Духовные основы общества

Стингрей
Если бы вы были жителем далекого африканского племени и танцевали вокруг костра в головном уборе из перьев, и я бы подошел к вам и сказал «зачем ты танцуешь вокруг костра в этом глупом уборе, это бессмысленно» вы бы не бросили свой убор на землю со словами «Да, ты прав, я занимаюсь ерундой». Человек заложник своего опыта и традиций, формируемых культурой. Изучением человеческого поведения сейчас занимается много ученых в различных областях науки. Но их робкие попытки найти факторы, влияющие на формирование человеческого мировоззрения, до сих пор не сформировали целостной картины. В этой статье я попытаюсь ответить на вопрос что такое духовные ценности для современного Россиянина, и откуда они взялись.
В нашем обществе закрепился миф о том, что агрессивное и эгоистическое поведение человека заложено в него природой. Это полнейшая чушь, поскольку на земле много примеров сообществ существующих на принципах взаимовыручки и добрососедства. Основой для поддержания данного мифа явились достижения в биологии, расшифровка генома человека и выделения участков ДНК предопределяющих поведение человека. Это удобно считать, что за все отвечают гены, но не верно. Поскольку предрасположенность не значит предопределенность. В процессе воспитания человек может научиться контролировать заложенные в него предрасположенности, в частности к агрессии. Также в процессе воспитания человек учиться определять свои потребности и усваивает основные механизмы их удовлетворения. Они разнообразны (и на мой взгляд, их набор ограничен) и в основе их, в большинстве случаев, лежат человеческие инстинкты: потребность в пище, в сексе, в крове над головой, в уважении, в ласке, в понимании, в дружбе, это все насущные человеческие потребности. Ради удовлетворения своих потребностей человек вступает в коммуникации с другими людьми. Ради удовлетворения человеческих потребностей всеми членами общества и формируется это общество. В процессе удовлетворения человеком своих потребностей в дружбе, любви в нем «рождаются» такие чувства как сострадание, уважение, доверие. Ответом на вопрос как построить общество, в котором удовлетворялись бы потребности всех его членов, занимается идеология (у этого понятия много терминов для обозначения, мне удобнее использовать этот). Принято считать, что результатом следования идеологии является тот или иной общественно - политический строй. В процессе воспитания, а также посредством приобретенного жизненного опыта человек становиться восприимчив к тем или иным образам или объектам. В результате у него формируется зависимость. Зависимостью я называю любое поведение, которое ассоциируется с невероятным желанием получить временное облегчение и имеющее далеко идущие негативные последствия, в ходе которой, человек теряет способность контролировать ситуацию. Зависимость формируется двумя факторами: первый это сам восприимчивый человек и второй это объект зависимости. Объектом зависимости может быть практически что угодно - восприимчивость к чужому мнению, наркотики, алкоголь, власть, деньги, материальные ценности (склонность к накопительству), азартные/видео игры и т.д. Примечателен факт того,  что некоторые из зависимостей осуждаются обществом, такие, к примеру, как наркомания, а другие им же и превозносятся, например зависимость от власти и денег. Но избавиться от всех зависимостей человек не может, а порой и не хочет. Человек может лишь научиться их контролировать и минимизировать их негативные последствия. Зависимости – это симуляция удовлетворения человеческих потребностей, приносящее временное удовлетворение, паразитирующая на идеологии.
Важным для понимания ценностных ориентиров современного российского общества является тот факт, что общество не монолитно. Оно состоит из жителей рожденных и воспитываемых в разные исторические эпохи. Соответственно используемые ими механизмы также различны. Поэтому говорить о каких либо строго устоявшихся духовных ценностях говоря о российском обществе нельзя, можно лишь говорить о доминирующих на данный момент времени.

Историческим фактом является то, что доминирующая идеология в конкретном обществе отражает интересы господствующей в этом обществе группы (или класса). Но доминирование не означает, что существующая идеология разделяется всеми членами общества, существуют и «конкурирующие» идеологии (к примеру, субкультуры), тоже имеющие приверженцев.
Для выживания общества важным фактором является наличие в его составе членов с различными ценностными ориентирами. Это необходимо для того, чтоб в случае наступления «тяжелых времен» такие люди смогли действовать различными способами, с их точки зрения эффективными в сложившейся ситуации, подавая пример для остальных членов общества, и тем самым способствуя их адаптации к сложившимся условиям. Это один из способов выживания человеческого общества. С этой точки зрения оправдано даже существование преступников, поскольку внешние условия могут настолько измениться, что эффективно выживать смогут только люди без каких либо духовных ценностей. Российская история двадцатого века, давала тому множество примеров..
Духовные основы для жизни человека и общества – являются набором «идеальных» норм поведения и ценностных установок. Внутренним проявлением следования идеалам является вера в них, т.е. принятие человеком внушенных ему идеалов как основы для его своего поведения. Целью существования идеологий является внушение человеку правил поведения и закрепление определенного механизма распределения социальных ролей. Я делаю акцент именно на нормы поведения, поскольку внушение идеалов без выработки поведенческих реакций бессмысленно.
Духовные основы современного общества невозможно рассматривать без понимания их развития в динамике.
Исторически первой господствующей идеологией можно назвать религию (в обозримом истерическом периоде, о котором у меня достаточно сведений для анализа). В процессе своего развития религия выработала множество самих идеалов и механизмов внушения идеалов человеку. Особенностью религиозных идеалов является их образность и абстрактность. Для внушения людям норм поведения в религии (христианстве) было выработано множество абстракций, таких как «свобода», «справедливость», «равенство» и других. Эти абстракции служили Идеалами для достижения, которых человеку предлагалось следовать определенным нормам поведения. Таким образом, религия сформировала поведенческую основу для жизни современного общества. Еще одним «изобретением» религии является образность. Абстрактный идеал в человеческом сознании плохо закрепляется. Чтоб закрепление идеала происходило быстрее и качественнее в религии сформировались образы, символизирующие эти идеалы, образ мессии, образ бога и другие образы, которые позиционировались как носители тех или иных идеалов и добродетелей, следовать примеру которых и предлагала религия. При этом и происходило внедрение поведенческих реакций. Хочешь добиться «справедливости» будь справедлив сам. При этом, в чем заключается эта самая «справедливость» и в чем выгода от её достижения до сих пор предмет спора философов.
Если спросить у обывателя что для него духовные ценности он будет называть именно образы, закрепленные в его сознании, к примеру «семья», «родители», даже не смотря на то, что форма и содержание такого понятия как семья претерпели множество метаморфоз, и современная семья кардинально отличается от семьи наших дедов. Для старшего поколения семья была именно ячейкой общества, где несколько поколений объединенных кровным родством, соединив трудовые усилия, работали для развития своей ячейки общества. В современной семье такого не наблюдается. Но образ семьи продолжает жить и быть одним из приоритетных, поскольку он запечатлен в многовековом опыте позволившим нашим предкам выжить. Образы инерционны, но люди иногда придают старым образам новый смысл. Именно этим и занимались идеологии, пришедшие на смену религии.
Характерным признаком идеологий пришедших на смену религии являлось то, что они эксплуатировали те же абстрактные идеалы, что и религия, выделяя наиболее подходящие и внедряя новые образы. Ниже приведена сводная таблица идеологий.
В ситуации, когда в обществе сосуществует несколько идеологий неизбежны конфликты, при которых внутренняя система ценностей индивида вступает в противоречие с общественной. Примером может служить гипотетическая ситуация в общественном транспорте, когда мужчина решает уступить или нет сидячее место женщине. С одной стороны пропагандируемое гендерное равенство и запрет дискриминации по половым признакам дают полное право мужчине не уступать, с другой стороны «воспитанный» мужчина всегда уступит место даме, потому - что внутренняя система ценностей предписывает так поступить. Приведенный пример иллюстрирует то, как внутренние убеждения вступают в противоречие с теми ценностями, что приемлет общество. В этом одна из черт общества, позволяющая людям различных убеждений, сосуществовать вместе. При этом, в случае изменения обстановки в обществе, которая позволит людям поступать в соответствии со своими внутренними убеждениями, они непременно начнут это делать. Тем самым подавая пример остальным, и дав, таким образом, толчок к изменению поведения всего общества. При конкурировании идеологий возникают и конфликты между их приверженцами, но они зачастую не имеют ничего общего с самими идеологиями. Как уже отмечал ранее, господствующая идеология отражает интересы господствующей в этом обществе группы, соответственно чтоб сохранить господство, группа стремиться выявить и уничтожить приверженцев иных идеологий. Примеров в Российской истории масса. Но задумаемся на минутку так ли важно, каким путем человечество прейдет в рай? Наверное, нет. Так из-за чего же возникает эта борьба? Как бы она не называлась классовая, религиозная, корпоративная. Как я уже отмечал причина конфликтов не в идеологии и не в человеческой природе.
Поскольку человеческие потребности остаются неудовлетворенными, люди стремятся найти хотя бы временное их удовлетворение. Человек, имеющий зависимость в стремлении получить удовлетворение порой теряет «чувство меры», у него исчезает принцип разумной достаточности, в результате он стремиться получить как можно больше (чаще) объект своей зависимости. Теперь вернемся к причинам конфликтов в человеческом сообществе. Человек, имеющий зависимость, к примеру, от власти будет стремиться обрести её как можно больше, утрата власти будет для него болезненным переживанием. В этом причина конфликтов. Люди стремятся сохранить объект зависимости, порой даже не подозревая о возможности обрести удовлетворение своих потребностей иным способом. К сожалению, объем статьи не позволяет привести развернутый анализ. Отмечу лишь тот факт, что обладание многими объектами зависимости невозможно без существования современной финансово – денежной системы.
Теперь рассмотрим, как изложенное ранее соотноситься с ситуацией в российском обществе. Современное российское общество сформировалось в результате череды исторических катаклизмов двадцатого века. Под воздействием исторических и экономических факторов у россиян выработалась способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Это выразилось в способности скрывать свои ценности с одной стороны (дабы не стать жертвой, правящей группы) и с другой стороны, в способности к симуляции приверженности к господствующей идеологии. Иллюстрацией может служить широкое распространение так называемой «воровской» идеологии. В советском обществе преступность была своего рода субкультурой. В девяностые годы россияне, дабы не стать жертвой симулировали приверженность к «воровской» идеологии, не разделяя её ценностей. Отсюда всенародная любовь к шансону, проникновение воровского жаргона в повседневный обиход и т.д. До этого также симулировалась и приверженность к коммунистическим идеалам.
В настоящее время широкое распространение получила симуляция приверженности к религии. Внешнее увеличение количества прихожан в храмах вовсе не означает, что увеличились количество людей, разделяющих ценности установленные религией. Мало кто из прихожан читал библию, а еще меньше тех, кто в повседневной жизни руководствуется ценностями установленными религией.
На смену коммунистической идеологии, пришла идеология эгоизма, а сформированный ей общественно – политический строй принято именовать «обществом потребления». Основа этой идеологии заключается в том, что текущий строй может существовать только при условии, что наши ценности гарантируют постоянное потребление. Эта система была создана по причине необходимости в потреблении, как факторе экономического роста. СМИ и культурная традиция (пришедшая к нам с запада) убедили людей в том, что для достижения счастья необходимо определенное количество материальных ценностей и возможность покупать новые. В результате наше общество из коллективистического постепенно превратилось в индивидуалистическое. Хотя и коллективистические традиции сохранились, но трансформировались. Это выразилось в том что социум делится на группы по интересам, которые радикализируютcя. Деление на группы происходит путем миграции населения в места компактного проживания людей подобной социальной группы, и идеалов. В первую очередь такая тенденция присутствует в среде обеспеченных людей, которые могут себе позволить переехать, в результате они попадают в среду людей со сходными принципами и идеалами. Не имея контакта с людьми, которые имеют отличные взгляды и систему ценностей они теряют навыки аргументирования своей позиции и воспринимают мнение отличное от своего как нечто враждебное. В результате общество расслаивается на компактно проживающие группы, с довольно радикальным мировоззрением. Также данная идеология принесла «овеществление» человека, человек стал рассматриваться и оцениваться исключительно как носитель «полезных свойств» которые можно эксплуатировать. Еще одним фактором, оказавшим влияние, стало разделение населения по уровню доходов и в результате деньги стали своеобразным объектом поклонения, сформировав некое подобие культа. Способы их траты начали носить бессмысленный, во многом ритуальный характер.
Говоря об идеологии эгоизма можно сказать, что духовные ценности в нем заменяются суррогатами вроде зависимостей, либо «овеществляются» превращаясь в набор материальных благ. А, пожалуй, единственным идеалом, в который верят люди, являются деньги, поскольку покупательная способность денег ничем кроме веры в них не подкреплена.
Идеология эгоизма в корне ошибочна, поскольку постоянное потребление на планете с ограниченными ресурсами невозможно в принципе. К тому же при сегрегации населения по уровню доходов гарантии личного благополучия стремятся к нулю. Эта идеология ведет к бедности населения, хотя и пропагандирует обратное. Превращая общество в индивидуалистическое, данная идеология даже не поднимает вопроса о пользе человека для общества, также как и о том, для чего общество существует и как прейдет к состоянию, при котором будут удовлетворяться потребности всех его членов. Хотя и религия и коммунизм давали на этот вопрос ответ.
Но наше общество вступило в «информационную» эпоху, и соответственно это отразилось на обществе и его ценностях. Развитие компьютерных технологий и интернета предоставило людям больше возможностей удовлетворить свои потребности, в первую очередь в общении. В компьютерных технологиях получили развитие не функциональные возможности (передача информации о свойствах вещей и явлений) а симуляционные (развитие аудиовизуальных технологий), которые делают виртуальную реальность все более правдоподобной. В виртуальном пространстве теперь можно совершать покупки, заводить друзей, можно даже ограбить банк. Изменилась система коммуникаций. В интернете не создается знания, но многократно транслируются коммуникации. Создание и поддержка новых образов, а также эксплуатация старых ранее присущих исключительно идеологии, теперь поставлена в угоду коммерции. Реклама теперь это не передача информации о товаре/услуге, а создание привлекательного образа. То же явление наблюдается и в политике, и остальных социальных сферах. Жизнь из реальной превращается в её симуляцию (не обязательно компьютерную). Виртуальными становятся многие сферы жизни общества, уже сейчас спекуляции на фондовой бирже по объему превосходят реальный сектор экономики, и приносят больше прибыли тоже, кстати, виртуальной по своей природе, поскольку деньги стали виртуальными (а может, и были такими всегда, я уже отмечал, что они основаны на вере). С входом в «информационную» эру приходят в упадок социальные институты, ранее являвшиеся мобилизующей и организующей силой общества. Симптомами этой тенденции является всеобщий рост недоверия к государству, корпорациям, к любым общественным институтам. Само общество хотя и не исчезает, но перестает быть реальным, превращаясь в аморфные массы «потребителей», «избирателей» и.т.д. становясь тем самым очередным набором образов культивируемых массовой культурой. Образы, ранее требовавшие некоей привязки к реальности, становиться самоценны. В результате на рекламу продукта, необходимую для создания привлекательного образа, в настоящее время тратиться больше средств, чем в его производство. Иными словами, формируется новая общественная формация, я охарактеризовал её как Cyber Life. У этой формации нет идеологи, и возможно не будет. Потому что создание образов, и их эксплуатация были инструментами идеологий. В новой формации образы самоценны и в них вкладывается различный порой противоречивый смысл. В конечном итоге в новой формации стремление к удовлетворению потребностей человека полностью сменяется стремлением к обретению новых зависимостей, как к единственно возможному способу существования.
Подводя итог, отмечу, что современное российское общество представляет собой не «поле боя» между духовными ценностями представителей различных эпох, а их симбиоз и мирное сосуществование. В России, возможно, как нигде в мире сосуществуют носители различных идеологий, и это признак того, что наше общество имеет достаточный запас для выживания и соединения в себе духовных ценностей различных эпох.
Теперь вкратце объясню мое видение новой государственной идеологии. Во первых, новая идеология не может появиться из неоткуда и должна будет отражать ценности господствующей в обществе группы или класса. Или господствующий класс (или группа) должен принять эту идеологию. Основные тезисы новой идеологии следующие:
1) Пропаганда принципа разумной достаточности. Жить ни в чем в себе, не отказывая, на планете с ограниченными ресурсами невозможно.
2) Она должна ответить на вопрос, какие человеческие потребности являются приоритетными, и как человек сможет их удовлетворить.
3) Приоритет научного знания и системный подход в решении задач.
4) Она должна ответить на вопрос как общество сможет достичь состояния, в котором удовлетворялись бы все (или хотя бы приоритетные) человеческие потребности.