ирония судьбы

Уткин Александр Карленович
Я считаю, что у нас достаточно много фильмов – упсс – надо сделать оговорку, что я имею виду фильмы эпохи СССР.


И еще раз – я считаю, что у нас достаточно много фильмов, которыми можно не то, что гордиться; но вспоминать их в кругу друзей. Не с иронией, не снисходительно типа «ну-да, время такое было. Вынуждены были снимать такие фильмы…». Нет. Фильмы, которые вспоминаешь с удовольствием, с разговорами и обсуждением их. Даже если эти фильмы про революцию, или милицию. Нет, ну правда же. Таких фильмов множество, но ты не вспоминаешь их идеологически. Надо отдать должное, что я посмотрел «Ликвидацию» - и совершенно не грузился. Ну, Вы меня поняли, надеюсь.


Я очень люблю «Место встречи…», «17 мгновений…». Я до сих пор под сильным впечатлением от «Свой среди чужих». Помните, как один из главных героев, которого отправили заниматься складами (а он командир кавалерии) и он кричит своему товарищу: «Давай, ты на мое место, а я «беляков» бить». Тот кидая ему канцелярские счеты «шашку не забудь». Я вообще глубоко убежден, что фильмы делают вот такие вот диалоги.


Я, как и многие в этой стране, посмотрел «Иронию судьбы» в том застойно приятном, пахнущем мандаринами – 1974 году. Я хохотал над незадачливым Женей Лукашиным, балдел от песни «Если у Вас нету тети»; мне казалось немного занудной, но прикольной песня «Я спросил». Чем старше я становился, тем глубже я погружался в этот фильм. И почему то – тем серьезнее стал к нему относиться. Как недавно сказал мой друг: «Знаешь, а я этот фильм как кинокомедию, вообще не рассматриваю».


Я недавно посмотрел второй фильм. Он сам по себе. Отдельный. И как отдельный он смотрится с большим удовольствием. Правда. Мне он понравился.


Глядя в заключительные аккорды фильма, я вдруг вспомнил диалог из того, из первого. Этот диалог, а точнее фразу, я услышал лет… десять назад. И она меня потрясла своей глубиной, и наверное цинизмом шутки. Помните, когда возвращается мама Нади; и там разговор что-то вроде «…все уже спать легли…встретила в лифте Ипполита. Весь мокрый, это Вы его облили?». И Женя Лукашин (замечательно все-таки его сыграл Мягков) задумчиво произносит: «ЭТО ОН МОКРЫЙ, ОТ СЛЕЗ».