Осень посвящается Асеньке

Елена Оскина
Осень… В этом году, впрочем, как и в прошлом, она вступила в свои права совершенно неожиданно. А, может, мы сами виноваты? Закрутились, забегались, и усталым, замыленным взглядом не заметили первых её проявлений: теплых и едва уловимых ароматов увядающей травы, рыжих конопушек, осторожно тронувших берёзовые и тополиные листья и прохладной синевы внезапно погрузневшего и немного приблизившегося к земле неба.
После жаркого лета набирая привычный рабочий темп, оставив яркие впечатления, привезенные из отпуска, где-то в дальних уголках переменчивой памяти, трудно заострить внимание на меняющей цвет листве или любоваться палитрой ярких хризантем, украшающих городские клумбы. Об осени мы вспоминаем только в неприятных ситуациях: застал дождь по дороге на работу, а зонт остался в другой сумке; в свитере, прекрасно согревающем днем, к вечеру становится до мурашек зябко: после рабочего дня, выйдя на свежий воздух, ощущаешь скорое приближение сумерек…
Наверное, я тоже была обречена обратить внимание на изменения в природе, лишь в связи с грядущими холодами. Но… «… Можешь сделать мне одолжение? Я хочу осени..» Эти слова подруги, живущей в Израиле с его вечным летом привели меня в ступор. Осени? В смысле, грязи, холода, ветра и дождей? Нет, душа на том конце интернет-сети хотела разноцветных листьев, каштанов, яркости и чувства эффектной, но уже ускользающей красоты. Гербарий, так гербарий, какие проблемы?
Проблемы не заставили себя ждать. Во-первых, выяснилось, что после невероятно знойного и засушливого лета, многие деревья увяли раньше времени и, миновав период разноцветья, из зеленых превратились сразу в коричнево-прозрачные. Чтобы найти нужные экземпляры, пришлось идти в парк. Это было чудесно, необычно (даже, скорее, непривычно), но невероятно увлекательно. Если бы мне две недели назад задали вопрос: какие деревья растут в нашем парке у прудов, я бы, не задумавшись, ответила: «Клёны». При более близком «знакомстве» оказалось, что кленов там процентов 30 (причем, в основном это клёны ясенелистные), остальную часть составляют липы, березы и немного тополей. Большинство из них выглядели «больными», поврежденными, но попадались и интересные необычно раскрашенные экземпляры. Я включилась в какую-то новую для себя игру: каждый день, возвращаясь с работы, я теперь смотрю по сторонам: нет ли чего-то для коллекции. Оказалось, что в большинстве своем, деревья либо становятся красными, либо желтыми. Вы это знали? Я – нет. А один веселый дошколенок из подготовительной группы знал, и прочитал мне об этом минилекцию. Оказалось, они с мамой наблюдают за этим явлением по заданию воспитателей. Он, шестилетка, наблюдает за природой, а я, двадцатисемилетняя дылда с двумя высшими образованиями, не замечаю ничего, дальше окон моего кабинета, из которого на меня смотрит мрачное серое здание соседской многоэтажки…
А сегодня я чуть не умерла от восторга. Спеша на работу, мне пришлось слегка изменить привычный маршрут. Я проходила мимо огромного клена и подняла взгляд вверх. Надо мной золотилась в лучах утреннего солнца крона в невероятных зелено-рыже-бордовых тонах, а за ней лазурный небосвод с единственной крохотной светло-серой тучкой. Когда я видела такое в последний раз? Наверное, не так давно. Но обратила внимание только теперь, когда представила, что есть где-то на свете люди, годами не видевшие этого чуда. Закуталась посильнее в свой не очень согревающий шарфик, улыбнулась, поставила в плеер агатовскую «Чудеса» и вдохновленная на весь день, отправилась покорять профессиональные вершины!)