Школа

Людмила Кошиль
Веселое жаркое лето пролетело быстро. Люська очень ждала осени, а точнее – первого сентября. Она несколько раз приходила в школу и любовалась покрашенными партами, доской, висящей на свежевыбеленной стене. И даже прикидывала, на каком месте будет сидеть. Представляла, как вместе с мамой и папой придет в школу на первую торжественную линейку.
За неделю до первого сентября маму срочно вызвали к больному и увезли на лодке на какой-то засольный пункт, далеко от деревни. Она там осталась до тех пор, пока больному не станет лучше. За два дня до начала учебы папа пришел домой с работы и сказал:
– Дочка, придется тебе самой в школу собираться и идти одной. Я завтра уезжаю пароходом в Нижневартовск. Туда для школы по заявке, что мы с тобой отвозили в Ларьяк, привезли учебники и много всего нужного для учебы. Вернусь ко второму сентября. Ты уже взрослая, сама справишься, я на тебя надеюсь.
Люська осталась одна, потому что старшая сестра Галя уже отбыла в деревню Мегион – там жили дедушка и бабушка, – чтобы учиться в пятом классе.
Папа уехал. Вечером пришла тетя Шура, которая присматривала за Люськой и помогала по хозяйству, когда взрослых не было дома. Она подоила корову и, уходя, наказала:
– Завтра в школу. Не проспи, Люська.
Наступило долгожданное утро, солнечное и теплое, что бывает редко в наших сибирских краях. Девочка достала из шкафа форму и вдруг увидела, что белые воротничок и манжеты не пришиты, а лежат поглаженные на плечиках. «Наверное, мама не успела пришить», – подумала Люська. Девочка взяла иголку с ниткой и попыталась пришить воротничок, но он все время съезжал на одну сторону. Люська вздохнула и решила идти так, без воротничка. Нарядный белый фартук оказался длиннее подола платья. Подошел только черный. Волосы Люська заплела в одну косу белой атласной ленточкой и завязала бант. В портфель положила карандаши, тетради и букварь. Посмотрела в зеркало и не узнала себя. На нее глядела взрослая, серьезная девочка- ученица.
Люська радостная пришла в школу, робко вошла в класс и встала в сторонке. За столом сидела учитель – Лидия Петровна Соснина, а рядом стояла Елена Ивановна – преподаватель старших классов. Старшими в деревенскои; школе считались третий и четвертый классы.
Елена Ивановна кивнула в сторону девочки и сказала:
– Люся пришла не по форме одетая, без белого фартука. Разрешим на линейку пойти?
– Да у них дома никого взрослых нет, – ответила Лидия Петровна. – Вот и собралась сама, но ведь пришла в школу. Раз самостоятельно пришла, то пусть учится и участвует во всех мероприятиях.
Люська облегченно вздохнула и сразу же полюбила Лидию Петровну за справедливость.
Зазвенел звонок. Ученики построились на торжественную линейку, после которой сели за парты. И начался первый в Люськиной жизни школьный урок.
Надо сказать, что в те времена в маленьких сельских школах был свой порядок. В одном кабинете учились одновременно два класса: первый ряд занимал один класс, второй ряд – другой, и один учитель на всех. Для Люськи началась школьная жизнь, полная новых достижений открытий и приключений.