Статья из рубрики Люди театра
Статья из рубрики: Люди театра
В июне этого года, актёр Кокшетауского русского театра драмы, обладатель почётного знака «Мадиенет кайраткери», мой прежний сослуживец по Петропавловскому театру им Погодина В.А.Крылов, отмечает своё 70-летие!
Предлагаю Вам, для публикации в журнале, записанный мной его «Монолог о жизни», о судьбе и творчестве.
Засл. арт. Р/К , член Союза журналистов Казастана, почётный гражданин г. Петропавловска, режиссёр: Виктор Шалаев
ВИКТОР КРЫЛОВ (артист)
«Кукиш с перцем»…,
или… «батон с маслом»…?
«Во всём мне хочется дойти до самой сути
В работе, в поисках пути, душевной смуте…
До сущности протекших дней, до их причины,
До основанья, до корней, до сердцевины…»
Б. Пастернак
Есть в жизни человека даты, которые нас заставляют оглянуться назад, в прошлое, заглянуть в тот «рюкзачок», под названием « Моя жизнь…», и рассмотреть ещё раз его содержимое….
Содержимое жизненного «рюкзачка» - ВОСПОМИНАНИЯ, помноженные на 70 – летный опыт! Как и в большинстве биографических романов, они делятся на главы - ДЕТСТВО, ЮНОШЕСТВО, ЗРЕЛОСТЬ…..
Моё детство озарено палящим Семипалатинским солнцем, рыбалкой и купанием в Иртыше, воспоминаниями о людях в офицерской и солдатской форме….
Дело в том, что мой отец, Крылов Андрей Захарович и мама Крылова Татьяна Семёновна (оба военные), были направлены на службу из г. Горького, на строительство испытательного полигона в г. Семипалатинск, где я и родился в суровом 1944 году.
«Сладкие» воспоминания того времени относятся к любимым мясокомбинатовским ливерным пончикам, которые мама приносила мне горячими почти каждый день, и один раз в месяц долгожданная «молочная сгущёнка» из папиного сухого пайка.
А какое счастье было кататься на коньках! Один конёк «Снегурок», другой «Ледянок». Привяжешь к валенкам верёвками и катаешься по оледенелым дорогам!
А Новый Год! Его наступление ждал с нетерпением! Это была СКАЗКА, а в ней ПОДАРОК, и в нём печенье, конфеты, и ман-да-рин! А ещё лучше – два!!!
Именно тогда, в далёком детстве, под самый Новый Год, я впервые встретился с ТЕАТРОМ.
В наш детский садик приехал кукольный театр со сказкой «Царевна лягушка». На всю мою жизнь он оставил неизгладимое впечатление… Долго не мог понять, как это ЛЯГУШКА может РАЗГОВАРИВАТЬ и ДВИГАТЬСЯ?! Наверное, эта встреча с театром, это ошеломление от встречи с искусством, были знаком СУДЬБЫ !!!
Но тогда ещё ничего не предвещало актёрскую профессию.
Мама хотела, чтобы я научился играть на баяне. Определила меня в Дом пионеров, в музыкальный кружок. Но… через неделю упорных занятий, преподаватель посоветовал мне лучше перейти в спортивную секцию и заняться… борьбой!
Ха-ха! Борьбой? Нет! Только - ТЕАТР!
И в школе я стал лидером художественной самодеятельности. Играл все главные роли в школьных постановках. Девчонки – одноклассницы восторгались, парни завидовали.
Так незаметно закончилось ДЕТСТВО, и наступила ЮНОСТЬ….
Судьба продолжала играть пьесу под названием «Моя жизнь» по своим правилам. Перенесла меня в г. Горький, где находилось Горьковское театральное училище, и … поставила перед экзаменационной комиссией.
Шансов поступить, практически, не было никаких. Слишком большой конкурс. Пятьдесят человек на место!
На экзамене мне предложили сыграть этюд - воображаемой «открывалкой» открыть воображаемую консервную банку, и чтобы все поверили, что я действую настоящими предметами. И когда я почти открыл банку, кто-то из членов жюри крикнул: «В банке змея!» Я тут же, этой же открывалкой стал её …закрывать! И, очевидно, делал это так забавно, что комиссия и все присутствующие на экзамене захохотали и стали аплодировать.
Это была победа!
И вот учёба, учёба, учёба! Первая успешная сессия!
Ощущая себя взрослыми и сверходарёнными артистами, мы с одногрупниками решили отметить праздник в кафе.
Стипендия была 17 рублей, что, по сегодняшнему времени, соответствовало бы трём тысячам тенге.
Скинулись, на угощение и …. при расчёте не хватило трёх рублей!
Я оставляю друзей в «заложниках», а сам бегу на поиски денег.
По городу в это время шли выпускные вечера. Смотрю, идёт группа девушек в праздничных белых фартуках. Я к ним. Объясняю ситуацию, а они, радостно: «Прыгни в фонтан, получишь трояк!». Ну, я и прыгнул!
Вылезти из воды мне помогал уже… милиционер. Законы тогда были строгие.
Из училища меня, естественно, от-чис-ли-ли!
И вот, с личным делом, спускаюсь по лестнице, а навстречу мне педагог с кукольного отделения В. Лепский.
Спрашивает: «Ну что, хулиган? Жалко мне тебя терять… Пойдёшь ко мне на курс? Попытаюсь с дирекцией договориться».
Отвечаю: «А что там надо делать?».
А он мне: «То же самое, только в два раза сложнее».
Навыки освоения мастерства актёра театра кукол, мне пригодились! В настоящее время руковожу образцово-показательным театром кукол «Буратино» при ДК «Кокшетау».
А училище я, всё-таки, закончил по специальности – актёр театра драмы и кино.
Вспоминаются забавные эпизоды моих первых ролей.
Выпускной спектакль в училище был «Аленький цветочек, где я играл образ Лешего. На экзамен пригласил дедушку и бабушку.
Проходит половина спектакля и дед спрашивает бабушку: «А где наш-то придурок?».
Бабулька отвечает: «Да вон он. В лохмотьях прыгает…».
На что дед выносит свой вердикт: «Господи! Чего только ради куска хлеба не сделаешь!».
И, наконец, моя первая роль в академическом драмтеатре города Горький! Революционный спектакль «Шифровка от Блюхера».
Думаю, стоит рассказать о том эпизоде, в котором я должен был играть агента царской охранки.
Во время допроса большевика меня вызывают на опознание. Я захожу, поднимаю большевика за грудки и говорю: « Забыл как на Лубянке меня допрашивал, су-у-ка !» - и сильно бью его по лицу. Он падает на пол. …Вот и вся моя роль.
Технически, имитация удара, у меня, почему-то, не получалась. Я бил его на репетициях по лицу почти по-настоящему. Он даже неоднократно жаловался на меня режиссёру. Прибьёт, мол, меня ещё до спектакля! Он был маленький, щуплый, но актёр очень хороший.
И вот просмотр спектакля критиками и театральной общественностью. Так называемая в театре – сдача спектакля для «посвящённых».
Перед началом, актёр, играющий большевика, подошёл ко мне и говорит: «Витя! Я всё обдумал. Ты бей меня по плечу, а я сделаю хлопок ладонями, твой удар отыграю и упаду.»
Мы даже прорепетировали….
И вот я стою за кулисами, по телу нервная дрожь. Настраиваюсь на протяжении всего первого акта и … наконец, второй акт. Мой выход!
Увидев мои глаза, актёр, игравший большевика, стал бледней белой пергаментной бумаги, губы его непроизвольно задрожали и он издал какой-то тихий, щенячий писк. Но, я уже весь был в РОЛИ!
Приподнимаю его одной рукой над полом (откуда силы взялись) и… как врежу со всей дури! Он, бедный, улетел за кулисы.
На сцене пауза, в зале все ЗАМЕРЛИ! И тут, в гробовой тишине спокойный голос режиссёра:
« Великолепная мизансцена! Пусть останется в спектакле. Зрителю понравится! Витя, чтоб не забыл технику удара, догони и врежь ещё раз!».
Вот такое у меня было «крещение»….
Перед тем актёром до сих пор ощущаю чувство вины.
А дальше… наступало время ЗРЕЛОСТИ!
Возраст зрелости требует серьёзной оценки всех событий. Заставляет задуматься, чего в этом периоде жизни было больше – «кукиша с перцем» или «батонов с маслом».
И , всё-таки, о «кукишах с перцем» в моём возрасте, вспоминать как-то не очень хочется…. Как и многих жизнь, временами, приподнимала высоко над землёй, иногда жестко опускала на грешную землю. Такова ЖИЗНЬ!
В каких жизненных и театральных ролях она меня только не испытывала!
Главные роли, Лауреатство на фестивалях, признание лучшим актёром театральных сезонов, успех в качестве режиссёра - постановщика ( спектакли «12 стульев» Ильф и Петров, «Всё в саду» Олби, множество сказок) в Петропавловском театре им. Погодина (СКО), работа у великого режиссёра П.Л. Монастырского (г. Куйбышев).
Горд тем, что моими партнёрами по антрепризам были А. Калягин, В. Золотухин, Л. Леонов и многие другие.
Гастролировал с театрами по самым «медвежьим уголкам» необьятной Страны Советов, питался всухомятку на один рубль суточных, спал на ржавых рваных матрасах прямо на сельских сценах….
Объехал почти все крупнейшие города на гастролях: в России от Балтики до Владивостока, все города Украины, и родного Казахстана. Жил в люксовых номерах самых престижных гостиниц!
Работал в театрах городов: Абакан, Советская гавань, Горький, Иваново, Куйбышев, Караганда, Петропавловск….
А сердце прикипело к родному мне Кокшетау! К его русскому ТЕАТРУ!
К этой маленькой сцене БОЛЬШОГО ТЕАТРА! Потому что театральные сцены бывают маленькими, а театры – нет!
Отдаю всё сердце дорогому мне кокшетаускому зрителю, люблю его, надеюсь и ЗРИТЕЛЬ ко мне и моему творчеству относится с вниманием.
Семидесятилетие - это большая дата! Но, не точка завершения творческого пути, а просто ещё одна веха на дороге искусства. Чувствую в себе и силы и желание сделать ещё что-то важное, что необходимо сделать!
Поэтому завершая трудовой день, в поздний вечер, после спектакля, я говорю себе:
- «ПОСКОРЕЙ БЫ УТРО И… НА РАБОТУ!!!»
АКТЁР РУССКОГО ТЕАТРА г. КОКШЕТАУ: ВИКТОР КРЫЛОВ
==========================================================
Записал монолог – воспоминание Виктора Крылова член Союза журналистов Казахстана:
ВИКТОР ШАЛАЕВ
© Copyright:
Виктор Шалаев 2, 2014
Свидетельство о публикации №214092401576