Призраки Акакия

Петр Лебедев
Первая публикация повести Гоголя "Шинель" состоялась в 1842 г., т.е. еще до выхода "Манифеста Коммунистической партии", в котором впервые появился мем "призрак коммунизма", призрак грозных экспроприаторов и защитников обездоленных. Между тем сам этот призрак, еще не классифицированный, был впервые художественно зафиксирован именно Гоголем. Речь, конечно, идет о том призраке, который вышел на улицы Петербурга после безвременной кончины маленького человека Башмачкина и стал нагонять по ночам страх на вельможный и бандитский Петербург - это произошло, повторяю, не только до ночных визитов НКВД 1937 г., но и до выхода "Манифеста" Маркса и Энгельса.

Художественной предтечей Акакия был страдающий маленький человек из Пушкина - и Евгений из "Медного всадника", и персонажи повестей Белкина. У Достоевского, вышедшего, по его словам, из гоголевской "Шинели", Акакий породил целую плеяду подпольных людей, с их записками, а также и Раскольникова, как противоположную крайность. Но гениальность Гоголя проявилась в том, что он отчетливо описал симптомы душевной болезни Акакия.Особенности Акакия укладываются в формулу психического отклонения из спектра аутизма, что-то вроде синдрома Аспергера. В общем-то, эта "тварь дрожащая" на самом деле из породы "высших людей", о которых размышлял Раскольников у Достоевского - он был болен тем же, чем и Акакий.

Эволюцию своих взглядов на него я ранее изложил здесь
http://www.proza.ru/2012/01/26/1696

Главное же падение Акакия произошло, когда он безропотно отдал шинель бандиту. Потомок Акакия Раскольников уже сам встал в подворотню, карауля жертву. Они были душевнобольными, но их расстройства опасны и для исходно здоровых людей, потому что "среда" способствует формированию таких отклонений. Речь не идет только о России. Акакии и Родионы формируются в среде распространенного ныне отчаяния в жизни, и это есть призраки революции. Бездушие системы, господство принципа "я начальник, ты - дурак" весьма тому способствует.