150. Строго по центру II. Обратно

Михаил Уткин
Рассосались по этим жутким скрипучим шконкам в разные концы комнаты, не раздеваясь, прямо на матрасы. Уснули сразу, но я три раза за ночь подрывался – почки выгоняли лишний сахарок из кровушки – и совершал километровый марш к уличному туалету и обратно. Хорошо, что был умотан в нет, и даже после таких ночных походов удавалось сразу же снова уснуть. Тем временем на улице, похоже, уже выпал иней. К восьми утра как-то проснулись, сдали ключ от номера, и, когда эта дежурная горничная открыла дверь своей каптёрки, я увидел там огромную полку постельного белья! Какая же гадина?!?

Позавтракали в автовокзальском кафе, внезапно оказавшемся намного приличнее гостиницы. Привели в чувство несчастную мою машинку, долили радиатор по пробку, поехали на трассу. По дороге сначала попался пригород на Новоишимскую, а затем мы добрались до переезда с трассы на Докучаевку. Белорусский состав с Караганды на Минск появился быстро, а тащил его мангышлакский 2ТЭ10МК – одна из первых GE-переделок, ещё не капотная. Сергеича отколбасило от такого невообразимого счастья...

Вернулись в Сарыколь, нашли заправку костанайской "Иволги", заправились вполне ничёшным бензином и поехали искать станцию Есиль. Через пару десятков километров повернули с главной трассы направо – асфальт становился всё лучше и лучше. Перед Карасу мнения обоих наших навигаторов – ситигидовского и навителовского – о том, куда нам ехать дальше, разделились диаметрально. Мы решили двинуть на Койбагар. Доехали до заправки на краю села, и здесь нам показали дорогу: шикарная гладкая чёрная свежеуложенная трасса, которой только не хватало полосок, повела нас дальше, до самой железной дороги. Бывают же в этой жизни приятные сюрпризы – жаль, что их так мало.

Глазастые новички, пока я был занят крученим баранки, углядели на койбагарском элеваторе маленький тепловозик. Каково же было наше удивление, когда мы увидели совершенно антикварный ТГМ1 без номера, на пилотской кабине которого было написано "ТГМ4А". Изделие принадлежало элеватору и вскоре спряталось там окончательно и бесповоротно.

Трасса с Аманкарагая на Атбасар, по которой мы поскакали дальше, оказалась такой же, как и бишкекская от "Авразии" до отарской развязки. Чуть не доехав до Есиля, мы повернули на Аркалык. Было просто интересно, а что вообще там, потому что никто из нас до этого здесь не был. А там... В меру убитый асфальтик становился чем дальше от Есиля, тем хуже. За несколько километров до Приишимской мои глазастые попутчики уловили грузовняк, шедший нам навстречу на Есиль. Мы слетели с трассы, проскочили расстояние до железки и успели его сфоткать. Это оказалась балластная вертушка дозаторов, шедшая достаточно резво: путь лежал хороший, сварной и на бетонных шпалах.

Развернулись и поехали в Есиль. В лучах низкого закатного солнца принялись искать местный "отель Атлантик". Нашли сначала вообще шикарного огромного Ленина у местного вокзала, затем аж три гостиницы, и выбрали из них "Мечту", самую ближнюю к вокзалу. Нам предложили люкс за 44 долларов на троих, с тёплой водой и ванной. Мы пошли ужинать. Кафе "Светлана" располагалось в торце того же здания. Кормили так себе, зато официантка, вроде бы очень ничего девушка, готова была, пожалуй даже отдаться любому из нас. Но её усики... Надюсь, что будущий режиссёр экранизации "До третьих петухов" Шукшина обязательно позовёт её на роль дочери Бабы-Яги.

Всю ночь за окном звучала станция. Это был настоящий симфонический концерт волшебной музыки! Было слышно почти все локомотивы, которые у нас бывают – ТЭ33А, ВЛ80, 2ТЭ10, маневрушки, и даже уже новые KZ8A. Это был настоящий симфонический концерт волшебной музыки! Впрочем меня поймут только те, кто действительно по-настоящему любит железную дорогу.

Утром мы поехали догонять ушедший в Аркалык чуть раньше нас пассажирский. Нормальный асфальт на трассе кончился сразу за Приишимской, однако догнать такой медленный поезд не составляло труда даже по бездорожью. Сфоткали, разумеется – первый раз на трассе, второй раз уже в самом Аркалыке, возле элеватора в посёлке Родина. Проехали к вокзалу, там сняли ещё пару тепловозов на память, причём местная чешская маневрушка раньше была у нас в Алма-Ате...

Поехали по городу, виды апокалипсиса на его окраинах впечатляли – стройные ряды некогда жилых девятиэтажек без окон, дверей и крыш. Весь народ выселили компактно ближе к центру. Там даже возник какой-то торгово-развлекательный центр, возле которого нам удалось найти несколько древних ПАЗиков. Вместе с ПАЗиками нашёлся и "КазМунайГаз" со вполне ничёшным бензином за деньги, тут же и заправились.

К обеду выехали из Аркалыка на юг. Асфальт на трассе почти кончился, ехать по такой дороге было почти невозможно. Но сбоку основной трассы шла грунтовка, накатанная просто по полям. Дальнобойщики поднимали облачища пыли по несколько метров высотой. Между ними понеслись и мы – включать дворник заднего стекла было бесполезно, уже нужно было сапёрную лопатку...

Доехали до первой станции свежепостроенной железной дороги с Аркалыка на Шубарколь, возде посёлка Жалгызтал. Трасса на Жезказган оказалась перекопана первый раз рельсами, а второй раз – чуть дальше – разобрали бетонный мост через Терсакканку. Фермы моста валялись рядом на травке. Нигде никаких указателей, нырнули под железнодорожный мост, проехали по грунтовке километров пятнадцать, поняли, что заблудились, и вернулись обратно в Жалгызтал.

Тут уже увидели и остановили какую-то машину железнодорожных связистов, чтобы спросить дорогу. Нам ответили, что нужно доехать вдоль рельс до Терсаккана, где сразу за станцией переехать свежепостроенный переезд, а от него ехать на Косколь. Посмотрели, правда, на нас, как на больных – все нормальные люди уже давным-давно ездили вдоль свежепостроенной железки на Шубарколь...

Посёлок Терсаккан выглядел так же, как и тридцать один год назад: две небольших улицы домиков, которых больше не стало. Телефонных столбов, которыми мы утыкали тогда весь посёлок, теперь не было. На том месте, куда мы ездили с флягой в непересохший бочажок Терсакканки за водой для всего стройотряда, когда Зыбайло по ходу учил меня водить тяжёлый ГАЗ-66 с бурильной установкой, теперь достраивали большую электрическую подстанцию, а сразу за ней уже ходили поезда. Ещё не было видно ни одной станционной постройки, не было железнодорожных светофоров, однако какой-то древний тепловоз уже тащил огромный состав с новыми рельсами и дозаторами щебёнки для отсыпки балласта. Проскочили переезд, сняли – ни на одном ж.д.-сайте фоток поездов в Терсаккане ещё железно не было. Двинули по грунтовому грейдеру на Косколь.

Тридцать один год назад вместо грейдера были три или четыре переплетавшихся друг с другом грунтовки. От построенной нами телефонной линии остались только бетонные пеньки бывших пасынков. Пшеничных полей, описанных в рассказе "Дяденьки, помогите!" больше тоже не было. Косколь стоял себе, как и прежде, с виду такой же, как и в 1983 году, даже наша казарма уцелела. Но внутрь него мы не поехали.

Былой грейдер на Улытау остался таким же, как и прежде. Кто мне сказал, что там положили асфальт?!? Мы упёрлись в жуткую грунтовку, ещё более жуткую, чем в былые советские времена. Вместо былого указателя направо "Косколь 8" белел большой плакат "Сельский округ Терсаккан". Мы поехали дальше на юг. Вечерело. Водители редких встречных автомашин смотрели на нас с таким удивлением, что чуть не выпадали из кабин. Дорога становилась всё хуже и хуже, и примерно через полсотни километров превратилась в усыпанную острыми камнями полосу, которую-то уже и грейдером сложно было назвать. Бедная моя машинка кралась по такому "шоссе" еле-еле, но всё равно где-то поймала шишку на правом переднем колесе...

От Улытау на шоссе пошёл нормальный асфальт, и в Жезказган мы въехали в одиннадцатом часу вечера. На каждой АЗС колготились кучи народа, мечтавшие хоть чем-нибудь заправиться. Нам стало страшно. Мы ехали и ехали вдоль дороги из Сатпаева, когда на предпоследней безвестной шмурдяк-заправке перед автовокзалом вдруг оказался девяносто пятый. Мы и один из местных, ехавший параллельно с нами, кинулись туда. Вымотанная тётенька в окошке кричала, что бензин есть, но не работает толком насос колонки. Сергеич с местным уболтали тётеньку, и она включала нам этот насос несколько раз. Для того, чтобы набрать полный бак, его пришлось включать четырежды.

Бывшая гостиница на бульваре Космонавтов, в которой я жил, перебирая огнеупорную смесь на бывшем кирпичном заводе, теперь не работала. Всю её распродали на жильё, как малосемейку... Однако нам подсказали профилакторий "Кенгир", и мы поехали туда. Заселились с трудом – профилакторий ждал какую-то команду баскетболистов. Ну да ладно, по двадцать баксов с носа всё же заехали, попили пивка и упали.

Утром с трудом нашли в городе работавшую автомойку и загнали туда мою несчастную машинку. Пока автомойка плакалъ, Димон наснимал няшек на жезказганской промветке. Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей – апофеозом стал 2ТЭ116У. А я даже не зал, что в нашей стране есть уже и такое... Погнались за поездом на Алматы, заблудились на промышленных окраинах, комбинат разобрал один из мостов, догнали, но уже в каком-то совершенно невкусном месте, вернулись в город, позавтракали, походили по главной площади у стадиона, и к обеду рванули в Караганду.

Незадолго до Кызылжара мы увидели, как угольный порожняк ускакал на Шубарколь. По рассказам местных мы знали, что на разъезде через пятнадцать километров его обязательно ждёт встречный. Он и действительно вскоре появился на горизонте. Мы забрались на мост, под которым шёл путь железки. Вскоре появились местные охранники и пастух, кое-как успевшие выгнать из-под подмостовной тени припрятавшийся от палящего солнца табун сладких лошадок, а затем охрана погналась за поездом, на нескольких хвостовых вагонах которого метные воровали уголь, скидывая его кусками из вагонов. Но мы тут были ни при чём, и вскоре вновь оказались на трассе.

Атасу встретило нас пятью мёртвыми шмурдяк-АЗС. Одиноко в сторонке гордо стоял "КазМунайГаз" с обычным набором: дизтопливо только по талонам, и восьмидесятый за деньги. Сколько-то ещё девяносто пятого оставалось, разбавили его этим шмурдяком. Поехали. Всё ничего, только такой бензин улетал в трубу просто моментом, и его едва хватило потом на сотню километров до Юго-Востока Караганды.

Размазавшийся по низинке Карамурун, гревшийся в последних лучах садящегося солнышка, был великолепен. Остановились просто посмотреть. Очень захотелось до кучи и какой-нибудь паровозик, и тут вдруг оказалось, что мысль, хоть и очень редко, но всё же бывает материальна: со стороны Жарыка влетел на мост через речку новенький французский KZ8A, впряжённый в угольный порожняк. Сломя голову, сначала на машинке, а потом и ножками, мы кинулись вниз к железке и чудом успели...

Очень долго въезжали в Караганду и ехали по ней. Парад светодиодных уличных ламп. Любой бензин на всех заправках, кроме "КазМунайГазов". "Гелиос" на Юго-Востоке любезно поделился с нами впоне ничёшным бензином, и мы рванули в аэропорт. Сидевшая в гордом одиночестве в крохотной будочке на первом этаже огромного полутёмного здания тётенька осчастливила Сергеича одноместным номером гостиницы в пределах тридцати баксов. Но это никак не было похоже на шикарный бизнес-отель, разрекламированный на сайте аэропорта "Сары-Арка". Оставив там Игоря, которому наутро было улетать в Москву, мы вернулись в знакомый "Мираж" и упали...

Утром, плотно закусив, мы выпялились на алматинскую трассу. Менты незамедлили себя ждать за спасским поворотом, но тут даже моргать не надо было – машинка что-то совсем не шла, нехотя восемьдесят, но я её не пинал. Не хочет – значит есть причина: или шмурдяк вместо бензина, или встречный ветер. Доехали до Аксу-Аюлов, единственная АЗС на весь посёлок – "КазМунайГаз" со своим мерзким восьмидесятым, подлили на всяку случку пятнадцать литров, да и решили таки ехать на фотоохоту в Айсу, чуть дальше Акадыра. Нам сказали, что дорога в Акадыр вполне себе, но с Акадыра в Акчатау – почти задница.

И действительно – асфальтик от Аксу-Аюлов по горушкам не главной трассы пошёл вполне себе, можно было дальше и полетать. Первый полтинник километров проскочили достаточно лихо, а на переломе трассы по улицам посёлочка Жумыскер вдруг увидели очень красивую новенькую мечеть оригинальной восьмиугольной формы. Прокравшись окраинами Акадыра, мы свернули за рельсами на самую правую дорогу.

Потянулся неасфальтированный грейдер. Кое-где с камнями. Хоть и не такая мерзкая Улытау-дорога, но ненамного лучше. Час шлёпали до первых железнодорожных петель, но всё же туда доехали. Только добрались и сделали пару вполне ничёшных фоток, как всю фотоохоту обломали рельсовые ремонтники. Они закрыли один из путей, а по оставшемуся, пока поезд проедет 40 километров между станциями...

В Балхаш приехали, когда уже стемнело. "Гелиос" снабжал девяносто вторым бензином исправно, "КазМунайГазы" продолжали забастовку. Залились по-полной, снова на трассу. У железнодорожного вокзала Сары-Шагана вдруг оказался большой новый китайский белый автобус рейса Балхаш – Алматы. Мы вышли посмотреть, нет ли какого поезда под ночной снимок, как вдруг увидели Олега Терентьича, моего бывшего астанинского сослуживца, который маялся в духоте этого дирижабля, потому что какая-то баба, которые непременно едут каждым таким рейсом, подняла истерику, требуя закрыть все люки и форточки...

Терентьича мы пересадили к себе и помчались дальше, обогнав вскоре этот неуютный китайский дирижабль. У Чиганака на "Гелиосе" был уже и девяносто пятый, по вполне адекватной цене и за деньги. Последний раз в этом путешествии заправились. Спичек, чтобы вставлять их в Димины глазки, у меня с собой не было – не вовремя я курить бросил – но уснуть мы ему как-то уж не дали, и в шестом часу утра добрались таки до алматинской "Прайм-Плазы".

Аварийно-запасную канистру лукойловского девяносто пятого я таки привёз обратно домой...

Фотки из этого путешествия:

https://www.flickr.com/search/?tags=ezdok149

http://www.panoramio.com/user/2068343/tags/r149