный, то несколько иной взгляд на постановку мизансцены.

Как известно одним из наиболее почитаемых Апостолов Руси считается Андрей Первозванный. Первый список «Повести временных лет» — так называемый Древнейший свод 1039 года, а также Начальный свод 1095 года и «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора Летописца прямо заявляют, что на Русь апостолы «не ходили» и что они в наших землях «не быша». Но уже с 1116 года сын Всеволода Ярославича — Владимир Мономах приказал игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру внести в «Повесть временных лет» русский вариант сказания об апостольской миссии Андрея Первозванного. Следом различные средневековые источники сообщают о святом Андрее, где он воздвигнул кресты на Руси и истреблял капища богов Велеса и Перуна, обратив в христианство языческих жрецов.

Не станем вдаваться в полемику о вероятности деяний Апостола Андрея на Руси, отложим только в памяти то, что косой крест, на котором Апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. И многие сюжеты изображают эту связь косым крестом через центр, коим является либо сам  св. Андрей, либо живот (жизнь) его. На сегодня такой знак используется на флагах и символике нескольких стран и территорий.

По Руси речь особая. Как известно Апостол Андрей был братом Апостола Петра. И царь Пётр I считал его также своим небесным покровителем, как небесного брата, отсюда и дал он своему флоту, флоту государства Российского, такое отображение верховной защиты – Андреевский флаг с синим диагональным крестом. Надо сказать, что новаторство в государственной символике введенное Петром было в этом вопросе всецелым.

Если рассматривать крест как наследие, то никогда русские дружины не принимали другого креста, кроме креста Спасителя. Как пример, можно видеть Крест Голгофы на каждом штандарте на  иконе “Благословенно воинство Царя Небесного" ( фрагмент "Битва новгородцев с суздальцами”) Новгород, XV в. Таким образом, единый центр подключал четыре стороны: небеса, землю,  что «по правую руку» и что «по левую».

Символьное же построение Андреевского креста (буква Х) наискосок включает от центра углы: попарно верхний левый и нижний правый, а также верхний правый и нижний левый. Будем впредь рассматривать сюжеты вышепоименованных картин исходя от основных осей на художественном полотне.

Итак, центральная часть полотна «Боярыня Морозова» нам как бы ясна. Но не все так просто. Она ли, то бишь сама женщина старообрядка является основным символом центра картины, если уж исходить из замысла сюжета – бьющаяся о снег черная ворона. Рука, вознесенная над толпой в запрещенном отныне и навеки, вплоть до анафемы и отречения от церкви, крестным знамением. Рука закованная в железные вериги, отчего минимальная свобода позволяет, так надо понимать, сопротивляться произволу творимому на Руси. Творимому отцом будущего императора Петра Первого. Уходящая натура, покидающая навсегда вера в правильность того, во что и как верили деды и отцы.

На картине 17/18 ноября 1671 года либо 7180 года от сотворения мира.

Проходит тридцать три года. Срок надо отметить по русским традиция устного народного творчества небезынтересный ("тридцать три богатыря", "тридцать лет и три года жил старик со своею старухой", "тридцать лет и три года пролежал на печи обездвижено богатырь Илья Муромец"). Во многих традициях, кроме того, в том числе христианской, считается символом священного возраста, по достижении которого у правильно развивающегося человека полностью раскрываются все духовные силы и способности. Возраст Иисуса Христа.

Но мы пытаемся сопоставить.

И уже действие как бы переносит нас из центра Московского кремля  от Чудова монастыря, мимо которого движутся сани с опальной боярыней, к центру далекого отсюда города Нарва. Чудов монастырь,  напомним, по легенде воздвигнут во имя чуда прозрения от слепоты другой (иноземельной, можно так сказать) жены - старшей жены хана Золотой Орды Узбека.

Все далеко и в то же время все едино.,

И Нарва  имела на Руси совсем другое название, до того как стали перениматься иноязычные наименования земель и городов. Ругодив - древнерусское название города Нарвы. Слово "Ругодив" состоит из двух корней - "Руго" и "Див", и обозначает соответственно ругов (прибалтийских славян) и их Бога (Дива, Дэва, Дыя). Следовательно, территория эта ассоциировалась бы у русских в прежнем поименовании города  со славянскими корнями местного населения, а никак не немецкой – Нарвой.

Итак, картина вторая: русские ведут Северную войну, рубят «окно в Европу». На полотне Александра Зауервейда «Сражение при Нарве»  Император Российский  запечатлен, как пишут критики, в момент сражения. Воин в схватке. То же русское безумие в глазах, та же страсть, состояние характеризуемое полной прострацией: «выпадение из себя». Но это безумие на каждой из картин совершенно другого рода. С одной стороны: по сути, единственный в своем роде случай за Северную войну, когда длительная осада закончилась успешным штурмом. Со второй стороны: успешный штурм по умолчанию имел катастрофические последствия для гарнизона и обывателей - не смотря на все усилия командования держать ситуацию под контролем. Город, разграбляемый неприятелем. «Не братья ли славяне пред вами?» Кто скажет братья? Чужая им Нарва… Лес рубят, как хорошо подмечено, щепки летят. И император - победитель во главе армии победительницы. Что может свидетельствовать ярче о происходящем?

Согласно легенде Петр Первый после усмирения своих  солдат отправился к  бургомистру Христиану Гетте, где царь  показал главе горда  свои окровавленные руки и заметил, что  кровь на руках полководца не шведская, не горожан Нарвы, а российских  солдат, которых Петр самолично  убил, застигнув их нарушающими его приказ щадить жителей. О том же свидетельствует еще одна легенда: увидав в одном месте несколько убитых горожан, царь поднял руки к небу и молвил: «в их крови я неповинен!»

Он, разумеется, не повинен, ибо армию свою привел в Нарву не затем чтобы убивать.Во всяком случае  горожан Нарвы.

«Ибо не ведают, что творят….»

Но вернемся к символике картин, попытавшись узреть крестное знамение в одном и во втором случае.

Наиболее ярким персонажем Василия Сурикова является кроме боярыни Морозовой юродивый, сидящий прямо в рубище на холодном снегу в правом нижнем углу. Юродивый особый знак для русского православия. Согласно христианским представлениям, религиозный подвиг юродства (от слав. «оуродъ», «юродъ» — «божевольный, безумный») состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот — о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия. Надо бы припомнить, отчего это так. Род и Рожаница — это широко распространённый в античном и восточном мире сюжет о божественных Матери и Сыне. Боярыня Морозова как бы благословляющая  оставляемого ею "не от рода сего", и урод, чем-то можно думать, что и «сын». Все что украшает нашего безумца – огромных размеров каменный крест на цепи, с таким камнем только в прорубь в пору, чтоб наверняка. И разумеется, тоже самое крестное запрещенное новым порядком знамение, которым «сын» благословляет покидающую стольный город «мать» . Ведь Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, вот таких вот нищих и юродивых.  Отсюда  отверженец, совсем не случайная личность в знамении Раскола.

Пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене (Ис.20:2-3); пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на коровьем помёте (Иез.4:15). Но видно по всему юродь Сурикова питается только Духом святым: нищ и наг.

 На Русь юродивые исторически пришли на смену языческим волхвам и были желанными гостями для всего тогдашнего общества по заложенному в памяти народа преемничеству. Однако со временем Петр Первый издал Указ 1732 года, которым преследовались расплодившиеся лже-юродивые и им воспрещалось "впускать юродивых в кощунных одеждах в церкви", где последние кричали, пели и делали разные бесчинства во время богослужения, единственно из корыстного желания обратить на себя внимание богомольцев.

Вновь вернемся к сюжету…Если проследить связанный с юродивым через непокорную староверку символ в верхнем левом углу картины, то это будут купола Чудова монастыря. Помним, что монастырь был воздвигнут митрополитом Московским Алексием на земельном участке, подаренном святителю исцеленной его молитвами в Золотой Орде женой хана, по имени  Тайдула.

"Ты ли тот, или ждать кого другого?" "Иди и скажи слепые прозревают, чего вам ещё надо..."

Через год после описываемых событий в Алексеевской каменной церкви Собора Чуда Михаила Архангела  будет крещен последний царь всея Руси из династии Романовых и первый Император Всероссийский. Но ни он, ни она еще не знают об этом…

Вернемся к картине Зауервейда «Сражение при Нарве». Итак Петру Великому тридцать два года. Он вознамерился сделать Россию великой морской державой. Но это будет потом. А пока, как кирпичик в это строение: осада и взятие Нарвы. Вторая картина. На месте Суриковского русского юродивого, столь же юродивые русские солдаты. Упившиеся вусмерть. Весь вид которых как бы молча противостоит сражающемуся с ними царю:

«И чем ты хочешь нас удивить? Нас победителей имеющих в награду за победу над врагом возможность получить добычу?»  Разве грабили бы и насиловали свой город эти солдаты? Кому бы в голову пришло такое?

Однако вернуться домой с законной добычей совсем другое дело, ведь, того что они добыли в энтих самых Европах дома-то нет. А рубят, так щепки летят…. К слову, многие противники русских обычно отмечают эту черту национального характера – непомерную удаль, бесшабашность, совсем  малоценным почитающую собственную жизнь. Ты видел такую жизнь. Любая смерть даст ей фору.

Тем временем, вернувшись к крестному знамению заметим: на месте православных куполов на второй картине что-то напоминающее перекладину виселицы, закрепленной на резной балюстраде, с перекинутой через рею веревкой.  То возвышение, сродни архитектурному украшению в виде балкона,  откуда вещают перед толпой ораторы занято не менее важным символом. Существует предание, что города в средние века отдавались воинам  победителям на разграбление на сутки-трое, потом все посягнувшие на чужое считались преступниками и вешались на городских стенах. Способно ли наказание остановить преступление? В городе Ругодива?

При работе над картиной Василий Суриков  подолгу наблюдал за оттенками снега, которых на полотне насчитывают десятки; неслучайно его работы называют «цветовыми симфониями», а ведь снег не просто атмосферные осадки: как Венецию нельзя представить без воды, так Россию без снега.

И не диво, что бела: Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела! ...

В левом нижнем углу картины Сурикова чисто от людей, только скопились нетронутые груды снега. Снежные сугробы, как судьба России. Бело и холодно. Су-гроб. Непроезжий сугроб, могила. И от этого могильного, наметенного вьюгой холма через связь с монахиней Феодорой (Феодосией Морозовой) идет продолжение линии креста  на икону Богоматерь Владимирская, первичное название которой "Вишгородская", одна из наиболее чтимых реликвий Русской Церкви; чудотворная. Это самая древняя, самая почитаемая, самая прославленная и самая любимая русским народом икона.

Небеса на картине сплошь чудотворны по сему.

В память об  чудесах оказанных иконой Богородицы  Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской:
• избавление от Махмет-Гирея;
• избавление от Ахмата;
• избавление от Тамерлана.

Кстати, к выше признанным чудесам я бы добавила сюжет картины  Штейбена К. К. "Петр великий в детстве, спасаемый матерью от ярости стрельцов". Где чудотворная икона Владимирская Богородица висит в том же правом верхнем углу, и на неё указуя, как на защиту: "Не ведаешь - что творишь!",  царица спасает малолетнего Петрушу.

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Кроме того, отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В период преобразований Петра I был издан ряд указов по борьбе со стихийным почитанием чудотворных икон. Указом 21 февраля 1722 года было установлено отобрать чудотворные иконы из частных домов в соборные церкви и монастыри. Этот указ определил дальнейшую судьбу чудотворных икон и разделил почитание икон на разрешенное и недозволенное.

Владимирскую гонение не коснулось.

Теперь возвратимся в Нарву.

Тот угол, где лежит сугроб у Московского кремля на картине  Зауервейда занимает девочка. В одной бесформенной холстине на манер московского юродивого, существо явно перепуганное творимым захватом.

Кто в реалиях исторического процесса обращает внимание на детей. Мы, ведь, о героизме и задачах государства, что тут какие-то чужие дети? "Достоин ли мир одной слезы ребенка", — спросит со временем русский писатель.

На мой взгляд, ответа как не было,  так и не будет.

Русские так не воюют? — спросят у парня из карательного отряда в Афганистане. Окажется, что воюют. Но об этом принято умалчивать. При любой власти. Проще объявить юродивых вне закона, чем вспомнить, что они тоже люди.

Теперь последим мысленным взором за автором батальной сцены и через вздыбленную лошадь русского царя увидим барельеф на здании в захваченном городе. Помните ли вы еще, что это за город? Руго-Див….

Перед нами предстал: череп и кости. Это не простой город. Это город ордена. Другого Бога и другой религии. Есть легенда, что символ сей в ордене тамплиеров не случаен. Преступивший закон член ордена соблазненную им и зарытую в могилу юную девушку в ту же ночь похорон извлек из могилы и, совокупившись с возлюбленной, попросил Бога даровать им дитя. Через девять месяцев в ногах скелета возлюбленной он обрел их дитя – Череп.

Мы стали смелыми, мы больше не боимся некромантов. Инкрустируем алмазами черепа и продаём на аукционах. Наша вера сильнее забобонов. А может быть наши знания. Суеверия. Сугробы. Небеса где нет куполов и чудес. Но зато есть виселица и череп и кости.

Мир перевернутый с ног на голову. Русские рубили окно. Летели щепки. От Владимирской они дорубились до черепа и костей. А прошло то всего тридцать три года.



© Copyright: Волна Поль Домби, 2012
Свидетельство о публикации №21208271255