Основы православия. Часть 2. Глава 4. продолжение

Борис Ляльченко
2. Имя Иисус значит Спаситель. Это имя Ему было дано Архангелом Гавриилом при Его земном рождении потому, что Он родился спасти человечество.

3. Имя Христос значит Помазанник Божий. Это имя произошло от помазания священной миррой, через которое подаются дары Духа Святого.

4. В древности Помазанниками называли также Царей, Первосвященников и Пророков.

5. Иисус Сын Божий называется Помазанником потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит Ведение Пророка, Святость Первосвященника и Могущество Царя.

6. Мы называем Иисуса Христа Господом в том понимании, что Он есть истинный Бог. Ибо имя Господь есть одно из имен Божьих. Священное Писание о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия говорит: "В начале было Слово. И было Слово у Бога. И было Слово - Бог". (Иоан.1:1).

7. Иисус Христос называется Сыном Божьим Единородным потому, что Он один только есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому есть единым существом с Богом Отцом и, следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых Ангелов и святых людей, которые называются сынами Божьими по благодати. (Иоан.1:12).

8. Священное Писание называет Иисуса Христа Единородным: "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца... Бога не видел никто никогда: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, он явил". (Иоан.1:14,18).

9. В Символе веры сказано, что Сын Божий рожден от Отца, чем изображается то личное свойство, которым Он отличается от других лиц Святой Троицы.

10. Сказано что Он рожден прежде всех век, дабы кто не подумал, что было время, когда Его не было. Иначе сказать: сим изображается то, что Иисус Христос есть также вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец.

11. Слова "света от света" несколько изьясняют подобием видимого света непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Глядя на солнце, мы видим свет: от сего света рождается свет, видимый во всем подсолнечном мире; но и тот и другой есть один свет , нераздельный, одной природы. Подобно сему, Отец есть вечный свет; от него рождается Сын Божий, Который также есть вечный свет: но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный свет, нераздельный, единого Божеского естества. (1Иоан.1:5).

12. Сила слов "Бога истинна от Бога истинна" в том, что Сын Божий называется Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец. Эти слова взяты из Священного Писания: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная". (1Иоан.5:20).

13. В опровержение Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен, прибавлены слова "рожден, не сотворен".

14. Сын Божий есть одно и то же Божеское существо с Богом Отцом. Это сказано в словах: "единосущна Отцу". Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так: "Я и Отец - одно". (Иоан.10:30).

15. Слова Символа веры "Имже вся быша" показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим, как вечною премудростью Своей и вечным Словом Своим. "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть". (Иоан.1:3).

16. Христианину необходимо веровать в равночестность Сына Божия Творцу вселенной потому, что Сын Божий принес нам учение, требующее борьбы против греховной природы нашей и против мира (Иоан.15:19), а потому нам и открыто "ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире". (1Иоан.4:4).



Глава 5. О третьей истине.


1. О Сыне Божьем в Символе веры справедливо сказано, что Он "сошел с небес", потому что Он вездесущ, Он всегда на небе и всегда на земле; но на земле прежде был Он невидим, а потом явился во плоти; в этом смысле сказано, что Он сошел с небес. Сам Иисус Христос говорит: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах". (Иоан.3:13).