Ч. 45 Дипломатия подорвалась на мине

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2014/09/19/49

Топить беспощадно

Часть 45. Дипломатия подорвалась на мине

Правители Российской империи ввязались в первую мировую войну, явно переоценив возможности своей страны с отсталой промышленностью и не менее отсталым сельским хозяйством. Сокрушительные поражения и острая нехватка вооружения, боеприпасов, материального обеспечения побудили Николая II обратиться за помощью к союзникам по Антанте.

Англия и Франция, а затем и США, оказались вынуждены удовлетворять потребности не только собственных армий и флотов, но также помогать и России, чтобы немцы окончательно её не разгромили, и не перебросили свои армии с восточного на западный фронт.

Наиболее коротким и безопасным маршрутом для поставок вооружения и военных материалов в Россию был северный, в Заполярье.

Но для этого требовалось спешно построить в незамерзающем Кольском заливе порт, а к нему подвести железную дорогу из Петрозаводска. То, о чём до войны только размышляли, пришлось срочно реализовывать в жизнь. Порт построили на месте посёлка Семёновский, назвав его городом Романов-на-Мурмане в 1916 году. В том же году завершили и строительство железной дороги, получившей название Мурманской.

Всё, конечно, было построено на живую нитку, но этим в отечестве никого не удивишь, тем более что шла война. Во всяком случае, русская армия стала получать то, в чём отчаянно нуждалась. До строительства будущего Мурманска грузы в Россию шли через Архангельск, и только тогда, когда Белое море освобождалось ото льдов.

Первую попытку нарушить доставку грузов в Архангельск осуществил капитан-лейтенант Бруно Хоппе, командир германской подводной лодки U-22. 3-го августа 1915 года он вышел из Эмдена и направился в патрульное плавание близ норвежских берегов. Через пять суток в Западном Фиорде ему удалось потопить английский вспомогательный крейсер «Индия», бывшее пассажирское судно, которое вооружили и превратили в военный корабль.

«Индия» остановила для осмотра шведское грузовое судно «Глория», на которое послали досмотровую команду с целью обнаружения военной контрабанды, предположительно, железную руду. Столь удобным моментом и воспользовался Бруно Хоппе, выстрелив торпедой в «Индию», которая застопорила ход.

Корабль затонул в течение пяти минут. Погибли 166 человек моряков и морских пехотинцев, спасся 141 человек, в том числе и командир крейсера капитан 2 ранга Уильям Кеннеди. Спасать английских моряков пришлось тем, кого досматривали.

12-го августа Хоппе потопил британское грузовое судно «Гродно», после чего вернулся на базу. Самого Хоппе вместе экипажем подводной лодки U-83, которой он командовал,  потопило английское судно-ловушка  «Фарнбороу» 17 февраля 1917 года. Бруно Хоппе оторвало голову первым же снарядом. Из 36 человек экипажа англичанам удалось спасти только одного матроса, который и рассказал подробности гибели лодки и командира.

Следующую попытку помешать снабжению России союзниками германское военно-морское командование предприняло спустя ровно год. В августе 1916 года была отправлена подводная лодка U-75 для установки мин у входа в Белое море. 

Командовал подводной лодкой U-75 опытный подводник капитан-лейтенант Курт Байтцен, награждённый  Железными крестами первой и второй степени. Этот подводник не входил в элиту командиров, потопивших больше всех вражеских судов. Его результаты были средними.

Но он вошёл в историю тем, что в ночь на 29-е мая, командуя подводной лодкой U-75, выставил минное заграждение из 38 мин вблизи главной базы английского флота Скапа Флоу.  5-го июня 1916 года из Скапа-Флоу в Архангельск вышел бронированный крейсер «Хэмпшир». На борту крейсера находился британский военный министр фельдмаршал Горацио Герберт Китченер со своим штабом.

Китченер собирался выяснить причины поражения русских войск и определить, какая помощь требуется России. Дипломатическая миссия Китченера была совершенно секретной, время выхода крейсера из базы, его маршрут знали только командир и высшие чины военно-морского командования. Китченер прибыл на корабль в последний момент, и как только он поднялся на борт корабля, немедленно убрали трап.

По прибытию министра крейсер сразу же покинул Скапа Флоу. Дежурный по базе записал в журнал время выхода корабля – 16 часов 45 минут. Стояла штормовая погода. Через час состоялось рандеву крейсера с его охранением из двух эсминцев – «Виктор» и «Юнити». Шторм усилился до девяти балов, даже крейсер глубоко зарывался носом в воду, а об эсминцах и говорить нечего.

Их положение стало бедственным, поэтому командир крейсера капитан 1 ранга Герберт Джон Сэвил, считая, что в такую погоду германские подводные лодки не рискнут выйти на охоту, приказал эсминцам вернуться в базу.

Вскоре, на расстоянии примерно полутора миль от Мэйнленда, самого большого острова в архипелаге Оркнейских островов, крейсер наскочил на мину, установленную экипажем подводной лодки U-75.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/09/28/1825

На фотографии: фельдмаршал Китченер на линкоре "Айрон Дюк" 5 июня 1916 года