Байки от Комарова. Грамота

Василий Куприянов
               

               Осень 1951 года. Учащихся техникума отправляют на два месяца убирать, хлопок. Да, именно хлопок – тогда в конце сороковых и в начале пятидесятых в Астраханской области под эту культуру занимались большие площади. 
               Немного отвлечемся. Выращивать хлопок в астраханской области такая же дурь, как и кукуруза у полярного круга. Классический пример применения лозунга о том, что не стоит ждать милостей от природы, который принадлежит уважаемому мной Ивану Владимировичу Мичурину. Хлопок из Астрахани не идет даже на ткани, и разговоры о том, что он очень хорош для оборонки (взрывчатка) не выдерживают критики. А как же тогда войну выиграли без астраханского хлопка?
                Поэтому группу в составе семи человек загнали на полевой стан в пятнадцати километрах от цивилизации, то есть от магазинов. Хлопок в нашем климате дорастал в лучшем случае до колена, коробочки до конца не вызревали. Наша великолепная семерка, конечно, была готова к трудовым подвигам и твердо рассчитывала, что через два месяца они уж точно огребут по почетной грамоте. Но норма в 32 кг на человека в день оказалась не такой уж простой задачей. Представьте, что даже если бы одна коробочка весила один грамм, то и это требовало 32000 раз наклониться за этим красивым пушистым комочком.  Но этот комочек весил в разы меньше одного грамма, следовательно, эти огромные тысячи  нужно было еще и множить на эти самые разы.
               Предвкушая свой триумф в конце сезона, они с большим энтузиазмом кинулись решать эту задачу. Действительность оказалась суровее. Сил наклоняться за добычей хватало в лучшем случае на сто метров грядки, (длина грядки 2 километра) а дальше сбор шел ползком. Самым способным оказался Геннадий, который собрал целых 12 кг в день. Но в таком случае прощай мечты о почетной грамоте.
              Выход был один – включить творческую мысль. В конце концов, их учили на техников для производства, а там всего один шаг до инженеров. Вот эта самая мысль и забила ключом. Они вспомнили о передовом опыте знаменитой пионерке Мамлакат из знойной Туркмении, которая применив хитрый фартук,  освободила вторую руку для сбора. Это дало эффект, но до нормы было, как до луны.
             Более эффективным оказался другой способ. Они прекрасно понимали, что сбор комочков глины даст существенный привес при сдаче продукции, но, к сожалению, глину все-таки приходилось разбавлять хлопком, иначе их Царь и бог Бабай, приемщик продукции, мог заподозрить неладное. Наглеть было опасно. Но и эта рационализация не решала кардинальную задачу – 32 кг на нос в день.
              Окончательно решился вопрос с нормой только после того, как они тщательно обследовали склад с хлопком. К сожалению,  в техникуме не учили изготавливать отмычки, этих специалистов готовили в других учебных заведениях. Поняв, что замок им не осилить, они тщательно обследовали помещение, в котором и нашли слабое место. Небольшое окошко позади склада оказалось не  шибко закрепленным, что и решило задачу с нормативом. Ночью они забирались в это окошко, набивали мешки хлопком и уносили в конец грядки, куда Бабай не имел обыкновения ходить.
              Совесть у них была чиста, в конце концов, они же не воровали, а брали хлопок, который сами собрали.  После того, как норма начала выполняться ребята повеселели, но  загрустил Бабай, который начал чувствовать  некоторое несоответствие между принятым по бумагам и наличием в натуре. И даже начал высказывать неудовольствие. А что будет при сдаче хлопка на центральный склад?
              Великолепная семерка его успокоила, сдавать поедем вместе. На приемном пункте возле мечети, молодые приемщицы были весьма  озадачены небывалым весом чувалов с хлопком. Но им объясняли, что такой вес достигался чрезвычайно плотной утрамбовкой и даже от души пинали эти утяжеленные мешки. Потом они в порядке любезности сами затаскивали мешки на самый верх или в дальний конец склада и там высыпали хлопок.  Секрет состоял в том, что в хлопок добавляли самого мелкого члена разбойной группы Костю, весящего ровно 48 кг (полторы дневной нормы), которого помещали в центр. После вытряхивания содержимого мешка Костя бегом бежал утрамбовывать следующий мешок.
             По завершению успешной битвы за урожай ребят, конечно, похвалили, но грамоту выдали Бабаю, за эффективное и мудрое руководство. Не осталось без наград и все остальное вышестоящее начальство. До коммунизма оставалось уже меньше тридцати лет. Слава Богу, что заработанных с таким энтузиазмом денег хватило на оплату достаточно скудной кормежки и они не задолжали Родине.