День рождения

Леонид Блох
Толстый мальчик Яша крайне отрицательно относился к публичному проявлению чувств у взрослых.

Ну, смущало ребенка это «пуси-масюси».

Особенно если это проявление касалось лично его, толстого мальчика Яши. Мне ли вам рассказывать про все эти праздники с пощипываниями упитанного ребенка за щечку и даже, извините, за попку, и громким «Яшенька, рыба моя, как ты вырос! Дай, я тебя поцелую!»

Яша, практически взрослый восьмилетний ребенок, спорящий с бабушкой о роли классической литературы в воспитании детей! И эти «пуси-масюси»! Ну? Вот именно!

На день рождения к Яше обычно собирались все более-менее близкие родственники и несколько друзей и подруг. Как вы понимаете, друзья и подруги эти были не Яшины, а его родителей. Своих друзей Яша не приглашал. Как сказал ему папа: «Вынесешь этим оборванцам полкило сосулек. И пусть сосут за твое здоровье!»

Нет, я буду не прав, если сообщу вам, что на этих по определению детских праздниках совсем не было детей. Это были трое разной степени родства Яшиных братьев и сестер, при виде которых он вспоминал поговорку «в семье не без урода».

Пятнадцатилетний Феликс с хроническим насморком и в связи с этим вечной корочкой на левой ноздре. Пятилетняя Лялечка, постоянно отбирающая у Яши его вилку, потому что на ней кусок вкуснее. И десятилетний скрипач Лёвчик, которого мама кормила с ложечки. Она запрещала ему кушать, одеваться и обуваться самостоятельно, шоб он, не дай бог, не повредил пальчики, которыми обязан прославить семью, иначе зачем тогда столько лишений и нервов.

Ничего личного, но эти наследники диаспоры обычно приходили с таким видом, будто их привели в кандалах.

И вот эту неоднозначную компанию сажали в отдельную комнату за детский стол.

Соберем пазл воедино для полноты картинки.

Хмурый именинник Яша в белой рубашке с бабочкой.

Хлюпающий носом Феликс, потому что рот забит сразу двумя салатами, а дышать больше нечем.

Орущая Лялечка с тремя вилками в руках.

И Лёвчик, синхронно открывающий рот вместе с наскоками его мамы из взрослой комнаты.

Теперь о подарках. Среди Яшиной родни ценились подарки, имеющие практический интерес. На свои восемь лет именинник получил:

– два комплекта трусиков и маечек;

– три рубашечки на разное время года, среди которых одна с подозрением когда-то принадлежала Феликсу;

– два тома «Детской энциклопедии», по поводу которых Яша с иронией сказал: «Три года тому назад я бы еще нашел в них что-нибудь полезное. А сейчас, пожалуй, передарю другу Витьке. Ему еще жить и жить»;

– одну кроличью шапку на вырост головы. Яшина бабушка, померив ее внуку, усмехнулась: «Когда-нибудь размеры совпадут. Что-то усохнет, а что-то –наоборот. И я не удивлюсь, если это произойдет к твоей свадьбе». На что Яша ответил: «Жениться только ради того, чтобы поносить эту шапку? Буся, это жестоко!»

Помимо вещей, в кармане у Яшиного папы обычно оседала вполне приличная сумма, с лихвой компенсирующая затраты на праздничный стол.

Затраты же Яшиной бабушки, два дня насмерть стоящей на кухне, компенсировали слова внука:

– Спасибо, буся!

А что еще нужно сентиментальной женщине. Если есть хотя бы один мужчина, с регулярностью произносящий «Спасибо!», то уже можно считать жизнь удавшейся. Даже если это диктор центрального телевидения, добавляющий «…за внимание».

*** 

Во взрослой комнате, из которой доносились тосты и сытый смех, день рождения толстого мальчика Яши явно удался.

«Вырасту, – подумал именинник, рассматривая нос Феликса, – из всех только бусю позову на свой день рождения».

Яша  подвинул к себе вазочку с фруктами, наложил сверху пирожных, конфет и, подумав, два бутерброда с красной икрой. Потом, чтобы не создавать панику, наколол на вилку куриную ногу и вручил Ляле. Феликсу натянул на голову кроличью шапку, а Лёвчику просто показал кулак. После этого толстый мальчик Яша взял нагруженную до краев вазочку и вышел из квартиры. Удерживая ношу одной рукой, он позвонил в соседскую дверь. Она тут же  открылась.

– Я пришел к тебе, Витя, – торжественно заявил именинник, – свой день рождения отмечать.

– А как же гости? – спросил друг.

– Я их не звал, – пожал плечами Яша. – Чайник ставь.

– Кто там? – выглянула из комнаты Витина мама. – А, Яша. У тебя же вроде день рождения. Поздравляю.

– Спасибо, – кивнул сосед. – Давайте с нами пить чай.

– А как же гости? – спросила Витина мама.

– Он их не звал, – пояснил Витя.

Раздался звонок. Дверь еще не успели закрыть, и вошла Яшина бабушка. Она несла блюдо с чем-то красивым и пахучим, заканчивающимся щучьей головой.

– А как же гости, Яша? – на всякий случай, чисто из приличия, спросила бабушка.

– Ваш внук их не звал, – улыбнулась Витина мама.

– Я думаю, они и не заметят нашего исчезновения, – улыбнулась в ответ Яшина бабушка. – Там все забыли, зачем собрались. Мой зять уже три раза кричал «горько», а моя дочь вставала и целовалась с этим вдовцом из Житомира. Ну что, перекусим за здоровье моего внука? А то я еще и не присела сегодня. Надеюсь, не прогоните?


2010 г.