Мне рассказала лилия долин... - 15

Ренсинк Татьяна
Время так и летело вперёд. Был уже 1812 год.
Одинокая свеча освещала не так много в небольшой комнате квартиры, где вокруг стола расселась пятёрка друзей. Лица у них выражали такую же тревогу, что кружилась в воздухе, в тишине,... которая царила не только среди них, но и снаружи,... за открытым окном...

Была уже давно ночь. Город спал. Но снов товарищам, как видно, на этот раз не предстояло увидеть...

-Это всё, что я получил на сегодняшний день, - раскрыл перед собой строки письма Николай и стал читать. - Несмотря на тяжёлое ранение, дал команду поднять парус, сам сел за руль, а матросам велел лечь на дно катера, и провожаемый выстрелами неприятельских солдат, под парусом вышел в море; при том ещё пять матросов получили ранения... Далее известно, что когда вернулись да начальство оповестили о неприятеле в городе, Костя потерял сознание. Он будет в порядке, но так дальше нельзя, - покачал он головой, сильно переживая за близкого друга. - Он пока под присмотром врача... Сильно ранен в ногу...

-Если бы только он знал, что войска Наполеона уже взяли Либаву, повернул бы назад, - молвил Алексей. - Я немедленно подам прошение вступить в войска!
-Ох, как я рад, что Наполеону было отказано в руке нашим принцессам, - усмехнулся Сашка.
-Да, дважды! - поддержал его Дмитрий. - Каков расчёт, а?! Он замечательный стратег, как видно.
-Но мы не отдадим ему Россию. Он не сможет раздавить её! - выдал Михаил, а в его воспоминаниях пролетела вся его двадцатилетняя жизнь.
-Верно, - прозвучало между Сашкой, Алексеем и Дмитрием, на что Николай с сожалением покачал головой:

-К сожалению, я не смогу попасть в войска, как ни просился уже... Наш лицей готовят к эвакуации, и мне приказано перевести корпус в Свеаборг. Среди них и братья мои.
-Да, я тоже хотел в войска, - подтвердил Михаил. - И мне отказали. Буду проситься помочь тебе перевезти ребят через залив.
-Благодарю, Мишель, - улыбнулся Николай, радуясь, что будет не совсем один руководить порученным делом. - А теперь,... мне пора, - поднялся он, задрожавшими от волнения руками сложив письмо. - Я должен навестить мою Августу.

-Как она? - насторожился Алексей, прекрасно зная, что здоровье возлюбленной Николая совсем плохо.
-Даст Бог, оправиться, так сразу под венец, - уверенно высказал тот. - Никого милее нет!
-Дай Бог, - поднялись и поддерживающие его товарищи.

Перед тем, как отправиться в серьёзный поход с Николаем, сразу, как прошение его выйти в плавание было принято, Михаил решил навестить родных... Он примчался в усадьбу и выскочившим к нему навстречу родителям сообщил:

-По высочайшему указу отправляюсь перевозить ребят из корпуса в Свеаборг! Лицей готовят к эвакуации! Корпусное начальство предписало не оставлять ребят там без присмотра до конца войны.
-Господи Иисусе, помоги, - перекрестилась встревожившаяся матушка, на что отец вздохнул полной грудью:
-Это к лучшему. Это менее опасно, чем выйти на поля войны.
-Не думаю, что это менее опасно, - натянул улыбку Михаил.

-Понимаем мы, - кивала уже стоящая со слезами на глазах матушка. - И Гриневы Вареньку-то тоже домой забрали. Подальше от возможного нападения неприятеля.
Отец и сын переглянулись, зная и так, что и здесь может быть не безопасно, но обсуждать всё это уже не стали, чтобы матушке больнее не сделать...
-На долго не задерживаюсь, через два дня мне стоит возвращаться, и мы сразу отплываем, - прошёл в библиотеку с родителями Михаил, чувствуя, что ещё что-то не так. - Вас что-то  беспокоит?

-У Гриневых беда приключилась, как на зло. Мало того, что война на родине, так и винное дело не удалось, да с горяча, дабы добыть нужную сумму на спасение, проигрался Игорь Иванович. Обманули его союзники, разорили. Чтобы спастись, в долги он влез, в большие, - села матушка на стул у окна и стала просушивать платочком покатившиеся слёзы.
-Как это случилось?! - поразился Михаил и устроился в соседнее кресло.
-Мы ему прощаем долги нам, - появился на пороге отец. - Но другие не прощают.
-Да, - кивала горестная мать. - А Вареньку-то теперь замуж выдадут за этого разгильдяя.
-Он не разгильдяй. У него денег куры не клюют. И к Вареньке он с добрыми чувствами пришёл. Всё складывается, как нельзя лучше. Только бы успели обвенчаться! Он и в Париж, может, увезёт её. А там безопаснее будет, - строго взглянул на неё супруг.

Наблюдавший за ними Михаил не совсем понимал, как столько всего могло приключиться сразу. Он понимал, что матушка его, которая любила Вареньку, как родную, дочку своей самой дорогой подруги, не может принять такую несправедливость. Сердце Михаила при подобной новости гремело, а душа вся сжалась в неприятном предчувствии:

-Значит, Игорь Иванович решил продать дочь?
-Не стоит так грубо выражаться, - недовольно высказал отец и замахал рукой появившемуся слуге побыстрее поставить поднос с чаем на стол и уйти.
-Никто Варвару не продаёт. Жених достойнейший человек, любит её, да и ей он мил, - продолжил отец, когда они снова были оставлены одни. - Чаю? - предложил он супруге и сыну, которые с поражёнными взглядами уставились на него.
-Чаю, - повторил за ним Михаил и встал. - У Вас сердце куда делось? Какой чай?! - поднимал он голос.

-Держите себя в руках! - поразился отец. - Где Ваша выдержка?!
-У нас тоже денег куры не клюют, почему Вы не поможете помочь своему столь близкому другу?! - поражался Михаил.
-У нас нет такой суммы, - пожал плечами отец, но больше его сын обсуждать ничего не стал.

Михаил ушёл из библиотеки, а, забрав из конюшни своего коня, и вовсе умчался прочь из усадьбы...


Продолжение - http://www.proza.ru/2014/09/24/862