ОБС

Нинель Сорокина
     По скорости распространения и по широте охвата ОБС,  как народное средство массовой информации, не уступает другим средствам, но обладает определенными преимуществами: отсутствием цензуры, в отличие от Интернет-сайтов не подвергается хакерским атакам. Надежность, достоверность сообщений зависит от источника и от «испорченности телефона», так как могут возникать информационные шумовые помехи; у того, кому передается информация, могут  быть проблемы со слухом, иногда влияют особенности мышления и т.д. Но так или иначе, ОБС было, есть и будет всегда.       В этом мне пришлось убедиться в очередной раз.
       Около 40 лет назад я живу в Москве, но каждое лето я бываю на малой родине в небольшом шахтерском городке. Встречаюсь с родственниками, со старыми знакомыми, одноклассниками. Приезжая, узнаю новости за прошедший год: кто-то сменил место работы, кто-то уехал из города навсегда, кто-то умер, кто-то развелся, кто-то женился и т.д.
     Вот и этим летом одним из событий была смерть мужа моей подруги, с которой дружим с детства. Она с мужем недавно развелась, но не по своей воле: он нашел другую – молодую, одним словом седина в бороду... Муж был в городке известным человеком, занимал разные важные должностные посты. Может быть, поэтому эта новость облетела город.
     Бывший муж подруги развестись развелся, но жениться на своей пассии не успел: заболел тяжелой болезнью и спустя несколько месяцев умер. Подруга навещала его в больнице, приносила еду, кормила, может быть, боялась, что все свое имущество он отпишет молодой.
     Когда мы с ней встретились, она мне подробно рассказала свою историю, в том числе как он умирал, не смирившись даже после его смерти с тем, что он ушел от нее. Если прошлым летом она корила себя за измену мужа, мол, сама виновата, то сейчас в ней говорила одна обида.
     Когда я рассказала об этой новости своей другой подруге, которая уже несколько лет живет в Донецке и тоже, как и я, регулярно приезжает на свою малую родину, та не удивилась, сказав мне, что эту историю обсуждает весь город. «Вот как, – подумала я, удивляясь даже не эффекту ОБС, а тому, что, по ее словам, обсуждает весь город, – делать им, что, больше нечего?» 
     Впрочем, так было всегда в этом провинциальном городке. К частной, в основной, к чужой жизни, всегда был нездоровый прямо интерес. Хотя, почему, нездоровый? Это своего рода компенсация отсутствия каких-либо интересных занятий, хобби, наконец. Это в европейских странах люди больше заняты своими проблемами, стремятся сочетать работу с отдыхом, с культурными развлечениями и т.д. У них нет времени на сплетни, смакование подробностей личной жизни других. Но, может быть, я и ошибаюсь: в маленьких городках люди слишком тесно общаются друг с другом, знакомы с многими, поэтому такой повышенный интерес к личной жизни других.
     Приехав в Москву, спустя несколько дней я позвонила своей школьной подруге, с которой переписываюсь многие годы, практически только с ней одной сейчас, с другими как-то так получилось, связи уже почти разорваны. Она после окончания живет в одном южном городке, впоследствии забрала своих родителей и не появляется на своей родине уже многие годы.
      Поздравила ее с днем рождения, рассказала о новостях городка, в том числе о встрече с нашей общей знакомой, той, которая живет в Донецке. Сказала, что толком мне с ней не удалось пообщаться, так как та спешила к своей троюродной сестре, которая является нашей школьной подругой и одноклассницей. Я с этой одноклассницей перестала общаться несколько лет назад из-за ее алкоголизма: видимо, пошла в отца, который был алкоголик, так и умер давно от этого. Одноклассница с мужем, который тоже учился в школе, которую мы окончили, живет замкнуто: заработав хорошую пенсию на «северах», живут, не бедствуя в отличие от многих жителей городка. За продуктами ездит муж на рынок на такси, сама одноклассница не бывает практически ни в каких магазинах.
     Когда по телефону я рассказала о встрече с нашей общей знакомой, моя собеседница меня ошарашила:
– Мне один мой родственник сказал, что когда сестры встречаются, то напиваются.
– Я ничего об этом не слышала, – растерянно ответила я.
Про себя же подумала: «странно, а как об этом узнают люди, если всё это происходят при закрытых дверях, люди практически ни с кем не общаются?» Так еще раз убедилась в эффекте ОБС, ее вездесущего и всевидящего ока.