Петр Грибцов. Председатель ревкома

Владимир Пузиков
ОТ АВТОРА:

ГРИБЦОВ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ (3 июля 1924 г. – 7 мая 2003 г.) родился и жил в селе Благодарном Благодарненского района Ставропольской губернии. Он работал в районной библиотеке и в редакции местной газеты, руководил районным отделом культуры Благодарненского райисполкома, организовывал и был первым директором Благодарненского районного историко-краеведческого музея.

П. Ф. Грибцов много писал статей и очерков, которые публиковались на страницах краевых и районной газет, в журналах. В своих очерках большое внимание он уделял героям гражданской войны. Им написаны очерки «Железный полк», «Семнадцать», «Председатель ревкома», «Стальная дивизия Дмитрия Жлобы» и другие.

При жизни П. Ф. Грибцов своих книг не опубликовал. Его произведения хранятся в архивах на страницах районной газеты. Предлагаю читателям, в память о замечательном человеке – Грибцове Петре Федоровиче, его очерк «Председатель ревкома».

***


ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕВКОМА

(Очерк Грибцова Петра Федоровича о первом председателе Благодарненского уездного исполкома Ставропольской губернии
Марченко Александре Васильевиче)

Гул артиллерийской канонады нарастал. Время от времени слышалась дробная трескотня пулеметов. Фронт был почти рядом. Жаркие бои велись на самых близких подступах к селу Благодарному. Белые наседали с ожесточением. Краснопартизанским частям приходилось только усилием железной воли и стойкостью удерживать фронт.

В эти тревожные дни уездный центр жил какой-то лихорадочной жизнью. По широким улицам двигался живой нескончаемый поток: скакали всадники, шли усталые бойцы, катились повозки, запряженные лошадьми и волами. Везли хлеб, продовольствие, раненых. На телегах узлы, мешки, среди них сидели дети, женщины.

Но во всем этом движении не наблюдалось беспорядка, паники. Чувствовалось, что чья-то умелая рука руководит эвакуацией. Люди в колоннах шли молча. На сумрачных лицах печать одной думы – устоять, не дать врагу одержать верх.

У здания уездного ревкома одна к одной стоят пулеметные тачанки. Группы бойцов и командиров в кожанках, с красными лентами на папахах, тихо переговариваются, курят. Штатские и военные беспрерывно входили и почти выбегали из здания. Отсюда из ревкома шли все приказы.

В большой комнате накурено. Тесно сидят и стоят люди. Александр Васильевич Марченко, крепко пожимая, тряс высокому, стройному человеку в военной форме, говорил:
- Через несколько часов уходим из села. Своим отрядом прикройте наш отход. Выполняйте!
Военный вышел. Окинув всех коротким взглядом, председатель ревкома спросил:
- Комиссар по продовольствию Халюткин здесь?
- Да, - ответил тот.
- Как организовали вывоз хлеба?
- Один обоз уже отправлен в Царицын. Хлеб еще есть, но нет транспорта.
- Немедленно реквизируйте лошадей у кулаков и отправьте все до зерна. Хлеб врагу не оставлять, - твердо приказал Марченко.

Один за другим, получив указания, люди уходили, комната пустела. Наконец, Марченко остался с глазу на глаз только с одним человеком. Он был среднего роста, уже немолодой. Худое лицо, испещренное множеством морщин.
Марченко встал, подошел к собеседнику. Дружески положил руку ему на плечо и сказал:
- А с тобой, Маркович, разговор особый. Остаешься в подполье. Соберешь всех надежных ребят, и действуй. Не давай им тут покоя. Ну, прощай! Мы еще вернемся.

На утро белые вошли в село. Последним с группой бойцов в калмыцкие степи ушел Александр Марченко. Была холодная с лютыми морозами и буранами зима. Красные стойко совершали поход по заснеженной пустыне. Колючий снег слепил глаза, ветер с остервенением рвал одежду, коченели ноги. По пятам следовал враг, не давая минуты покоя. А бойцы все шли и шли. Их не надо было ободрять, они не нуждались в благодарности – каждый дрался за свое кровное дело.

Но вскоре пришел более грозный противник – сыпной тиф. Почти все бойцы болели сыпняком. Поднимался один, валился другой. Лечить бойцов было некому, да и нечем. За больными ухаживали здоровые, а когда белые прорывались, то все, кто мог держать винтовку, вступали в бой и отбивали врага.

***

С горсточкой бойцов Марченко все же добрался до Царицына. А через несколько месяцев А. В. Марченко отправился в Москву. Ленинские курсы. Дни напряженной учебы. И тут сбылась давнишняя мечта Александра Васильевича. Его принял Ильич.  И случилось это так.

…Марченко вошел в кабинет. Ленин как раз с кем-то разговаривал по телефону. По выражению его лица, интонации нетрудно было догадаться: Ильич недоволен собеседником. Марченко остолбенел и подумал: «Не вовремя я…»
Ленин заметил его, положил трубку и пошел навстречу.

- Вы Марченко? Здравствуйте, Александр Васильевич! Рад познакомиться. – И он порывисто, двумя руками потряс жесткую руку Марченко. А потом с той непосредственностью и теплотой, которая присуща только Ильичу, произнес:
- Ну, расскажите, как там дела на Южном?

Стеснения и неловкости как не было. Потекла задушевная беседа. Навсегда Марченко запомнил слова вождя:
- Нам надо, во что бы то ни стало, удержать в своих руках власть.
- Надо, - как много смысла. Марченко понял это, как приказ стоять не на жизнь, а на смерть.

***

Поволжье. Александр Васильевич Марченко направлен сюда Реввоенсоветом республики, как особый уполномоченный по восстановлению власти Советов.

…Продразверстка, ликвидация кулацких и эсеровских мятежей. Марченко всегда там, где трудно. Враги, затаив лютую злобу, мечтали расправиться с ним. И такой случай представился. Марченко попал в руки озверевших врагов.

Он стоял у края ямы, только что вырытой наспех. Белая рубаха на нем изорвана в клочья, вся в бурых пятнах засохших сгустков крови. Лицо страшно: в кровоподтеках и ссадинах. Видно много его истязали, били. Но Марченко стоял твердо, гордо вскинул свою русую голову, глаза его смотрели бесстрашно. Рядом были товарищи, тоже избитые, истерзанные.

- Ну, большевички, земли захотели? Два аршина хватит! А? – издевался белогвардейский офицер.
- Ничего, с вами рассчитаются. Дайте срок, - обжигая ненавистным взглядом врагов, процедил сквозь зубы Марченко.
- Молчать! – потрясая пистолетом, рявкнул офицер.
- Стреляй, падаль! – крикнул Марченко.

В глазах ослепительно вспыхнуло пламя. В левое плечо ударило чем-то тяжелым и прожигающим. Марченко упал, но через минуту тяжело приподнялся и, повернув голову к своим мучителям, внятно сказал:
- Смотрите, как умирают большевики.

- Кончайте, - коротко бросил офицер. Солдаты разом набросились на горстку беззащитных людей. Били прикладами, топтали ногами, а потом почти безжизненные тела бросили в яму и стали засыпать землей. Так погиб отважный председатель ревкома Александр Васильевич Марченко.


ИСТОЧНИКИ:
Грибцов П. Ф. Председатель ревкома. Очерк о председателе Благодарненского уездного исполкома А. В. Марченко. Газета «Ленинское знамя». 1987 г.

Владимир Пузиков
Г. Благодарный
25 сентября 2014 г.