Собаке дали слово. Спектакль Я собака!

Михаил Самарский
Необычный моноспектакль «Я – собака», который представил на фестивале театр «Самарская площадь», ни кого не смог оставить равнодушным. «Спектакль замечательный», «я растрогана», «по-другому смотришь на мир» - делились впечатлениями зрители, покидая зал. У кого-то на глазах были слезы.

Казалось бы, это очень простая история: рассуждение о добре, человечности и нашем привычном человеческом мире, в котором мы живем. Но то, что кажется простым и само собой разумеющимся, услышь мы это из уст человека, по-новому звучит для нас, когда рассказывает нам…собака. Пусть собака и необычная, а ученая – поводырь, да и порода непростая – лабрадор, но все-таки перед нами животное, которому на полтора часа дали право слова.

«Вот бы научиться нескольким словам, которые мы могли бы говорить людям!», - размышляет поводырь по имени (не скажешь – по кличке) Трисон. Среди огромного количества человеческих слов для собаки самым важным оказывается «простите». Одна только эта деталь заставляет задуматься…

Интересно, что повесть «Радуга для друга», по которой и поставлен спектакль, создал очень молодой автор – на время написания произведения Михаилу Самарскому было 13 лет. Режиссер спектакля и художественный руководитель театра «Самарская площадь» Евгений Дробышев рассказал, что Миша (кстати, москвич, не имеющий к Самаре никакого отношения) «очень развитый пацан» и человек с доброй душой: вместе с родителями он помогает слепым из всех регионов страны.

Несмотря на то, что спектакль идет довольно долго, актрисе Наталье Носовой удается удержать внимание зрителя в течение полутора часов. Театральные критики, члены жюри фестиваля отметили, что такой эффект достигается за счет очень честной актерской работы. Действительно, актриса по-настоящему «выкладывается» на сцене, работает на износ. Рассказывая случаи из своей жизни, описывая ситуации, в которые Трисон попадает вместе со своим новым подопечным Сашкой, актриса глазами собаки оценивает то равнодушие, а порой и жестокость, которые уже давно кажутся неотъемлемой частью нелогичной человеческой жизни.

И взрослые, и дети наверняка сделали не одно открытие для себя, посмотрев спектакль «Я – собака». Увидели то, что вроде бы и лежит на поверхности, но кажется слишком незначительным, когда смотришь с высоты человеческого роста. Пусть у искушенного зрителя и возникают вопросы насчет уместности вставок в спектакль звучащего из динамиков голоса Познера, зачитывающего вопросы знаменитой анкеты Марселя Пруста, а некоторые детали сценографии, претендующие на символизм (например, крест), не обыграны полностью, главное – это ощущение, с которым зритель выходит из зрительного зала. Ощущение, что смотришь на мир новыми глазами.

Ольга Истомина
Наталья Носова: «Буду играть, пока нравится зрителю»

После спектакля «Я – собака», который прошел во второй день фестиваля на камерной сцене, нам удалось поговорить с исполнительницей главной и единственной роли Натальей Носовой, ведущей актрисой театра «Самарская площадь».

- Сегодня режиссер Евгений Дробышев сказал, что именно вам принадлежала инициатива поставить спектакль по книге Михаила Самарского «Радуга для друга». Как это произошло?

- Однажды я увидела в Твиттере фамилию автора – Самарский, это меня и заинтересовало. Мальчик оказался из Москвы, но я увидела, что он автор книги «Радуга для друга». Я подумала: надо же, в 13 лет! После чего нашла эту книгу в Интернете, на его сайте, начала читать и уже не смогла остановиться. У меня в голове сразу возникла мысль, что это моноспектакль. Но я не думала, что в нем буду играть я. Тогда я просто стала предлагать Евгению Борисовичу (режиссер, художественный руководитель театра «Самарская площадь» - прим. автора) прочитать книгу. Сначала он отказывался – ведь сделать из большой книги моноспектакль очень тяжело. Но когда все-таки прочитал, ему понравилось.

- Почему все-таки вы сразу подумали, что повесть может стать моноспектаклем?

- Потому что, на мой взгляд, хоть вещи там говорятся и простые, и банальные в чем-то, но взрослые люди перестали о них задумываться, живя в больших мегаполисах. Когда же о таких простых вещах говорят люди, получается нравоучительно, и такое не будут слушать и не будут смотреть. А когда то же самое говорит собака? Наверное, она имеет право на банальные вещи. Она говорит почти как ребенок. И вещи все-таки нужные, потому что зритель это подтверждает. Очень часто зритель выходит потрясенный, кто-то плачет… Собственно, я даже не ожидала, что будут плакать, не к тому мы стремились, но то, что дети начинают мыслить по-другому – это хорошо.

- Премьера спектакля состоялась в 2012 году. Тогда вы ожидали, что он станет таким успешным и надолго останется в репертуаре театра?

- Вначале мы думали, что спектакль состоится как социокультурный проект, и пройдет, может быть, всего несколько раз. Но зрители его очень полюбили. Спектакль у нас в театре стал очень востребованным. Причем его особенность в том, что он подходит для семейного просмотра. Мы побывали уже на нескольких фестивалях, где было много театров для детей, и режиссеры все время решают вопрос, как сделать так, чтобы спектакль был интересен и взрослым, и детям. У нас случайно получилась именно такая вещь. Я знаю, что на наш спектакль дети приводят своих родителей и наоборот – родители приводят детей.

- За время существования спектакля на сцене в нем происходили какие-то изменения?

- Да, я немного адаптировала текст. У Миши все-таки более литературный, книжный язык. О том, что текст детский, банальный, примитивный, как говорят некоторые, можно спорить. Кроме того, у нас с режиссером вначале было разное видение образа собаки. Мне как раз казалось, на что сегодня обратили внимание и критики, что лабрадор должен быть важным, степенным, а режиссеру – наоборот. Но поскольку у нас не было цели показать собаку той или иной породы, а собаку вообще, мы остановились на втором варианте: пес получился простой, дружелюбный.

- Вам не страшно работать в такой сложной форме - моноспектакля, когда остаешься один на один со зрителем?

- Страшно. Здесь, конечно, и за партнера не спрячешься, если что-то с энергетикой вдруг случится. Ведь у нас в спектакле нет никаких особенных придумок, все держится на моем общении со зрителем. Я третий сезон играю этот спектакль, и играю регулярно, не реже, чем остальные. Но каждый раз – как перед премьерой. И каждый раз думаю: «Ой, может уже пора завязывать с этим спектаклем…». Но почти после каждого спектакля подходят дети, подходят взрослые люди и благодарят, и принимают очень хорошо. Тогда я себя ловлю на мысли, что это леность человеческая: когда делаешь что-то действительно хорошее, стоящее, тебя начинают отговаривать: не надо больше, может уже хватит… Но пока зрителю нравится, я буду играть...

Беседовали Виктория Тимофеева, Элла Савельева, Ольга Истомина

Источник: http://www.arhdrama.ru/fest_rodnikovoe_slovo2014.html