Дневник НЕграфоманки -2

Людмила Волкова
                Тусуемся?  Несколько  наблюдений о «списках избранных».


                Я уже писала в «Дневнике графоманки», что виртуальное общение на ПРОЗЕ – единственное условие, чтобы тебя читали. А чтобы это случилось, тебе самому нужно читать других авторов, да еще хоть иногда писать отзывы. И тебе предоставлена такая возможность – самому  собрать    компанию,  записав в «избранные» людей интересных, приятных, близких по мировоззрению или вкусам. От них зависит твое комфортное существование на ПРОЗЕ.
                Да только  люди, «приятные во всех отношениях», должны  еще одному критерию соответствовать, – быть талантливыми, чтобы их хотелось читать. Чтобы тебе не стыдно было за свой выбор, когда ты рекомендуешь  кого-то из своего списка другим авторам. Список приятелей  по интересам и список «избранных», которых ты так высоко оценил, что собираешься читать постоянно, еще и другим советуешь делать то же, – разные вещи.
                Отсюда  ошибка всех новичков на ПРОЗЕ – хватать подряд всех понравившихся или тех, кто тебя уже успел похвалить, и быстро  пополнять ими список. 
                Через какое-то время может наступить  разочарование. Кто тебя хвалил, перестал это делать, а в списке значится;  приятель оказался  идейным врагом, которого ты вовремя не раскусил; тот, кто тебе казался талантливым после одной прочитанной тобой миниатюрки, оказался автором  единственной вещицы, достойной восхваления. А ты уже его порекомендовал другим читать и восхищаться. И тебе уже выразили недоумение по сему поводу, ты уже в чужих глазах выглядишь  либо глупцом, либо не имеющим вкуса.
                Почему я так подробно о списке избранных? Потому что он для многих является путеводителем по порталу. И если ты сам набивал себе шишки, плутая по его коридорам и квартирам,  то предупреди об этом новосела.
                В общем, тонкое это дело – формирование той тусовки, которая тебя бы устраивала на все сто. А, значит, не надо торопиться, чтобы потом не чистить с досадой свой список избранных, выбрасывая из него неугодных.
                Меня настораживают две категории авторов: те, у кого список разбух на целую страницу, и те, у кого его просто нет. Первые либо всеядные (прочитать такую массу коллег по перу можно только читая  по диагонали. А когда же он сам пишет?), либо добренькие – кого угодно готовы приголубить.
                Признаюсь,  меня больше интересуют авторы второй категории, то есть не имеющие «избранных». Раньше я думала, что это признак хорошей памяти, в которой он держит тех, кого уже прочитал, оценил, и к кому может вернуться в любой момент. Потом заподозрила, что  автор без избранных – это осторожный человек,  не желающий кого-то обидеть.
                Пробежавшись по произведениям таких авторов, я убедилась, что это либо новички, которые пока не нашли никого  достойного, чтобы взять на заметку,  а потому медлят, либо старожилы сайта, считающие себя стоящими НАД прочим народом. Они избрали себя. Рецензий написанных у них вдвое меньше, чем полученных.  Чужие отзывы вообще игнорируют, редко отвечая даже словом «спасибо!». Очевидно, они считают всех графоманами, кроме себя. Среди них есть и профессионалы, но, поверьте: единицы!
                Сразу оговорюсь: есть и другие причины для пренебрежения списком избранных – как исключение из правил. Эй, гордые одиночки! Подскажите эти причины! Мне интересно.
                О резюме.
                Еще одна сторона личности незнакомого автора открывается, если выходишь на него впервые,  – это резюме.
                Когда речь идет о таком важном мероприятии как поиски работы, и ты рассылаешь по адресам резюме, составлять его нужно честно и подробно. Здесь же твое представление публике собственной персоны требует осторожности и даже скромности. Лучше, наверное, вообще не заявлять о себе незнакомому читателю. Что ты из  себя представляешь, он и сам поймет, тебя почитав. Если не дурак, конечно. Но ведь ориентироваться на глупцов здесь никто не собирается.
                Представьте, что вы первый раз переступили порог «дома творчества» и попали не на собрание ветеранов труда, где от тебя ждут перечисления предыдущих заслуг, а в компанию собратьев по перу – с разным потенциалом  писательских возможностей или талантов. Не станете же вы сходу оглушать публику подробным и длинным списком  своих жизненных и прочих достижений, зафиксированных документально!
                Читаю некоторые авторские резюме, во всех подробностях расписывающие собственные успехи. И доктор он (кандидат)  каких-то наук ( тут прилагается  биография);  и знает несколько иностранных языков; и печатали его по всему миру (прилагается перечень изданий, что не всегда можно и проверить); и переведен на кучу разных других языков (тоже не проверишь!); и  лауреат разнообразных премий – литературных и не совсем;  и на нашем портале его уже номинировали на «Народного писателя», «Писателя года»,  и так далее; и  высокую оценку получил от таких-то известных деятелей.
                Если бы все это писал об авторе  его издатель или биограф, кто-то иной, со стороны, да еще (не дай Бог!) в некрологе, тогда это было бы уместно. Но становится неловко от такой саморекламы, и  мне уже хочется тихо покинуть его  страницу.
                Нет,  ничего против  знаменитостей на портале, демократически объединившем разнокалиберный пишущий народ, я не имею. Но той высокой планкой, которую означенный  условный автор поднял над МОЕЙ головой, он мне перегородил путь к объективной оценке его творений. Меня словно предупредили:  не лезь с критикой! Только хвали. Иначе подумают, что ты не разбираешься в литературе, не имеешь чувства юмора,  или даже завидуешь! Смотри, какую высокую оценку поставил себе данный товарищ!
                Понятно, что всегда найдется  некто дерзкий,  кто попытается   опрокинуть соперника по перу  злобной критикой или пренебрежительной «рецкой». Да только голос его будет одиноким. Мало тут храбрецов, имеющих ТАЛАНТ критика, хотя завистников многовато.
                Правда, подобные резюме пишут совсем не обязательно  самонадеянные типы, желающие  принизить остальной народ. Нет, это может быть обычный хвастун, по-детски радующийся своим успехам и вываливший эту радость на весь мир. Может, он хочет, чтобы вы разделили с ним этот восторг от удавшейся писательской карьеры? Или не понял замысла  администрации портала, которая внесла в меню это резюме, и он, наивный человек, принялся честно перечислять свои заслуги перед Отечеством?
                Ладно,  это ваше, господа авторы, дело – распознавать или угадывать по резюме и другим признакам, с кем вы имеет дело. Наверное, мне не повезло. До сих пор мне попадались на ПРОЗЕ прекрасные  поэты и писатели,  у которых никакого резюме не наблюдается. Или есть вместо него пару строк с изложением своего миропонимания. Или  какая-нибудь цитата из классиков – в качестве разъяснения этой позиции.
                Я  вначале тоже бодро отчиталась, сколько и каких сборников издала (за свой счет и государственный).  Без  самооценки.  Потом сняла. Написала вместо резюме  маленький очерк, в котором осветила сложный процесс вхождения в литературу в наше время и в то, советское,  о котором все  так тоскуют.
                Просто поняла главное: ты весь – в твоем творчестве.  Умный читатель  тебя раскусит, если станет твоим постоянным. А случайный… Зачем тебе случайный!
 Продолжение следует.