Жертвы пропаганды

Саша Егоров
           «Пропаганда, распространение информации — фактов, аргументов,слухов,
            полуправды или лжи - чтобы повлиять на общественное мнение.   

 
     Михеич ещё спал, когда зазвонил телефон.
    - Кто это в такую рань, ещё и восьми нет? -  снимая трубку подумал он.
    - Костенька! Беда... Унитаз треснул и вода течёт на пол" - услышал он взволнованный голос Анны Петровны, 88 летней старушки которой он помогал уже много лет после смерти её мужа, начальника специального конструкторского бюро в котором Костя работал ещё в советское время.

   - Звонила я Ивану, сантехнику, чтобы помог. Он мне трубы новые делал. Да он занят. Дом кому то сдают. На Вас вся надежда, Костя, - дрожащим голосом закончила она.

    Михеич на мгновение задумался. Перед глазами предстала фигурка сухонькой, интеллигентной, несмотря на возраст с  ясной памятью и в твёрдом уме старушки с трудной судьбой.

    Её испытания начались в блокадном Ленинграде, когда Анюту, пятнадцатилетнюю девчушку, чудом спасли от голодной смерти устроив работать  в мастерскую лесотехнической академии, где она получала по рабочей карточке 200 граммов хлеба и могла пить кипяток. После войны она закончила ту же академию, вышла замуж и в далёком 1962 году с двумя малышками  приехала в Закарпатье, куда направили её мужа начальником конструкторского бюро. Дочери выросли, закончили в Ленинграде институты и остались жить на родине. Муж ушёл в 1988 году на пенсию, затем наступили лихие девяностые и два пожилых человека буквально голодали. Спасала дача, на которой росла нехитрая огородина. Вскоре умер муж и Анна Петровна осталась одна в теперь чужой стране. Правда, на лето в гости приезжала дочь с правнуками, но в это тревожное лето 2014 года они не рискнули пересечь границу.

    Всё это промелькнуло в памяти Михеича. На этот день у него был запланирован техосмотр машины, но не мог он отказать старушке.

    - Хорошо. Буду через час.
    - Я просила Ивана поменять унитаз ещё год назад, да он ответил, что постоит ещё - трещина небольшая, - такими словами встретила его  Анна Петровна.

    - Нужно новый покупать и устанавливать, - осмотрев сооружение заключил Константин. - А где у вас поблизости магазин?

    - Не хожу  я по городу. Только за продуктами и на дачу езжу раз в неделю. Такие страсти везде творятся... Вот по телевизору вчера  показывали как нацисты людей в Донбассе мучают. А ещё поезда взрывают. Боюсь я.

    Для понимания нужно сказать, что на Украине для простого люда есть два источника информации- кабельное телевидение и спутниковое.

    На кабельном  весной  отключили российское телевидение и показывают только сюжеты о подлых москалях и террористах, героических украинских воинах и о молодёжи, которая прыгает, чтобы выловить не прыгающих москалей. На спутниковом телевидении можно смотреть российские и украинские каналы. По украинскому объясняют, что террористы обстреляли Луганск или Донецк, по российскому - украинские войска обстреляли эти города. Зритель впитывает то, что ему больше нравится. Вот так и формируются знания о происходящем.

    - Не волнуйтесь, Анна Петровна! На машине поедем, - успокоил её Константин.

     Вернувшись с покупками Михеич с удивлением обнаружил, что старый унитаз залит в цемент сантиметров на десять от пола.

    - Понятно теперь, почему Иван не захотел менять унитаз. Здесь нужно кувалдой сбивать цементную шишку. Ну, ничего. Пока Анна Петровна ходит в магазин за продуктами постучу без помех. Вот только соседям беспокойно будет. Впрочем, сейчас все на работе, обойдётся. - И он забухал молотком по шишке.

    Минут через 20 раздались настырные звонки в дверь. За нею стояла крепкая женщина пенсионного возраста.

    - Что ты колотишь по полу? Мешаешь людям жить. Милицию вызову. Пусть она тебя проучит...
    - Извините, унитаз меняю, - как можно миролюбивее произнёс Константин. - Посмотрите, вот как сделали криворукие ЖЕКовцы.

    - И смотреть не буду. Прекрати немедленно. Надоел этот стук. Уже два года слушаю как здесь стучат.
    - Ну что Вы! Два года... Здесь никто не стучал никогда. Нельзя такую шишку без стука сбить. А если не поменять унитаз, Вас же и зальёт. Потерпите немного.

    Женщина внимательно выслушала произнесённую фразу. В смысл слов она не вникала - ей не понравился российский говор Михеича. В её глазах мелькнул сатанинский блеск и она злобно закричала:

    - Москаль, москаль. Понаехало вас тут. Пьяницы, лодыри. Москали лодыри и пьяницы. Много вас в Сибири пьяниц подохло. Поезжай в Сибирь.
    - Конечно поеду в Сибирь, - пытаясь перевести перепалку в мирное русло, сказал Константин. - Вот доделаю и поеду. Потерпите немного.

     Эти слова окончательно вывели соседку из равновесия. Она увидела в Михеиче причину её тяжёлой жизни, маленькой пенсии, дороговизны в магазинах, грязного подъезда... Ей показывали русских где то далеко, они вредили Украине и с ними нужно было бороться. И вот он, москаль, стоит перед нею.

    - Ах ты, москаль - закричала она и бросилась на Константина с кулаками.
     Это было неожиданно. Драться с нею Михеич считал для себя недостойным.

     - А как бы поступил в такой ситуации Иван? Что бы он делал? Он закарпатец. Наверное, треснул бы ей, чтобы поняла кто есть кто.
     Не решив для себя этот вопрос он, со словами: - Женщина, Вы что делаете? - вытянул руку и не дал ей приближаться к себе.

     Женщина немного остыла, но злоба не была израсходована и она закричала вновь.
     -А эта старая сволочь где? Когда она подохнет?
     В её словах было столько ненависти, что Константин даже раскрыл рот от удивления.
     - Хорошо, что Анна Петровна не слышит - подумал он. - Такие слова здорового мужика повергнут в уныние, а старушку и убить могут. Как это всё случилось? Совсем недавно жили мирно и вдруг врагами заклятыми стали... Как же к ней подойти, чтобы она поняла, что в любой ситуации нужно оставаться разумным? В её возрасте болячки донимают и здоровье ценят больше всего. Вот на этот мозоль и надавлю.

    Он опустил вытянутую руку и проникновенно, с паузами и ударениями повёл речь:
     - Уважаемая! Разве можно так говорить? Большой грех Вы на себя принимаете... Помните, в библии сказано: "Не желайте ближнему такого, чего себе не хотите"? Есть закон бумеранга. Ваши проклятия к Вам и вернутся в виде болезней и страданий... Не боитесь мучений? 

      Соседка вдруг поникла, задумалась, медленно повернулась и зашаркала на нижний этаж.