Статья из рубрики Люди театра

Виктор Шалаев 2
               
                Статья из рубрики:  Люди театра
В июне этого года, актёр Кокшетауского русского театра драмы, обладатель почётного знака «Мадиенет кайраткери», мой прежний сослуживец по Петропавловскому театру им Погодина В.А.Крылов, отмечает своё 70-летие!

 Предлагаю Вам, для публикации в журнале, записанный мной его «Монолог о жизни», о судьбе и творчестве.

Засл. арт. Р/К , член  Союза журналистов Казастана,    почётный гражданин г. Петропавловска, режиссёр:   Виктор Шалаев

                ВИКТОР КРЫЛОВ  (артист)
 


            
   «Кукиш с перцем»…,
               
                или… «батон с маслом»…?
               

    «Во всём мне хочется дойти до самой сути
     В работе, в поисках пути, душевной смуте…
     До сущности протекших дней, до их причины,
     До основанья, до корней, до сердцевины…»
Б. Пастернак

       Есть в жизни человека даты, которые нас заставляют оглянуться назад, в прошлое, заглянуть в тот «рюкзачок», под названием  « Моя жизнь…», и рассмотреть ещё раз его содержимое….


Содержимое  жизненного «рюкзачка» -  ВОСПОМИНАНИЯ, помноженные на 70 – летный опыт! Как и в большинстве биографических романов, они делятся на главы - ДЕТСТВО, ЮНОШЕСТВО, ЗРЕЛОСТЬ…..


Моё детство озарено палящим Семипалатинским солнцем, рыбалкой и купанием в Иртыше,  воспоминаниями о людях в офицерской и солдатской форме….
Дело в том, что мой отец, Крылов Андрей Захарович и мама Крылова Татьяна Семёновна (оба военные), были направлены на службу из г. Горького, на строительство испытательного полигона в г. Семипалатинск, где я и родился в суровом 1944 году.


«Сладкие» воспоминания того времени относятся к любимым мясокомбинатовским ливерным пончикам, которые мама приносила мне горячими почти каждый день, и один раз в месяц долгожданная «молочная сгущёнка» из папиного сухого пайка. 
А какое счастье было кататься на коньках! Один конёк «Снегурок», другой «Ледянок». Привяжешь к валенкам верёвками и катаешься по оледенелым дорогам!
А  Новый Год! Его наступление ждал с нетерпением!  Это была СКАЗКА, а в ней ПОДАРОК, и в нём печенье, конфеты, и ман-да-рин! А ещё лучше – два!!!


Именно тогда, в далёком детстве, под самый Новый Год, я впервые встретился с ТЕАТРОМ.


В наш детский садик приехал кукольный театр со сказкой «Царевна лягушка». На всю мою жизнь он оставил неизгладимое впечатление…  Долго не мог понять, как это ЛЯГУШКА  может РАЗГОВАРИВАТЬ и ДВИГАТЬСЯ?!   Наверное, эта встреча с театром, это ошеломление от встречи с искусством, были знаком СУДЬБЫ !!!
Но тогда ещё ничего не предвещало актёрскую профессию.


Мама хотела, чтобы я научился играть на баяне. Определила меня в Дом пионеров, в музыкальный кружок. Но… через неделю упорных занятий, преподаватель посоветовал мне лучше перейти в спортивную секцию и заняться… борьбой!
Ха-ха!  Борьбой? Нет! Только - ТЕАТР!


  И в школе я стал лидером художественной самодеятельности. Играл все главные роли в школьных постановках.  Девчонки – одноклассницы восторгались, парни завидовали.


 Так незаметно закончилось ДЕТСТВО, и наступила ЮНОСТЬ….
Судьба продолжала играть пьесу под названием «Моя жизнь» по своим правилам. Перенесла меня в г. Горький, где находилось Горьковское театральное училище, и … поставила перед экзаменационной комиссией.
Шансов поступить, практически, не было никаких. Слишком большой конкурс. Пятьдесят человек на место!


На экзамене мне предложили сыграть этюд - воображаемой «открывалкой» открыть воображаемую консервную банку, и чтобы все поверили, что я действую настоящими предметами.  И когда я почти открыл банку, кто-то из членов жюри крикнул: «В банке змея!»  Я тут же, этой же открывалкой стал её …закрывать! И, очевидно, делал это так забавно, что комиссия и все присутствующие на экзамене захохотали и стали аплодировать.
Это была победа!


И вот учёба, учёба, учёба!   Первая успешная сессия!
Ощущая себя взрослыми и сверходарёнными артистами, мы с одногрупниками решили отметить праздник в кафе.

 Стипендия была 17 рублей, что, по сегодняшнему времени, соответствовало бы трём тысячам тенге.

Скинулись, на угощение и ….   при расчёте не хватило трёх рублей!
Я оставляю друзей в «заложниках», а сам бегу на поиски денег.


По городу в это время шли выпускные вечера. Смотрю, идёт группа девушек в праздничных белых фартуках. Я к ним. Объясняю ситуацию, а они, радостно: «Прыгни в фонтан, получишь трояк!». Ну, я и прыгнул!
 Вылезти из воды мне помогал уже… милиционер. Законы тогда были строгие.
Из училища меня, естественно, от-чис-ли-ли!


И вот, с личным делом, спускаюсь по лестнице, а навстречу мне педагог с кукольного отделения В. Лепский.
Спрашивает: «Ну что, хулиган? Жалко мне тебя терять… Пойдёшь ко мне на курс? Попытаюсь с дирекцией договориться».
Отвечаю: «А что там надо делать?».
 А он мне: «То же самое, только в два раза сложнее».

 
Навыки освоения мастерства актёра театра кукол, мне пригодились! В настоящее время руковожу образцово-показательным театром кукол «Буратино» при ДК «Кокшетау».


А училище я, всё-таки, закончил по специальности – актёр театра драмы и кино.   
Вспоминаются забавные эпизоды моих первых ролей.


Выпускной спектакль в училище был «Аленький цветочек, где я играл образ Лешего. На экзамен пригласил дедушку и бабушку.
 Проходит половина спектакля и дед спрашивает бабушку: «А где наш-то придурок?». 
 Бабулька отвечает: «Да вон он. В лохмотьях прыгает…».
На что дед выносит свой вердикт: «Господи! Чего только ради куска хлеба не сделаешь!».


И, наконец, моя первая роль в академическом драмтеатре города Горький!  Революционный спектакль «Шифровка от Блюхера».
Думаю, стоит рассказать о том эпизоде, в котором я должен был играть агента царской охранки.


Во время допроса большевика меня вызывают на опознание. Я захожу, поднимаю большевика за грудки и говорю: « Забыл как на Лубянке меня допрашивал, су-у-ка !» - и сильно бью его по лицу. Он падает на пол.    …Вот и вся моя роль.
Технически, имитация удара, у меня, почему-то, не получалась. Я бил его на репетициях по лицу почти по-настоящему. Он даже неоднократно жаловался на меня режиссёру. Прибьёт, мол, меня ещё до спектакля! Он был маленький, щуплый, но актёр очень хороший.


И вот просмотр спектакля критиками и театральной общественностью. Так называемая в театре – сдача спектакля для «посвящённых».


Перед началом, актёр, играющий большевика, подошёл ко мне и говорит: «Витя! Я всё обдумал. Ты бей меня по плечу, а я сделаю хлопок ладонями, твой удар отыграю и упаду.»
Мы даже прорепетировали….


И вот я стою за кулисами, по телу нервная дрожь. Настраиваюсь на протяжении всего первого акта и … наконец, второй акт.  Мой выход!
Увидев мои глаза, актёр, игравший большевика, стал бледней белой пергаментной бумаги, губы его непроизвольно задрожали и он издал какой-то тихий, щенячий писк. Но, я уже весь был в РОЛИ!
Приподнимаю его одной рукой над полом (откуда силы взялись) и… как врежу со всей дури!   Он, бедный, улетел за кулисы.
На сцене пауза, в зале все ЗАМЕРЛИ! И тут, в гробовой тишине спокойный голос режиссёра:
« Великолепная мизансцена! Пусть останется в спектакле. Зрителю понравится! Витя, чтоб не забыл технику удара, догони и врежь ещё раз!».
Вот такое у меня было «крещение»….
 Перед тем актёром до сих пор ощущаю чувство вины. 
А дальше… наступало время ЗРЕЛОСТИ!



Возраст зрелости требует серьёзной оценки всех событий. Заставляет задуматься, чего в этом периоде жизни было больше – «кукиша с перцем» или «батонов с маслом».


И , всё-таки, о «кукишах с перцем» в моём возрасте, вспоминать как-то не очень хочется….   Как и многих жизнь, временами, приподнимала высоко над землёй, иногда жестко опускала на грешную землю.   Такова ЖИЗНЬ!


В каких жизненных и театральных ролях она меня только не испытывала! 
Главные роли,  Лауреатство на фестивалях, признание лучшим актёром театральных сезонов, успех в качестве режиссёра - постановщика ( спектакли «12 стульев» Ильф и Петров, «Всё в саду» Олби, множество сказок) в Петропавловском театре им. Погодина (СКО),  работа у великого режиссёра П.Л. Монастырского (г. Куйбышев).
Горд тем, что моими партнёрами по антрепризам были А. Калягин, В. Золотухин, Л. Леонов и многие другие.


Гастролировал с театрами по самым «медвежьим уголкам» необьятной Страны  Советов, питался всухомятку на один рубль суточных, спал на ржавых рваных матрасах прямо на сельских сценах….
Объехал почти все крупнейшие города на гастролях: в России от Балтики до Владивостока, все города Украины, и родного Казахстана. Жил в люксовых номерах самых престижных гостиниц!
Работал в театрах городов: Абакан, Советская гавань, Горький, Иваново, Куйбышев, Караганда, Петропавловск….


 А сердце прикипело к родному мне Кокшетау! К его русскому ТЕАТРУ!
К этой маленькой  сцене  БОЛЬШОГО ТЕАТРА!   Потому что театральные сцены бывают маленькими, а театры – нет!


  Отдаю всё сердце дорогому мне кокшетаускому зрителю, люблю его, надеюсь и ЗРИТЕЛЬ ко мне и моему творчеству относится  с вниманием.


Семидесятилетие - это большая дата! Но, не точка завершения творческого пути, а просто ещё одна веха на дороге искусства. Чувствую в себе и силы и желание сделать ещё что-то важное, что необходимо сделать!


Поэтому завершая трудовой день, в поздний вечер, после спектакля, я говорю себе:
-  «ПОСКОРЕЙ  БЫ  УТРО  И…  НА РАБОТУ!!!»


                АКТЁР РУССКОГО ТЕАТРА  г. КОКШЕТАУ:    ВИКТОР  КРЫЛОВ    

                ==========================================================


Записал  монолог – воспоминание  Виктора Крылова член Союза журналистов Казахстана:
ВИКТОР ШАЛАЕВ