Мне рассказала лилия долин... - 28

Ренсинк Татьяна
Михаил некоторое время не появлялся среди друзей, не отвечал на письма и вообще старался не выходить даже на двор своей родной усадьбы, куда вернулся сразу после встречи с Варей.

Затянувшееся в его тоске время было вскоре прервано  прибытием Николая. Взволнованные неразговорчивостью сына родители тут же проводили его к Михаилу и надеялись, что встреча с таким замечательным товарищем непременно должна помочь...

-Это ты, Николя, - вздохнул Михаил и встал с кресла, в котором сидел, уставившись некоторое время в ясное небо за окном.
-Что за хворь? - удивлённо спросил тот и заглянул за окно, где никого не было видно, и лишь заснеженный двор вокруг.
-Всё прекрасно.
-Ты не подумал уверить меня в том? Тебе наше назначение не по нраву? - пожал плечами Николай.
-Что ты. Что ты, - махнул рукой Михаил и, глубоко вздохнув, добавил. - Хандра душевная.
-Не дождалась? - догадался друг.

-Да, - дёрнул плечом тот и встал к окну, не желая пока глядеть в глаза. - Не поняли, видать, друг друга. Впрочем, мы никогда не понимали, как выяснилось. А ты?
-Мы ждали тебя у Степовых, - встал рядом Николай. - Мои встречи с Любовию стали слишком серьёзными,... пока тайными, но... мы не можем обманывать Михаила Григорьевича.
-Он добрый человек. Поймёт, надеюсь.
-И мы надеемся, - улыбнулся Николай. - Торсона навестил я по прибытии. Хотел тебе рассказать, а ты здесь сидишь.
-Прости меня, друг мой, - повернулся тот к нему лицом. - Как он? Оправился ли, или всё ещё в госпиталях прибалтийских?

-Его просят вернуться уже, хотя он ещё плох. Ходить сам не может. Вот тебе и понимание тоже... Никто не горит желанием выполнять опасные плавания, так его просят. Его, восемнадцатилетнего мичмана, который и так ещё не встал на ноги от ран!
-А он, значит, горит? - удивился Михаил.
-Горит, да в каком состоянии он будет руководить кораблём? - в недоумении говорил Николай, сетуя на начальство. - Они же не смотрят на то, здоров ли человек, иль нет, но коли жив и может передвигаться хотя бы на костылях, пусть у него и открытый гнойный свищ, так будь добр, мол, согласись.

-Я готов помочь, - тут же высказал Михаил. - Команда какая набирается и куда?
-Снаряжают корабль «Святая Анна» порохом и вооружением для союзных войск, - сообщил Николай. - Но самое ужасное, что это крайне опасно. Любой опытный офицер это понимает. При первой же возможности для неприятеля, вся команда может взлететь на воздух, как только начнётся какой-либо обстрел.
-Так столько пороха, орудий... Это же надо будет сделать не один рейс! - поразился Михаил.
-И я про то, - кивал Николай. - А меня в другое место определили.
-Нет, нет, я же сказал, я помогу! - вполне серьёзно повторил Михаил. - Я немедленно отправляюсь к Константину!

-Мишель, - чуть приостановил его прыть Николай. - Подумай. Перед отъездом может всё же объяснишься с любезной своей?
-О чём? - усмехнулся тот. - Она обвенчана, навек отдала себя другому. Выбор сама сделала. Не тебе ли знать, что женщины выбирают нас и за нас?!
-Она не попыталась объяснить, почему?
-Я не выслушал... Она говорила, что в порыве была, обижена на меня, просила простить.
-Каков характер! - заулыбался восхищённо Николай. - У неё характер! - уточнил он удивлённому другу. - Возможно у неё нет особенных добродетелей, не знаю, не знаком, но она явно обладает прекрасным достоинством. Не всякий сможет признаться в своих ошибках столь искренне и не стыдиться извинения. Я обязательно напишу об этом! Недостаток самосознания бывает причиною большей половины несчастий человечества.
-Побольше бы таких людей, как ты, Николя, - искренне признался Михаил.

Однако слова друга, которого он уже ставил себе в идеал, в пример, всё же не заставили хотеть поговорить открыто с Варей... А пока Михаил отправился к Константину, чтобы вместе готовиться к рейсам на «Святой Анне»...

...Рейсов совершили целых три, за что получили благодарность от Морского министра и были воспроизведены в лейтенанты, а потом вместе с Николаем и остальными товарищами отмечали большой «свой» морской праздник в честь того, что самым первым награждённым морским офицером за участие в войне 1812 года был именно их товарищ, их герой, которого не убили пули врага, который в свои юные годы вознёсся мужеством выше многих, - Константин Петрович Торсон...


Продолжение - http://www.proza.ru/2014/09/25/1069