Две Булгарские столицы

Ирина Жгурова
ДВЕ БУЛГАРСКИЕ СТОЛИЦЫ

(в сокращении)


Посещение села Булгары  дало мне возможность перенестись в события  второй половины первого тысячелетия нашей эры. От столицы средневекового «царства с богатыми городами» Волжской Булгарии остались белокаменные руины на тридцатипятиметровой крутизне левого берега Волги, в трёх десятках километрах от устья  Камы.  Первый эмир страны Алмуш,  приняв в стране ислам по совету багдадского халифа,  приобщил народ к культуре Востока. Здесь творили великие ученые и поэты. Столичный град Булгар (Болгар), укрепившись на пересечении торговых путей, стал международным оплотом торговли. В центре города возвышались Ханский дворец и Соборная мечеть. Позже из-за пограничных разборок первенство главы государства ненадолго перехватил город Биляр.

Процветание славного булгарского народа было прервано нашествием. С горечью констатировали летописцы о том, что «Взяша славный Великий город Болгарский,избиша оружием от старца до уного, и до сущаго младенца, и взяша товаре множество, и город их пожгоша огнем и всю землю плениша», «…От множества войск земля гудела и стонала, от множества и шума полчищ столбенели дикие звери и хищные птицы».  Жители Булгара были убиты или  захвачены в плен. Имущество горожан становилось добычей монгольских воинов.
Исчезли города и сёла. Монголы за четыре десятилетия захватили все булгарские земли. В половецких степях родилось новое государство во главе с ханом Батыем - Золотая Орда.  В Булгарском улусе заново отстроили Булгар, Джукетау и Биляр. К XIV столетию Болгар стал одним из крупнейших городов Золотой Орды.  Русские летописи именовали его Великим Болгаром, а на востоке он прослыл  «Золотым троном».

…Бывшая столица  царства ныне стала небольшим городком Булгары с парой тысяч жителями.  В ресторане  трёхэтажной гостиницы «Регина»  местные школьники проводили  дискотеку, и  музыка гремела до девяти часов вечера, а днём дети выставили поделки из пластилина на темы сказок. Один из этажей был занят под школьный лагерь, но это не помешало ненадолго обосноваться там туристам. Вечерние теленовости не порадовали - Донецк атаковали фашисты. Но утро улыбнулось солнцем.

Представить величие резиденции хана можно было, побродив по Булгарскому городищу, где ещё Пётр  Великий основал историко-архитектурный заповедник. Бывшие столицы великого ханства получили статус «Северной Мекки», как  центра принятия ислама, что привлекло паломников со всего мира.




***
Две деревянные входные башни за забором указали вход на территорию городища.  Рядом с Южными воротами заповедника с 2013-го года расположилась изумительная «Белая мечеть» с двумя стройными минаретами, напоминавшая индийский Тадж Махал. Площадь перед мечетью украшала аркада с колоннами и фонтаном. Синяя гладь водоёма в каменной фигурной форме, отделанной плитками, впитала в себя бирюзу небес. Ряд кустов белых роз утверждал чистоту помыслов входивших на территорию священного места.
Белая мечеть с тремя главами-куполами  и двумя поднятыми острыми  крыльями  покорила синеву, и этой чудной птице поклонились зелёные ветви. Светлая музыка совершенства архитектурных линий минарета звучала нежнее флейты. Изящество охватывалось  строгостью, воздушность парила в стройности. Средний купол нарядился в белоснежный  ажурный плат.

...


Мы поднялись на балкон, ограниченный коричневой деревянной оградой с плотным декоративным узором решётки. Оттуда внутренний интерьер мечети обозревался хорошо, и большую его часть занимал  большой молельный зал. Купол напоминал ханскую шапку, окна украшали витражи с тюльпанами – символом возрождения ислама. Вязь извивалась по периметру пояса купола над люстрой. Парили над головой ненавязчивые информационные узоры.
В медальонах верха были зафиксированы 99 имён Аллаха. «Воистину, у Аллаха девяносто девять имён, сто минус один. Каждый, кто запомнит их — зайдёт в рай».  Как это ни печально, но все имена мне было не под силу  прочитать по-арабски и запомнить. Буду надеяться на милосердие Всевышнего, как бы его не называли  приверженцы разных религий.

Многоглазая люстра  освещала окружавшее её  пространство молочного цвета. Покрытие пола рябило геометрическими повторами узора, напоминавшего жёлтые звёзды на красном поле. Белизна центральной стены и две колонны выделили   тёмно-коричневую нишу михраба.   Поверхности стен и колонн демонстрировали свои выпуклые белые узоры. Волнистыми контурами изгибались арки. Верх переплели лепестки огромного светлого цветка в геометрической точности рельефных линий. Каждый лепесток был заполнен арабской вязью. В витражах  с причудливыми тюльпанами играли светом зелёный, жёлтый и бежевый цвета, создав праздничность на строгости океана белизны. Величественные колонны были обложены каменными плитками из Челябинска.

...

… У забора мечети выстроился ряд молодых деревьев. За ним виднелись деревянный особняк и ветряк, которыми привлёк внимание Музей хлеба, не вписавшийся в программу нашего маршрута. Белый ангар диссонировал с идиллией старины.


***

Донесла до нашего времени свои стены цвета земли Чёрная палата Болгарского городища. Почему же она стала Чёрной? Об этом поведала легенда.  Во время разгрома Булгара воинами Орды во главе с эмиром Аксак-Тимуром, хан Абдуллах с семьей укрылся в здании. Завоеватели обложили здание брёвнами  и подожгли. Когда дым рассеялся, на крыше осталась прекрасная дочь хана в белом одеянии. Эмир предложил ей стать его женой, и, получив отказ,  приказал привести её братьев для казни. Девушка согласилась на предложение завоевателя, если он отпустит братьев на свободу. Когда юноши ускакали на подаренных лошадях,  красавица бросилась на горящие бревна. Стены почернели от гари и от горя. В работе археологов на раскопках Городища я ощутила дыхание героев сказания.
Более прозаичными оказались другие версии – в Чёрной палате  проходили судебные процессы под руководством хана и тройки верных ему людей. Первый безоконный  этаж служил чем-то вроде КПЗ.  Позднее в XIX веке в здании была устроена коптильня, и дым перекрасил стены. По иным утверждениям в Чёрной палате находилось медресе, или Черная палата служила ханакой с кельями для странствующих дервишей. Черная палата имела обходную галерею с лестницами, по которым поднимались на второй этаж.

Чёрная табличка на бугристых камнях бежевой стены сообщала:  Памятник архитектуры федерального  значения, Чёрная палата 14 век. Это ярусное сооружение было создано в виде восьмерика на четверике. Сохранилась лепнина на стенах, обрамление проёмов и ниш, уцелели полуколонки с капителями в углах, цветочные розетки. Массивный купол венчал древние стены, в которых  форма уложения камней была далека от геометрической стройности современной кирпичной кладки. Металлическая лестница вела к арочному входу. Верхние окна утонули  в лепестках ниш.
…Фонарные столбы останавливали романтику глубины веков. Вдалеке блестел купол на белых плечах  Памятного Знака маяком на зелёной свежести поля.


***

Белой  палатой назвали  общественную баню, увенчанную куполами.  Древние архитекторы и сантехники тщательно продумали подачу горячей воды, устроив подземные каналы с керамическими трубами. Благоустроенная баня была культурным центром средневекового города. Помимо обретения чистоты тела, уважаемые люди города отдыхали от дел праведных, вели умные беседы, слушали живую поэзию, сражались на шахматных досках.  Из всей этой прелести я смогла увидеть только руины, в которых просматривались остатки помещений и кабинок. Душу радовали  результаты реставрационных работ. 

Над останками бани неторопливо и деловито трудились гастарбайтеры из Армении: не обращая внимания на  хождения туристов, они занимались своим делом, обыденно проходя между зародышами стен, переходами  и по каменным артериям сооружения. Они восстанавливали историческую справедливость – ничего не должно быть забыто и потеряно, и с улыбкой восприняли шутку туристов: «Мы помоемся и уйдём».  Остатки бывшего великолепия показывали работу инженерной мысли древних строителей: каменные каналы для труб, каменные чаны для воды. 

Силой моей фантазии  вырастали оштукатуренные стены за пределы красной линии, которая  струйкой крови пролегла волнами и зигзагами текла по древним руинам, показав то, что было надстроено в наши дни. Но мой взгляд скользил по строениям ниже красной отметки. Камни разной величины схватились связующим материалом так, что сама стена осталась ровной. Кладка была похожа на мозаику с разновеликими смальтами. По низу стен были оставлены проёмы для труб. Проросла трава сквозь обозначенный уровень пола, где между ровными рядами каменных параллелепипедов  проходили пустые каналы для труб, напомнив рисунок-лабиринт. Солнечные лучи гладили древние поверхности, с трудом просочившись в трубные проёмы. Я мысленно похвалила древних строителей за достаточность простора и систему помещений, но старалась осторожно ходить по каменному цоколю, чтобы не провалиться в узкую пропасть. Стараниями строителей нового века  стена выравнивалась по высоте.

Среди зелени широкого поля и синевы неба останки бани белели одиноко и трогательно. Я забыла взять камешек в качестве сувенира, но пыль древности, перемешанная с современностью, осталась на моей обуви.  На том же огромном живом ковре уверенно стояла Чёрная палата, и восклицательным знаком пронзала небо  белая башня с кружевным воротником арочных окон на верхнем ярусе и с золотым шаром на тёмном шатре.



***
Дорожка привела к стройному цилиндрическому столпу на устойчивом кубе, плавно переходящем в восьмигранник: минарет назвали Малым в отличие от Большого   у   Соборной   мечети. Он сохранился с  в 14-го века на месте древних булгарских захоронений в окружении руин четырёх усыпальниц и мечетей. Сероватое сооружение увенчал гладкий тёмный конус шатра. Второй ярус над длинным цилиндром зиял оконной глазницей с надбровной дугой. 
Я поднялась на верхнюю площадку по винтовой лестнице, перебрав ногами сорок ступеней замкнутой спирали, еле сдерживая виртуальное давление стен, отделанных гладким известняком.  Когда моя голова просунулась в верхнее окно, то открывшееся  пространство её вскружило, и во мне исчезло ощущение зажатости и безвыходности.  Из окна Малого минарета обозревался простор зелёного поля со светлой дорожкой и отростком тропы к памятнику сахабам. Укрепившиеся на гигантском зелёном покрывале строения, значительно удалённые друг от друга, выглядели самодостаточными историческими документами, при этом объединив впечатления в одну связку. Ряд деревьев  воздал хвалу рукам, давшим им жизнь. Два пышных исполина, выделявшихся на глади травяного покрытия, охраняли прижавшиеся к ним лавочки.
Вдохнув ширь степи из проёма, впустившего в себя небо, я продолжила путь в обратном направлении. Спускаться было не легче, но для снятия неприятия узости пространства с низким потолком, я погладила древность стены.



Чуть севернее Малого минарета на территории бывшего «ханского» кладбища  смотрели в небо руины  усыпальниц, более сохранившуюся из которых назвали Ханской. Ровная стена прямоугольного сооружения из белого известняка увенчалась белой ворсистой шапкой массивного купола. Узорная двустворчатая дверь разрезанным лепестком манила вовнутрь. На площадке четыре ряда кирпичей обрисовали вход, обрамлённый грубо сложенной стеной и упорядоченно достроенной позже. Рядом была выявлена еще одна семейная усыпальница булгарской знати. Земля булгар и ее руины считались священными.
Ханская усыпальница не ограничилась прямым предназначением. В 18-м веке её приспособили  под Никольскую церковь, а позже вообще помещение стало служить хозяйственным нуждам монастыря. Затем… просто про неё забыли. При своём строительном рождении усыпальница была увенчана шатровым покрытием, но при реконструкции под церковь обрела восьмискатную деревянную крышу с небольшой главой, которой позже лишилась. В усыпальнице были  вскрыты погребения в ящиках-табутах под кирпичными надгробиями.



***
…По легенде, три посланника пророка Мухаммеда прибыли в Болгар и, исцелив многих больных, проповедовали новую веру. Через дюжину лет два сахаба вернулись в Медину, а третий остался в Болгаре. В память об этом историческом событии установили восьмиугольную плиту с устойчивой аркой. Вертикальные плиты на четырёх языках указали имена трёх сахабов. Между двумя плитами арки на невысокой стеле Памятника сахабам рельефно отразились три святыни, доставленные ходоками в подарок от пророка в Волжскую Булгарию. Я почтительно прикоснулась к фигурному профилю белой стелы, замкнувшей на себе барельеф, на котором  вверху парила чалма, слева направо был установлен посох, а под ним застыло волнистое перо.

Красивой вязью, в которую мастера обратили кириллицу, было начертано на вертикальной плите: «Во времена правления Айдархана земли Волжской Булгарии посетили три сахаба. После исцеления дочери хана Туйбикэ сахабами Айдархан и его приближённые приняли ислам. Один из сахабов Зубаир бин джагда прожив 25 лет в Волжской Булгарии,  после смерти был похоронен на «Кладбище Святых».


***

На пути к ханскому дворцу за ограждением активно трудились археологи и их помощники. Люди работали лопатами, ковырялись в земле, и их стараниями вырисовался периметр грунта, похожий на ленточный фундамент. Мои ноги оставляли следы на останках банного комплекса. Красная линия указывала на реставрационные надстройки. Прочно сложенная каменная чаша когда-то была чаном для воды. Она отличалась бордовым цветом от белых стен – похоже, была выдолблена из гранита. Осторожно ступив на простенки, я старалась не провалиться в узкие каналы продуманного лабиринта ходов для труб. Среди древней кладки весело мутнел бордовый плиточный пол. Просторные помещения в усечённом виде раскрывали  воздушному океану свои тайны.
Издалека сиял солнцем купол Памятного Знака.

***

Размашистый прозрачный шатёр цвета волны обнял пространство бывшего ханского дворца, за которым в глубине обрыва вела по курсу свои воды величественная Волга, выпятив острова, печально известные тем, что в том районе затонул теплоход «Булгария».
Стрела дорожки пересекла просторную лужайку и привела к дворцу, который даже в условном виде восхищал размахом. Верх его покрытия украсила серая пирамида и стрела с нанизанными шарами. Шатёр, обняв часть территории, утверждал могущество. Здесь царствовала разрушенная роскошь давних веков.
Помнившее древность солнце просачивалось сквозь деревянные стропила пластикового покрытия на то, что осталось от Ханского дворца.  Узорчатые ограждения вместо стен по всему периметру белым кружевом натянулись на изящные колонны. Полосы теневого узора от решётки шатра перечеркнули современное плиточное покрытие пола. В раскопанном уголке две длинные ступени с волнистым профилем опустили мой взгляд в древнее помещение, в котором осталось небольшое ограждение из брёвен. Лучи играли тенями и рассыпали тепло по поверхности древнего пола. На невысоких сохранившихся стенах пробились причудливые жёлто-синие узоры.

В углу замерла в вырастании кирпичная стена, обещавшая возродить бывшую прелесть. Простор дворца дал возможность подойти к небольшим постаментам с драгоценными останками бывшего строения. Центральная белокаменная колонна, увитая белыми узорами, торжественно поддерживала шатёр. Белый цвет разливал  одновременно печаль о разрушенной временем красоте и радость от её познания и возрождения.

Несли визуальную информацию камни на стойках-постаментах.  Я провела пальцами по каменному чану и подумала о вечности, оставшейся в его молекулярных воспоминаниях. Этот пятигранник со скошенной кверху боковой поверхностью и внутренностью в виде перевёрнутого купольного цилиндра служил, вероятно, для хранения воды. На другом постаменте отдыхали от давления веков известняковые обломки другой чаши, славно послужившей своим хозяевам.
 Проёмы между колоннами, поддерживавшими шатёр, обернулись огромными экранами, на которых с высоты ханского холма синева неба  скользила по атласу реки, пронзённой стрелами зелёных кос островка с веерами деревьев. Белели небольшие суда. Вид из окон ханского жилища звал к полёту души его обитателей, уставшие от распрей. Сквозь проёмы другой стороны маячил минарет.

Площадь белела дорожными плитками - подход к дворцу предполагал почтительность к останкам шедевра средневековья.
...


***
   
Стены храма и колокольни слепили белизной глаза небу, шатровые покрытия надевали ему тёмные очки. Ненавязчиво белели тонкие фонарные столбы. С 18-го века церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы руками мастеров вобрала в свой  фундамент камни  руин булгарских строений, а её цоколь родился из  древних надмогильных плит. Церковь дала  своё имя селу Успенское, которое потом заменилось на название «Болгар». Пережив в веках демонтаж и реставрацию,  церковь нарядилась в 19-м веке в стиль барокко и  не отказалась от  русского орнамента.

...

… На заре Советской власти в храме попеременно устраивали клуб, механические мастерские, зерносушилку, склады. А с 70-х годов прошлого века в нём разместился историко-археологический музей заповедника.
...


***

 Сооружение из серого известняка имело кубическую опорную часть с треугольными выступами, переходившими в верхний восьмигранник с шатром из туфовых кирпичиков, увенчанным маленьким куполом с полумесяцем.  По граням восьмерика сохранились следы декоративных ниш.  Таким я увидела усыпальницу булгарской знати - Восточный Мавзолей, расположившийся недалеко от Соборной мечети.  Его дверь была закрыта. Камни, вобравшие в себя пыль семисот веков, спокойно созерцали арочными окнами жителей планеты очередного века. Но и этому устойчивому шедевру пришлось пережить перестройки и реставрации, а во времена существования православного монастыря побывать в качестве церкви. В домонгольское время на этом месте покоилось кладбище, которое сместилось в связи со строительством мечети.







***
Соборная мечеть была построена после монгольского завоевания из белого известняка и величала торжество ислама, возвысившись над окружающим пространством.  Пережив разрушения при осаде города Булак-Тимуром в 14-м веке, она вытерпела не одну переделку и укрывала жителей от неприятелей многогранными оборонными башнями, пристроенными к стенам.
 В те далёкие времена, когда пространство не загромождалось высотками, главная мечеть Болгарского улуса Золотой Орды была видна издалека со стороны реки и вызывала восхищение.  В годы оттепели была осознана историческая ценность руин, и последовали работы по реставрации останков стен, которые я смогла увидеть ниже красной линии, дарившей надежду на будущее величие в восстановленном виде. Выше подросла реставрационная кладка, отличавшаяся от оригинала: нижние ряды в буклированных стенах были сложены из камней произвольной формы. Углубившись на два метра, строители обнажили  уровень древней поверхности.

Невысокие столбики колонн на плиточном полу пространства мечети дышали свежестью открытого неба. В середине одна высокая колонна была составлена из древних останков, другая белела гладкостью, встав на три многогранника и подняв ступенчатую пилястру с каменными лепестками.  По полу ритмично расположились кубики  для намётки оснований будущих колонн.
Углы помещения возвышались над лентой стен и обозначали положение башен, мечтавших приобрести первоначальный вид. Белизна стен тянулась к бирюзе неба. В углу возле минарета зияла тайнами пятиугольная  ниша, походившая на перевёрнутое  сердце. Над низкими стенами сиял купол Памятного Знака.

Большой Минарет возле Соборной мечети рухнул из-за происков кладоискателей, искавших счастья возле его фундамента.  Статное священное сооружение было восстановлено из небытия в год, названный Миллениумом. Вход в минарет украсила деревянная дверь лепестком с деревянным орнаментом. До этого к руинам северной стены примыкал лишь фундамент. 
Помогли в восстановлении шедевра древней архитектуры старинные описания. Большой минарет высотой в двадцать четыре метра состоял из верхнего малого и нижнего большого цилиндров, который через восьмигранный ярус переходил в квадратное основание. Внутренняя винтовая лестница освещалась шестью небольшими окнами. Труд современных строителей оказался достойным умения  древних мастеров. Белая поверхность минарета была окантована оконными проёмами с лепными украшениями, кирпичными поясами и отделочной кладкой.


***

В Северной части Болгарского городища  из средних веков протянули руку памяти  Северный и Восточный мавзолеи - усыпальницы булгарской знати.
По легенде на месте Успенской церкви был и царский дворец.  Неуважение к  святыням прошлых веков привело к тому, что Восточный мавзолей у руин Соборной мечети был приспособлен под церковь, а руины Северного мавзолея были известны под названием «Монастырский погреб». В 1968-м году были восстановлены входной проём, основание наружных стен и выступа перед входом,  разобраны закладки окон.
… Внутри Северного Мавзолея на верхней полочке грязно-коричневой стены мирно сидел голубь, осознав историю своего рода, превысившую возраст кладки разновеликих камней. Узоры  арабской вязи усеяли древнюю надгробную плиту, сохранившую вертикальную информацию прежних веков о жизни человека, который жил, любил, стремился…  Соседняя плита была выполнена в виде намазлыка. Письмена заполнили лепесток, ставший символом другого надгробия. Небольшое окошко решётками рассеяло свет, позволивший рассмотреть ровный ряд разноразмерных плит, пронумерованных по напольной планке. Красными нитями прилипли к стене границы веков. 

На просторе зелёного поля выделялся белизной восьмигранный Памятный Знак в древнебулгарском стиле. Звучал серьёзный ритм его ярусов с узорными окнами.  Блеск полусферического купола с полумесяцем слепил глаза солнцем. Неподалёку от Знака встала небольшая колонна из древних камней. В главном зале этого величественного здания  с 2012-го года обрёл своё место самый большой Коран, изготовленный итальянскими мастерами. Мозаичное панно в помещении увековечило встречу Алмуш-хана с посланниками халифата.  Цокольный этаж украсила картинная галерея.

Перед тем, как покинуть благословенное место древних святынь, я заметила, как вдали прижались друг к другу Успенская церковь и Большой Минарет с тянувшимися вверх башнями мечети.  На шедевры архитектуры сошла с неба синева, и расстелился перед ними изумрудно-малахитовый ковёр.
 
...


***
Народы осознали значимость своей истории, и это дало стимул для восстановления памятников великого средневекового государства  Волжско-Камской Булгарии, которое имело две столицы: Булгар с 10-го века  и  Биляр с 12-го века.  Ханство процветало торговлей с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами. Было, чем соперничать с Киевской Русью,  Владимиро-Суздальским княжеством. Постоянная военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу вглубь страны - в город Биляр.
Хан Батый, собрав все силы, совершил поход на Запад. Первой жертвой кочевников, которые только и умели, что грабить и разрушать, стала Булгария, которую подчинил себе Хазарский каганат. Булгария из великого царства превратилась в автономную провинцию Золотой Орды, основанной в монгольской империи в середине 13-го века. 
Арабский халифат оказал помощь булгарскому правителю и убедил его в принятии новой религии. Булгария способствовала проникновению ислама в соседние земли. Города становились крепостями для защиты от набегов кочевников, возводились оборонительные валы и рвы.  Государство достигло расцвета  в 14-м веке благодаря культуре ислама, как государственной религии. Булгар стал резиденцией золотоордынского хана.
Титулы ордынских феодалов имели свои особенности. Главой Булгарии  в 10-м веке стал эмир. В Орде титул «эмир» правителя Волжской Булгарии, зависевшего от хана Золотой Орды, стоял ниже титула «сул¬тан».  «Эмир» соответствовал русско¬му  термину  «князь». Титул князя-эмира был выше, чем титул князя-бека - правителя области, подвластной Булгару.
В результате борьбы за ханский престол, Булгария распалась на Булгарское и Жукотинское княжества.  Сепаратизм привёл к тому, что южные земли Булгарии, потерянные в боях, перешли к московскому княжеству. Самостоятельность сохранили северные территории со столицей в Казани.   Началось формирование Казанского ханства и нового этноса - казанских татар.


Позже я нашла переводы некоторых надписей на надгробиях Булгарских захоронений. Жители тринадцатого века хотели сохранить память о близких, передать потомкам информацию об умерших и свою скорбь.

...



… Как изменило время великий город! От богатых домов знати не осталось даже руин, а ведь когда-то город кипел жизнью, в которой каждый житель занимался своим делом –  славили столицу купцы, ремесленники, воины, поэты. Радушно принимали купцов из дальних мест  караван-сараи – «многозвёздочные отели» для приезжих с вьючными животными. 
Арабский гость заметил: «Жило в главном городе Булгарии тысяч десять жителей. Дома строились искусно, а изб вовсе не было. Во многих домах жили приезжие славянские и германские купцы. Около города была роща, а там стояли изображения славянских богов для того, чтобы им молились приезжие славяне».
Бережно стало восстанавливаться то, что растворилось в войнах и времени – северные шедевры мусульманского зодчества исчезнувших государств Волжская Болгария и Золотая Орда.  Булгар вошёл в список  ЮНЕСКО.

...

11.07.2014, Булгары



***
Полторы сотни километров отделили две столицы древнего государства   Волжской Булгарии   - Булгар и Биляр.  По пути следования из окна автобуса я увидела речку, затянутую тиной.  На реке Малый Черемшан расположилось село Билярск.  Оно обосновалось на части той территории, где в средние века процветал Великий город Биляр – вторая столица Волжской Булгарии. 

Печальные руины дали возможность представить былое могущество славного града,  имевшего ворота из чистого золота. Столицы средневековых государств Европы не могли сравниться с ним в величии и размахе территории.  Лишь с  такими мегаполисами Востока, как  Самарканд, Багдад и Константинополь, Биляр мог соперничать  в роскоши.  Русские летописцы именовали его Великим городом, в центре которого располагался царский дворец. Кольца оборонительных валов давали надежду на спокойное процветание.

…Разграбленный город оставили последние жители ещё в тринадцатом веке, но ещё держался за жизнь огромный минарет посередине выжженного поля. Слишком поздно обратились историки к великому наследию, когда от минарета остался котлован: сооружение было растащено для строительных нужд местными строителями.  ...


В конце прошлого века раскопки заросшего поля дали возможность восхититься останками огромной мечети Биляра. Неподалёку были обнаружены при раскопках руины фундамента  «дома феодала». Время веков оставило камни от грандотеля – караван-сарая для купцов, уважавших билярские ярмарки, где местные жители гордо выставляли пушнину, продукты пчеловодства, кожаные и ювелирные изделия. Иностранцы всего мира везли сюда свои лучшие товары, чтобы не ударить в грязь лицом перед ценителями. Был обнаружен даже средневековый научно-исследовательский институт в виде лаборатории алхимика.
 В сказочном городе развивалась культура, феодалы жили в роскоши, трудолюбивые жители тоже не бедствовали. Их высочайшему мастерству было подвластно гончарное искусство и обработка металлов; кузнецы виртуозно владели молотом, стеклодувы знали секреты прозрачного «золота»; пальцы умельцев владели косторезным искусством, ювелирными работами: оружейники обеспечивали защиту от недругов.

Можно оплакивать гибель Константинополя, который был разрушен завистниками богатства, созданного чужими руками. Но гибель Биляра была не менее трагичной. Монгольские завоеватели хана Батыя за  считанные дни смели с лица Великий город, оставив только его имя. Терминаторам без сердца не жаль было ни золотых ворот, ни мечети. Захватчики не щадили никого.

...

Как это похоже на войны нашего века, на все войны, когда-либо сотрясавшие хрупкую планету! Самоуничтожение человечества в угоду презренного металла. Разрушение совершенства и красоты созидания, унижение, боль и смерть…

***

Я бродила по территории источника «Святой ключ» у подножия высокой горы «Хужалар тавы» («Гора хозяина»), от которого к вершине протянулась длинная лестница. Священное место в сказочном лесу духовно объединило язычество, мусульманство и христианство легендами о целебном роднике. С девятого века, а, может быть, и раньше, на горе располагалось древнее булгарское капище, где принимал жертвоприношения языческий  бог Тенгре. Мне удалось добраться до вершины горы,  побывав на  чарующем древностью месте.

Живописное урочище изумило благоустройством. У мусульман появилась возможность в удобных условиях проводить ритуал забоя животных и готовить национальные блюда. Правоверные донесли из веков легенду о том, что древним городом правил  Тырышмал ходжа, у которого было двенадцать дочерей. Девочки учились в медресе возле горы «Худжалар тавы», куда из Булгара в Биляр их водила Рабига абыстай. Когда враги штурмовали город, смелые девушки посылали проклятья на головы захватчиков и молились о победе защитников Биляра. Враги, пленив ходжу и его дочерей, заставили носить платками землю, увеличивая гору, на вершине которой захватчики решили для устрашения жителей закопать пленниц  живьём. В это время в небо улетели двенадцать звёзд, в которые превратились девушки, а их отец  от горя бросился с горы и превратился в источник. Народ прозвал гору «Девичьей».

Православные стали набирать воду из «живоносного источника»,  веря в то, что это «слёзы святой, которые она проливает над грехами рода человеческого». По легенде  молодая татарочка увидела на озере лик русского бога, пропавшую из церкви.  Икона  подплыла к ней в руки, и девушка отнесла её в храм. Но наутро иконы не было на месте. Девушка снова увидела её в тех же водах и  услышала голос: «Если желаешь меня поймать, прими христианство. И я сама приду к тебе в руки и больше из церкви не исчезну».  Девушка послушалась неземного совета, а местные жители стали почитать ее как святую. 


***



У входа на территорию Святого ключа большой баннер пояснял карту архитектурного комплекса. Табличка 1997-го года на стене сообщала о его строителях. Монументальный вход представил собой две крайние лепестковые арки под зелёными шатрами и более крупную среднюю арку с белыми ажурными воротами. Внутри парка высоченные  деревья с обнажёнными стволами подметали кронами небо и стояли плотной стеной у асфальтированной дороги, стелившейся от входа к источнику. На изогнутом стволе голого дерева я заметила скворечник. За деревьями виднелись беседки и строения для отдыхающих.

Лестницы с длинными ступенями и кирпичными бордюрами повели к сени  у родника. В середине этого кирпичного сооружения с арочными проёмами стояла окружённая каменными ступенями многогранная колонка с краном. Впереди расположился восьмигранный бассейн, внутри которого в восьмиугольной звезде с водой стоял металлический фонтан в виде цветка с загнутыми полосами-лепестками. Он походил на многопальцевую кисть, державшую шар. Табличка предупреждала, что купание запрещается.
Внизу стены в виде трёх плоских башен с зелёным покрытием была установлена труба с постоянным потоком. Среднюю часть широкой стены, за которой прятала небо пышная зелень, накрывала прозрачная арка-козырёк.   Прозрачная вода стекала в  узкий канал под решётками.


***

Мраморные длинные ступени у подножия горы  были оформлены кирпичными бордюрами с покрытием цвета леса. Они плавно переходили в узкую пластинчатую лестницу с перилами, тонувшую по мере её возвышения в зелени высоких крон. С высоты первой половины пути  просматривались  зеленоголовые кирпичные стойки ограды входа на лестницу с сопровождавшими её фонарными столбами. Перила и стволы были увязаны разноцветными ленточками. Чем выше я поднималась по лестнице, тем чаще встречались эти ритуальные украшения.  Закрыв подножие горы, кроны образовали густую пену, вертикально прочерченную стволами. Манили отдыхом небольшие железные площадки.

На ровной поверхности остановки уверенно стоял священный деревянный столб, полностью объятый разноцветными тряпками, как и стволы окружавших его деревьев. Эти же украшения были на рядом стоявшем пеньке. Под деревом ожидали уставших покорителей горы белые  скамейки со спинками.

Чем выше поднималась лестница, тем больше было навязано разноцветных лент на стволы и ветки. В роли ритуальных повязок встречались на стволах даже колготки, носки и носовые платки. Когда закончились некомфортные металлические пластины лестницы, то сквозь лесную чащу вверх устремились более удобные широкие каменные ступени в сопровождении одетых в тряпичные «украшения» стволов и кустарников. Земля сплошь покрылась порослью и травой. Сломанный ствол создал естественную арку над тропой.


***
Я прошла все четыреста сорок четыре ступени и загадала добрые желания, завязав обрывки бинта – то, что нашла в сумке, подходившее для этой цели. Плиточная дорожка после преодоления подъёма привела меня к плоской вершине с Памятным знаком, перед которым почтенно нёс бессменную вахту светлый приземистый камень, углом смотревший в небо. На его поверхности, изрезанной полосами и раковинами, была прикреплена табличка «МОНУМЕНТ. Возведён коллективом НГДУ «Альметьевнефть» в память легенде «О сорока погибших девушках»  июль 1997 года».

Это означало, что девушек погибло гораздо больше, чем число легендарных дочерей Тырышмала, улетевших звёздами. И это несоответствие только увеличило вечную печаль об их участи. В память о  нежных душах отважных дев и повязывали паломники всех вероисповеданий ленточки, пожелав здоровья своим родным.  Ели возле монумента напоминали новогодние, на ветках которых вместо игрушек висело множество разноцветных повязок. Площадку вершины окружила зелёная ограда с калиткой у дорожки к памятнику. Поодаль от него белели лавочки.

…Шесть бетонных стоек по углам светлого многоугольника держали  поникшими главами плоский шатёр в виде чёрной тюбетейки  над  шестигранной площадкой, окружённой ковром из разновеликих белых камней мрамора. На телах этих колонн кощунственно выделялись царапины варварского граффити с именами, сердцами и просто линиями. 
Три монументальных глыбы из мрамора застыли под шатром чёрным пламенем в тени навеса, вобрав в себя ночное небо.

Они стали символами трёх верований – христианства, ислама, язычества.





Биляр, 11.07.2014.










Начало. Здравствуй, Казань!  http://www.proza.ru/2014/09/08/1668