Витебские храмы и другие чудеса

Тамара Залесская
     Витебск – чудесный старинный город. Я давно знаю и люблю его, и мне кажется, что жизнь здесь течёт, как прежде, неторопливо, хотя и новые тенденции налицо: огромная стеклянная пирамида с бутиками, просторная площадь в центре города (правда, на месте уютного сквера...), знаменитый амфитеатр под модной крышей, светящаяся аллея на улице Хмельницкого*.

     Отстроенные заново храмы (на месте разрушенных большевиками) поражают воображение. Как они украсили город, как высоко подняли его над повседневностью!

     Изящно восстановленный дом Марка Шагала напомнил мне мой первый дом... Это было так трогательно! В долгом 20-м веке провинциальные интерьеры менялись так медленно, что я успела застать в домах моих знакомых многое из обстановки начала столетия.

     Жаль, что когда-то при советской власти партийное начальство отказалось принять в дар картины великого художника, и теперь в музее и в галерее его имени смотреть особо не на что – только репродукции.

     Старые дома в центре Витебска необыкновенно похорошели, тротуары выложены плиткой, а в особо важных местах красуются гранитные парапеты и балюстрады. По праздникам иллюминация превращает город в сказочное царство, а от фонтанов с подсветкой невозможно отойти – так завораживают эти разноцветные струи.

     Сказочно прекрасная Воскресенская церковь рядом с незыблемой ратушей, устремлённый ввысь величественный Успенский собор, впечатляющий пейзаж на месте слияния Витьбы и Двины – это удивительные, дорогие сердцу картины, ради созерцания которых хочется вновь и вновь возвращаться в этот легендарный город**.

       Но вот что интересно: главная улица города до сих пор носит имя Ленина. И главная библиотека – его имени, и даже поликлиника в центре города. Как ни странно, ни Сталина, ни Хрущёва, ни Брежнева не увековечили, хотя они тоже много чего натворили в советской истории.

     А улица Суворова, который с большим азартом воевал с белорусами, истребляя в том числе и мирное население, – такая улица в Витебске есть***.

     И Советская улица есть, и улица Правды. Но чьей именно – не уточняется.


12 сентября 2014 года


* См. в Гугле:
http://vitebskcity.by/article_view.php?idmenu=1&id=19

** См. в Гугле виды храмов и городские пейзажи – не пожалеете:
http://edelveis8.livejournal.com/180995.html

http://hat-spb.livejournal.com/63141.html

*** Для тех, кто интересуется исторической правдой, цитирую материалы о Суворове, изложенные Александром Шкодой:
   
     «Энциклопедия «Беларусь» (Минск, 1995) пишет: кроваво подавлял восстание белорусского народа. То есть, воевал против нас, белорусов, пытавшихся отстоять существование нашего национального государства. Как же сегодня, в независимой Беларуси, можно создавать храм-памятник одиозному палачу и врагу нашей государственности? Напомню, что в 1794 г. Екатерина II, дабы окончательно ликвидировать государственность Польши и Великого княжества Литовского и Русского (то есть Беларуси), вводит сюда оккупационные войска, руководимые Суворовым. Против оккупантов восстал весь белорусский и польский народ, восстанием руководил белорус Тадеуш Костюшко (1746-1817), а конкретно белорусским восстанием – белорус Якуб Ясинский (1761-1794), погибший от рук солдат Суворова в возрасте 33 лет. Суворов потопил Беларусь и Польшу в крови – в буквальном смысле слова. Местное население подвергалось массовым казням, как во время оккупации Гитлера, Суворов нещадно убивал белорусских партизан, всюду по пути следования своих войск Суворов оставлял вереницы виселиц с повешенными белорусами. Кульминация резни настала в предместье Варшавы Праге, куда отступили польско-белорусские повстанцы. Там солдаты и казаки Суворова вырезали все население, сопровождая погром массовыми изнасилованиями и пытками, а ради устрашения стали носить на пиках и штыках трупики мертвых младенцев. Это, надо понимать, создатели храма-памятника и называют «Суворовским духовным наследством»: носить на штыках мертвых христианских младенцев. Великое духовное и богоугодное дело!
4. В статье сказано: «На внутренних стенах храма-памятника обязательно будут высечены имена жителей Кобрина, которые погибли во время защиты Отечества за последние три столетия». Это о каком же «Отечестве» говорит автор статьи? Белорусы в составе царской России были только 122 года (с 1795 по 1917, четырежды устраивали белорусские общенародные восстания против царской России). А вот три века назад как раз жили еще почти столетие в своем национальном государстве ВКЛ, имея свои белорусские законы, свой белорусский язык, свою белорусскую власть и свою белорусскую валюту (последний белорусский талер был отчеканен Гродненским монетным двором в 1794 году). Все это и было отменено после нашей оккупации жандармом Суворовым. И заменено режимом царизма с подавлением всех свобод и насаждением впервые в Беларуси крепостного права».

     Полностью полемику на эту тему см. здесь:
http://vk.com/topic-27989623_25070282