Стаж 1

Александр Муровицкий
Февраль 1978 года, впрочем, как и все забайкальские зимы, был морозным. 
Маленький вокзал забайкальского города Сретенск*  встретил нас сорокоградусным морозом. Дальше поезда не ходят – тупик!

Наш взвод бодренько выскочил из вагона, построился.  Тут же уже стояли машины для нас – кто оставался на стажировку в местном полку и для тех, кто отправлялся дальше в  Досатуй и Нерчинский завод.  Помахав друг другу на прощанье, мы двинулись стажироваться в роли командиров мотострелковых взводов.

Вспомнился прочитанный роман «Даурия», где главный герой проезжая на лошади по Сретенску увидел единственное в городе двух этажное каменное здание.
И… проезжая по Сретенску мы увидели  двух этажное каменное здание, как и было это в начале ХХ века.

Итак, мы – курсанты Алма-Атинского высшего общевойскового командного училища, зимой 1978 года прибыли на стажировку в Забайкальский военный округ. И были направлены в Сретенскую 38 гвардейскую мотострелковую дивизию**  стажироваться в её частях.

«Сретенский» 115 мотострелковый полк  38 мотострелковой дивизии Забайкальского военного округа размещался в казармах и конюшнях казачьих формирований, сохранившихся с самых времен русско-японской войны. Как потом мы узнали, история  полка внезапно закончилась печально еще в Советские времена. Впрочем, также печально могла закончиться история полка и в наши времена, но по другим причинам: воинские части кромсали направо-налево. А тогда - в  1987 году,  штаб полка сгорел вместе с Боевыми Знаменами полка и дивизии, поэтому полк расформировали, вычеркнув его наименование из списков воинских частей СССР.

Зайдя в канцелярию роты,  я уперся взглядом в усталые глаза старшего лейтенанта – ротного. После обязательного приветствия и представления, ротный дал мне журнал боевой подготовки взвода – на, мол, сиди, изучай.

Журнал, как журнал – писарем аккуратно заполненный. Фамилии преимущественно русские, только вот имена-отчества какие-то старорежимные: Ферапонт, Дормидонт, Аристарх и так далее. Когда вечером рота пришла из караула, построил взвод… А там все представители коренных народов Севера! Как потом оказалось,   составили костяк взвода  воины народов Сибири, крещенных когда-то в православную веру. В общем, охотники!

Полк сам по себе был интересным.  Служба в нём была  караульно-боевой,  кто служил в частях т.н. «кадрированных»  знает, что это такое  - в полку один «развернутый» мотострелковый  батальон, в нем одна рота сокращенного состава, потом еще рота танкистов, батареи артиллеристов, да зенитчиков, ну и  разведчики, в придачу. Если память не подводит 285 человек на весь полк. Все заняты своими делами, в караул пехота меняет танкистов, а артиллеристы с зенитчиками «делят» котельную со столовой. Штаб и КПП – это за разведчиками.

Ротный был единственным офицером роты. Вчерашний командир взвода, поэтому, освобожденная им должность до выпуска из военных училищ будет вакантной. Даже в караул ходили офицеры других подразделений. Не то, чтобы в роте вообще не было офицеров, просто один за весть полк в командировки разные мотался, другой … в парадной шинели приходил раз в семь дней отмечаться, чтобы не возбудили уголовное дело, а потом опять уходил.  Почему? Да потому, что он написал рапорт на увольнение из Вооруженных Сил, а его не увольняют, вот и выбрал он методику «невыхода на службу».

Разные, кстати,  методики применяли офицеры, не желавшие служить ради вожделенного «дембеля»: и под «дурачков» косили, и по госпиталям – болячки у себя искали, и пили беспробудно… А этот не пил, но и не служил. Если на службу не выходить больше семи дней – трибунал и уголовное дело. А этого не хотелось, поэтому – раз в неделю – строго отметиться:  я на службу прибыл! И опять на неделю… ждать дембеля!

Один из полков дивизии стоял в Нерчинском заводе. Вот, что  рассказывали те, кто туда поехал стажироваться. В местах,  где отбывали ссылку и каторжно трудились  когда-то декабристы за свое восстание, имеется  камень , где выбито: «Поручик такой-то сослан в Нерчинский завод за дуэль», а ниже тоже надпись, только более свежая: «Лейтенант такой-то сослан неизвестно куда и неизвестно за что». Вот так. Сам не видел, со слов привожу.
В общем, в стажировке: офицеры относились к нам как к детям, а солдаты – как к старшим братьям.

Первое с чем столкнулись – это караул. Ну, это знакомо – сами в караульном помещении у себя в училище постоянную прописку имели!
Но  здесь условия были жестче: вечером с караула сменились, подготовка к занятиям, с утра занятия, после обеда – подготовка в караул. И так – все два года службы. 

Потом, вождение. По штату рота была на БТР (бронетранспортерах БТР-60 ПБ), а как выяснилось, этих самых бронетранспортеров не то, что в роте – в полку не было! У командиров батальонов – БТР-40, а у ротного БТР -152. А на каждый взвод было новейшее вооружение:  автомобиль ГАЗ -66. В общем, самая, что ни на есть Пехота!
БТР-152*** – это «захар» или «мармон» в военной форме одежды. То есть автомобиль ЗИС, одетый в броню. Водить эти «динозавров», то есть «мормонов», то есть БТР-152 -  сплошное удовольствие. Руля не слушается, сам тяжелый, а мощность двигателя – небольшая. Не то, что остановиться в установленном месте – повернуть по дороге проблема.
В училище мы про таких монстров и не ведали: уже про БМП-2 и БТР-80 во всю говорили, а тут – такие ископаемые персонажи. Но, после второго круга и мы уже освоили забайкальские «болиды» и «носились» на них по всем мыслимым и немыслимым препятствиям.

Огневая подготовка, тоже ничего незнакомого, за исключением «пятидесятиградусного» мороза. Взвод, кстати, отстрелял на «отлично»: охотники - однако! И рота стреляла здорово! Просто одно удовольствие было наблюдать как после коротких разрезающих морозный воздух автоматных очередей, падали мишени.

Запомнился такой случай. Проверяю учебные точки, пришел на пункт выдачи боеприпасов. Стоит, как и положено,  на посту солдат:  автомат сполз до локтя, руки расставлены в стороны, ноги также на ширине плеч и полусогнувшись,  в общем – «зимняя стойка». Одет – ватник, ватные штаны, валенки, трое портянок, шинель, шапка «северный вариант» завязана под подбородком, рукавицы меховые. И… сопли по колено.
Подхожу к нем, сам:  шапка на затылке,  кожаные перчатки, хромовые сапоги.
- Что за вид, товарищ солдат, -  спрашиваю, - ты же защитник! Вот посмотри я – мороз такой же, а ничего!
А он мне отвечает: «Да! Конечно! Вас в военном училище учат,  как морозы преодолевать».
Что ему ответить – сами на занятиях порой занимали такую самую «зимнюю стойку». Но здесь! Здесь – мы командиры и должны показывать пример!

С тех пор, когда мне холодно или жарко, я всегда вспоминаю тот разговор и говорю себе: «Ты что! Тебя что, зря, что ли  в военном училище учили жару и холод переносить!»
И знаете – помогает!

Кстати, вот выдержка из инструкции по метанию гранаты:
"Гранату нужно кидать так, чтобы кроме вас еще кого-нибудь убило". Привожу просто так - Интересная мысль!

Природа тех мест – удивительная! Шилка ****– заснеженная река на фоне заснеженных сопок. По реке проходил «зимник» *****, соединяющий два берега, поэтому в этих местах полноценное автосообщение существует только зимой, потому что летом реку можно переехать по мосту, который находится в нескольких сотнях километров.


* Сретенск — город в Забайкальском крае России, административный центр Сретенского района. Население — 7,9 тыс. чел. (2008).
Город расположен на правом берегу реки Шилка, в 385 км от Читы. Конечная станция железнодорожной ветки от станции Куэнга.
Основан в 1689 году как Стретенский острог. Был центром Стретенского уезда.
С 1798 года являлся горно-заводским селением, с 1851 года — центром казачьей станицы, с 1872 по 1918 год входил в составе 3-го военного отдела Забайкальского казачьего войска.
До 1912 года был конечным пунктом Транссибирской железнодорожной магистрали и важнейшим перевалочным пунктом, где прибывшие в вагонах грузы перегружались на речные суда и отправлялись на восток по рекам Шилка и Амур.
26 января 1926 года Сретенск получил статус города и становится центром Сретенского района.
(http://ru.wikipedia.org/wiki)

**38 гвардейская Краснознамённая Лозовская мотострелковая дивизия.  Основные части дивизии находились в Сретенске.
-  управление 38 гв.мсд.  Знамя сгорело в 87-м при пожаре штаба.
- 115 гв.мсп ( мотострелковый полк ) на БМП-1.
- поселок Досатуй » - 113 гв.мсп ( гвардейский Краснознаменный Новогеоргиевский мотострелковый полк ) на БМП-1.
- село Нерчинский Завод - 408 гв.мсп ( гвардейский Брестский Краснознаменный орд. Суворова 3 ст. мотострелковый полк ) на БТР-60.
(http://www.zabvo.su/showthread.php)

*** БТР-152 — бронетранспортёр, созданный на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151. Принят на вооружение в 1950 году. Бронетранспортёр имел открытый сверху сварной несущий корпус. Находился в серийном производстве с 1950 по 1955 годы. Производство продолжалось до 1962 года. Находился на вооружении Вооружённых сил России до 1993 года.
http://ru.wikipedia.org/wiki/

****Шилка — река в Забайкальском крае России, левая составляющая Амура.
Река образуется слиянием Онона и Ингоды. Протекает в долине между Шилкинским и Амазарским хребтами на севере и Борщовочным хребтом на юге. Почти на всем протяжении Шилка имеет горный характер течения и проходит в долине между отрогами гор, которые тянутся непрерывной цепью и только изредка отступают от её русла, образуя узкие пади.
Длина реки 560 км, если за исток принять Ингоду, то её длина будет составлять 1210 км, если за исток принять реку Онон, то её длина будет составлять 1455 км. Площадь бассейна — 206 тыс. км;.
У города Сретенска — то есть в месте реки, соответствующему площади водосбора 172 тыс. км; — во время паводков от летних дождей расходы возрастают до 9000 м;/сек, а зимой падают до 1 м;/сек. В отдельные суровые зимы река здесь полностью перемерзает.
(http://ru.wikipedia.org/wiki)


***** Зимник — автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре. Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы. Зимник может также проходить непосредственно по замёрзшему льду рек и озёр.
Зимники распространены в Сибири и районах Крайнего Севера, в болотистых регионах, в районах, где отсутствуют мосты через многочисленные ручьи и реки, и в других т. п. труднодоступных условиях.
Часто зимники используются для доставки грузов и оборудования на нефте- и газопромыслы, а особенно часто — для вывоза тяжёлого и труднодоступного леса.

http://ru.wikipedia.org/wiki