Разговор со Скептиком - 9. Сознание живого

Александр Ом
СОЗНАНИЕ ЖИВОГО

***

- Говоря о сознании, мы затрагиваем тему, которая вызывает много споров и противоречий, поскольку даже обычные наблюдения за поведением живых организмов показывают нам, что каждый организм — одноклеточный или более сложный — хоть и действует по нашему мнению якобы неосознанно, но в какой-то мере все же обладает определенной присущей ему формой сознания.

- Как так?

- Это одна из самых сложных загадок в современной психологии, но вместе с тем давно замечено, что даже примитивные одноклеточные организмы отличаются достаточно гибким поведением, однозначно реагируя на раздражители — избегая негативных и стремясь к позитивным.

Так, даже одноклеточная амеба старается избегать холодной среды и стремится к теплой. Нас это нисколько не удивляет. А должно бы.

- Почему?

- Она же каким-то образом оценивает ситуацию с точки зрения благоприятности для нее или же наоборот. А затем у нее появляется интенция избегать негативный фактор и стремиться к позитивному. Затем она старается реализовать эту свою интенцию.

Мало того, у многих одноклеточных организмов замечена интенция к элементарному изменению морфологии и усложнению собственных биоструктур, когда при появлении неблагоприятных для их жизни условий у них проявляется способность достаточно быстро достраиваться к этим новым условиям, например, при понижении температуры создавать более толстую оболочку. Понятно, что эта интенция исходит из внутренних потребностей организма в самосохранении, а значит в какой-то мере эти потребности ими вполне осознаваемы.

Даже примитивные одноклеточные обладают способностью к обучению — то есть достаточно пластичны в поведении. Это было продемонстрировано еще в первой половине ХХ века в лабораторных исследованиях Брамштедта, Смита, Блееса, Леонтьева и других ученых.

Каким образом по-нашему еще примитивное одноклеточное существо не просто осознает или лучше сказать ощущает негативные и положительные раздражители, но самое главное адекватно реагирует на них, психологи не знают, но они констатируют факт этого.

Таким образом, без наличия определенного элементарного или, скажем так, базового сознания в психике организма не обходится. А базовое сознание это способность не просто оценивать получаемую информацию из среды о среде (будь это только на основании чувствительности, раздражимости или уже непосредственно органов восприятия – зрения, обоняния, осязания, слуха и т.д), но и способность к соответствующей реакции на нее, чтобы уметь избегать негативные факторы и стремиться к позитивным. Ведь именно от этого зависит способность организма к выживаемости и это очень важный момент.

Понятно, что осознавание своей среды, например, дождевым червяком, несравнимо с тем, как это происходит у крота, у которого есть уже достаточно развитая центральная нервная система и соответствующие органы восприятия – обоняние, осязание, слух и т.п.

Вместе с тем, червяк уже обладает не просто раздражимостью, а чувствительностью. По мнению же психологов чувствительность у животных уже может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

Иначе говоря, червяк (а к этой группе также относятся молюски, членистоногие и др.) уже по мнению психологов обладает определенной формой психики. Конечно, в данном случае имеются в виду пока что простейшие поведенческие реакции, но вот тот же червяк, столкнувшись с преградой, изменяет направление своего движения. Для нас это настолько естественно, что мы не обращаем на это внимание.

Но, как видим, даже такой по-нашему лишенный разума организм как червяк оценивает ситуацию и ищет путей выхода из нее, если она для него неблагоприятна. Это говорит о том, что определенная степень разумности у него все же имеется.

Да что там червяк! Обычный плющ, выпуская отростки с усиками и присосками, цепляется всего, к чему можно прицепиться, но тем не менее он не хватается своих собратьев, а только других растений. Заметьте, что он ведет себя как единый организм и понимает, что соседний отросток это его родственник. То есть что-то в нем оценивает то, к чему можно прицепиться, а к чему нет.

А вот, скажем, огурцы одного куста на грядке цепляются отростками своих соседей даже если это тоже огурцы. Между ними происходит определенная конкуренция за жизненное пространство.

Мы, к сожалению, уже настолько привыкли к фразе, что "только человек обладает разумом", что перестали замечать живое вокруг и удивляться тому, что все живое обладает им. А ведь разума без осознанности не бывает!

Вопрос лишь в уровне осознанности. А уровень определяется потребностями жизни и стремлением к выживанию. Животные, насекомые, птицы, рыбы и т.д. о Боге вряд ли думают и стихи вряд ли пишут. Понятно, что их потребности намного проще, чем у людей, но они есть и они их стараются реализовать.

Конечно, уровень базового сознания того или иного животного обусловлен уровнем развития вида, к которому оно принадлежит, но тем не менее каждое животное превосходно приспособлено к своей среде обитания, отлично в ней ориентируется, знает своих родственников или тех, с кем можно сотрудничать, знает своих врагов и старается их избегать, а также знает тех, кто может быть его пропитанием и т.д. Тем самым каждое животное синтегрировано со своей средой и является неотъемлемым элементом целой экосистемы.

Эволюция живых организмов длилась не сотни и тысячи лет, а миллионы лет! Это обычно забывается. Но что это означает? То, что вокруг нас живут только совершенные организмы – то есть те, которые в процессе эволюции наилучшим образом сумели приспособиться к своей среде. Их приспособление происходило не только методом проб и ошибок, но и в какой-то мере целенаправленно, поскольку без осознанного стремления к реализации собственных интенций это было бы невозможно. А главная интенция не просто жить, а именно выжить и таким образом в процессе формирования собственного поведения адекватного ситуации постоянно существует ее оценка.

Кто внутри каждого организма оценивает ситуацию и пытается к ней достроиться?
Без этого невидимого «обитателя» или просто-напросто души в организме это невозможно понять. Пока психология не увидит существование души во всем живом, ответ на этот вопрос никогда не будет найден. Наличие же души ставит все на свои места.

Конечно, наше человеческое сознание это безусловно сознание высшего порядка. Вместе с тем прошу заметить, что обладая таким высокоразвитым сознанием, мы никак не можем понять, что все живое обладает душой, а значит и определенной степенью осознанности в формировании своего поведения.

Мало того, мы не хотим увидеть не только душу в каждом организме, но мы обычно не хотим учитывать даже того, что очевидно. Ведь даже примитивные одноклеточные это невероятно сложные по своему строению организмы.

***