Старый плащ

Антонина Кирножицкая
                «Я много лет пиджак ношу.
                Давно потерся и не нов он…»
                Булат Окуджава.

   Приятное субботнее сентябрьское утро не предвещало никаких перемен. Немного приглушенные яркость и тепло солнышка, чистое светло-голубое небо сулили приятные выходные. К тому же интернет вещал: +18-19 , малооблачно. Одевшись соответствующим образом, поехала к маме. За работой в огороде и цветнике, не заметила как нахмурилось небо и заморосил противный дождичек . Пронизывающий холодный ветер дополнил безрадостную картину. Пришлось ретироваться в дом. Там было намного приятнее . Негромко жужжала электросушилка , распространяя какое-никакое тепло, аромат подсыхающих яблок смешивался с ванильным запахом свежеиспеченного пирога. Мы с мамой сели пить чай.
    « Якая непагадзь! Як ты заутра пойдзеш у царкву? Ты так дрэнна апранута.» - мама не на шутку обеспокоена.
    «« Не хвалюйся, даражэнькая, што-небудзь знойдзем.» - утешаю я маму.
 « Знойдзем, знойдзем, ничога не знойдзем – усе параздавала.» - продолжается перманентный процесс моего воспитания. Маме очень не нравится то, что все вещи , ставшие мне не по размеру, я раздаю бедным людям. Ей , пережившей войну и тяжелые послевоенные годы , трудно понять мою «расточительность».
  Открываю старинный шкаф. Вещей действительно немного. С удивлением обнаружила вполне приличный серенький плащик :
« Сколько лет тебе, дружок? Может двадцать, нет, наверное , все-таки двадцать пять…»
 В 1989году,в феврале я впервые съездила в Польшу. Поездка экскурсионная – Люблин – Лодзь. У нас была интересная программа, хороший гид, но из всей группы только процентов 25 посещали экскурсии. Остальные торчали на рынке – купи-продай. Я узнала много интересного и нового тогда. Кроме экскурсий, гуляли по городу самостоятельно, осмотрели множество прекрасных старинных костелов. Даже нашли православную церковь и побывали на вечерней службе. После службы батюшка пригласил туристов из Беларуси к себе домой и подарил каждому из нас Библию карманного формата и молитвослов. В те времена почти полного отсутствия религиозной литературы, все это было невиданным счастьем.   Ничего не продала, хотя ,что греха таить, брала кое-какой товар. А ,за разрешенные к обмену на валюту деньги, купила этот – тогда ультрамодный плащик, нарядный костюм и красивые туфли. Что ж, фасон вполне приемлем и в наши дни, а вот размерчик… Тогда был 48, а сейчас – 58. Попробую перешить пуговки. Ура! Получилось! Плащик «сел» нормально, и мама довольна.
   Дождливым воскресным утром по дороге в церковь плащик защитил меня от холода. Сегодня большой праздник – Рождество Пресвятой Богородицы. В храме многолюдно. Ближе к концу службы, когда мы все пропели «Отче наш», на короткое время можно присесть и дать отдых уставшим ногам – не молоденькая уже. Я присела на лавочку рядом со старенькой матушкой – вдовой бывшего настоятеля нашего Покровского храма  Отца Иосифа. У нее больные ноги и чудесный голос , который не меняется с годами. Заслушавшись ,как она поет с хором народную песню «Царице Небесная» , и взглянув на свой наряд , я опять вспомнила давние события . Ровно 25 лет назад в этот замечательный праздник , в своем , тогда еще новом плаще, я стояла в толпе прихожан , встречающих Митрополита всей Беларуси Филарета. Тогда , в конце 80-х, во времена возрождения церкви , он посетил наш храм . Вместе со всеми , вторя замечательному голосу тогда еще довольно молодой матушки, я пела:
 « Многая, многая, многая, многая, многая лета, многая лета, многая лета!»
       Сердце мое наполнилось радостью и благодарностью к Господу , даровавшего нам мир и покой на все эти годы. Слезы счастья наполнили мои глаза и во время благодарственного молебна. Как милостив к нам Господь! От нашего добросердечия , от чистоты помыслов и поступков зависит сохранность Его прекраснейших даров – Мира и Добра.
    Мира и Добра всем Вам!