149. Строго по центру I. Туда

Михаил Уткин
Маршрут очередной глобальной фотоохоты на паровозики изначально планировался в Лисаковск, где с поездами Тальго ходили аягозские тепловозы ТЭП70. Но, как это частенько и бывает, все эти тепловозы вдруг вернули из актюбинского и бурабайского депо обратно домой. Их конструкционная скорость в 160 километров в час оказалась не нужна – состояние путей там не позволяло ездить по ним с такими скоростями. Для испанских составов нашлось тягло попроще, а мы решили переиграть свой маршрут на Аркалык и Жезказган...

Игорь взял себе билеты из Москвы на рейс Аэрофлота в Караганду, а мы с Димой на моей машинке выехали встречать его из дому в Алматы ранним утром первого августовского праздничного дня. Дорогу от Куртов до Бурубайтала чуть подшаманили – на ней хотя бы не стало ям. Машинка бежала весело, и через каких-то три часа мы прискакали в Аксуек.

Завернули в Курмангазы – локомотивов на этой станции по-прежнему не попалось. Чтобы выскочить обратно на трассу, ближе оказалось через городок. И недалеко от бывшей автостанции, на которую когда-то во времена СССР заворачивали и останавливались там все транзитные автобусы, мы вдруг наткнулись на большой памятник Ленину. Здешний Ильич порадовал – в отличие от лихого кабацкого тамады перед зданием проходной свинцового комбината в Текели (– А ну-ка песню нам пропой, весёлый Ленин!), местный был гораздо более величествен и серьёзен.

К проходу пассажирского из Чиганака на Чу мы чуть-чуть не успели, угодив в блестяще организованный всеказахстанский бензиновый кризис. Аксуекская "ГазПромНефть" закрылась, бурубайтальский "КазМунайГаз" светился пустыми окошками для всех цен, кроме восьмидесятого, а на чиганакском "Гелиосе" хоть и удалось заправиться отличным девяносто пятым, не в меру симпатичная девушка-операторша Татьяна поведала о том, что и у них через какой-то час-другой наступит то же самое. Канистра лукойловского бензина с собою была, конечно, но вскрывать "НЗ" так рано я не собирался.

Пара электровозных кадров у Кашкен-Тениза, и к обеду мы с Димоном прискакали в Балхаш. К проходившему на Семипалатинск пассажирскому мы и здесь немного не успели, но тут зато нам попёрло на местных "крокодилов". Промышленные электровозы EL21 возили думпкары на рудник Конырат с большими пробелами в графике, предугадать которые было нереально. Поэтому мы сильно обрадовались, увидев медленно ползущий за автозаправками "крокодил". Обогнать его и щёлкнуть не составило особого труда. Пока мы обедали, он успел дойти до рудника, а навстречу приехал другой. Дима был счастлив...

Часа четыре по трассе на север – в Караганду въезжали уже в темноте. У меня были выписаны адреса и телефоны трёх карагандинских гостиниц на Юго-Востоке, поближе к аэропорту, куда в 5 утра прилетал Игорь. Но внезапно до поворота в порт справа показалась светящаяся вывеска "Мотель "Вираж", и мы решили узнать, что там. А там оказалась вполне приличная гостиница с буфетом, горячим душем и телевизором ценой в 25 долларов за двоих...

В полшестого утра позвонил едва выбравшийся из авиалайнера такой добрый и участливый Игорь: "Вы выспались?" Выспались... Рванули в порт, забрали пассажира, прокрались мимо полицейского поста в город, и первым делом пошли в центральный парк – убедиться, что местная детская железная дорога по-прежнему жива. Жива-то жива, но прокатиться снова не светило, так рано с утра не ездили.

Какая-то чисто местная АЗС "Seda" любезно поделилась с нами бензином безо всяких талонов и прочих "керенок" – просто за наличные. Варианта "то – бензин, а то – дети" не случилось: машинка всё-таки ехала. Примерно через час мы оказались у Куучека. И едва свернули с главной трассы к городку, как немедленно услышали такой любимый и знакомый звук – нас вовсю догонял тепловоз 2ТЭ10, причём явно не пустой. Подъехали к каналу Иртыш–Караганда, стали ждать.

Долго стоять не пришлось. Куучекинский 2ТЭ10В кроме состава углевозов тащил за собой половинку старинного тепловоза ТЭ-3, оказавшуюся саякской! Примета трэйнспоттеров: возьми с собой новенького и попрёт – новеньких, попавших сюда впервые, было аж двое. Мы понеслись на видневшуюся невдалеке станцию. Редкости продолжились – вскоре пришёл из Молодёжного ещё один угольный поезд. Сняли. Станционные рабочие уже хотели напоить нас чаем, когда Игорь Сергеевич вдруг подорвался ехать дальше.

Нормальную дорогу на бывшую Токаревку закрыли на реконструкцию, и пришлось считать ухабы по бывшей штрассе через Старую Тузду. А ведь когда-то это был нормальный асфальт, по которому солдатами Советской Армии мы мотались на прапорщицком мотоцикле воровать колхозные огурцы... Огурцов и солдат больше не было – моя бывшая войсковая часть №11998 зияла дырами в зданиях без крыш, кто-то растаскивал их на кирпичи, и лишь нетронутая кирпичная труба бывшей котельной по-прежнему плыла в воздухе над уже погибшим боевым кораблём...

Цезмаводовского антиквариата в Актау сначала не было нигде видно, но через каких-то полчаса и этот лихой "о-боже-какой-мущщина", ещё один уцелевший в этих краях ТЭ-3, внезапно снова перекрашенный из синего обратно в зелёный, появился в гордом одиночестве на рельсах в Мырзу. Не знаю, у кого было больше оргазма – то ли у нас, увидевших вновь это чудо почти полувековой давности, то ли у машинистов этого чуда, увидевших нас.

Ошаганды, обед, Актасты, пара кадров, "талдыкорганская" (так же полностью разобранная на реконструкцию) автодорога от Осакаровки, Бабатай, ещё пара кадров, и наконец-то началась Новая Столица Евразии. Я повернул машину в сторону аэропорта и чуть не заблудился во множестве невиданных доселе перекрёстков и светофоров. За три года, пока я тут не был, микрорайоны Астаны дошли почти до аэропорта. Новенькие огромные домищщи, стоянки разрекламированных прокатных велосипедов, исчезнувшие куда-то бесконечные строительные заборы... Прокатившись почти вдоль десятого маршрута автобусов, мы приехали на вокзал.

Ещё в Алматы я договорился с пресс-службой КТЖ, и на вокзале нас ждала добрая миссис "Вокзалсервис", чтобы организовать нам поход с фотиками по станции. Татешка немедленно спихнула нас с Димоном (Игорь остался в машине – спать, он не любил фоткать поезда на станциях) молоденькой девочке, помощнице дежурного по вокзалу. Девочка повела нас на перрон второй платформы, где по ходу поймала за шкварник пробегавшего мимо бойца доблестного "кузета", и строго-настрого предупредила, чтобы к нам не приставали.

Почти полтора часа мы бродили с Димкой между прибывавшими и отправляшимися совершенно новыми электричками ЭД9Э, шестью составами которых внезапно прибарахлились наши "Пригородные перевозки". По ходу попался и новенький грузовой французский электровоз, завод по сборке которых успели к тому времени построить возле завода тепловозов-"Эволюшенов".

Едва ушёл скорый в Костанай, как к Диме, шедшему чуть сзади, подошли двое местных ментов-линейщиков. Один был в чине сержанта, второй вообще в солдатской форме – видимо, курсант. Я кинулся назад на выручку. "Вы видели, кто нас сюда привёл? Весь перрон в видеокамерах – не видно? Тем более, что кузетовцев предупредили? И с чего вы решили, что тут нельзя снимать?!?" Ментята "потерялись", а мы пошли внутрь вокзала, попрощались с нашей провожатой, и поехали в Степногорск.

Дорога обещала быть платной. Для чего мы платим ещё и транспортный налог, я так и не понял. Поворот в Степногорск случился, когда уже стемнело. Хороший асфальт вскоре за поворотом кончился. Несчастную дорогу с Акколя на Ивановку делали два года назад, когда мы на пару с Амиром ехали тут в Щучинск. Делали и сейчас – объезд по боковой грунтовке начался на середине дороги. Ну что – 5 километров свежего асфальта в год – похвальная скорость. К 2050 году обещали доползти до Акколя...

Ночной Степногорск исправно светился всеми уличными фонарями. Электрички стояли на месте. Гостиница внезапно оказалась дорогой, аж по 33 доллара с человека. Заселились в два номера, одно и двухместный, наелись пирожков, загодя купленных в буфете астанинского вокзала и, вконец вымотанные, забылись тяжёлым сном.

Едва рассвело, подорвались и кинулись на трассу из города к заводам. По поводу выходного дня первая электричка пошла аж ближе к восьми утра. Вахтовых автобусов шло тоже немного. Но на станции Алтынтау, принадлежавшей КТЖ, вдруг нашлась сонная половинка магистрального тепловоза – неслыханная редкость для тех мест. Ну вот же, что значит двух новеньких с собой возить! Вернулись в город – количество нарядных школьников на квадратный метр уже зашкаливало. Особенно масеньких и сладких первоклашек...

Мы выжали из степногорской гостииницы положенный нам завтрак, и покатили после этого на трассу. Добрались до платной дороги, проехали пару развязок, и на Красном Горняке попытались свернуть в сторону железной дороги. Мы хотели попасть на 363-й километр, где лет семь назад я собирал землянику с Нурликом. Однако все ближайшие лесные дороги оказались перепаханы, и до полотна доехать с этой стороны не светило. Спутниковые снимки в Гугле показывали аж три грунтовые дороги туда, но снимкам этим было уже несколько лет.

Снова вернулись на платную трассу, снова проехали пару развязок, повернули к Ельтаю. Сбоку разбитого асфальта тянулась ровная грунтовая дорожка, можно было ехать и семьдесят. Доскакали до переезда, посмотрели километровый знак – оказалось, на 20 км промахнулись. Но там вдруг попёрло – рельсосмазчик ВЛ60, затем резервные ВЛ40М и ТЭМ2. Нафоткались и решили уже дорогу 20 км назад не искать, поехали вперёд.

Добежали до макинской развязки, свернули в посёлок, дело было к обеду, нашли столовую, пообедали. Тут окончательно запасмурнело и, когда мы подскочили к рельсам возле Жасыла, начался нешуточный дождь. Однако я героически снял под ним пассажирский из Екатеринбурга – дождь всё же оказался недостаточно сильным, чтобы выйти красиво на снимке.

Кассовый пункт в конце платной дороги насчитал "попрыгунчикам" полдоллара. Сунули в кассовый аппарат бумажку в 200 тенге – получили двумя монетками 110 тенге сдачи. Выкатились в Щучинск, объехали городок с юга, и рванули по кривой трассе в Бурабай. Я начал звонить хозяевам квартиры, опубликовавшим объявление на "Апартаментах.Кз". Дождь, ветер и холод – остаток народа рванул из этого Бурабая, как перепуганый, поэтому свалившиеся вдруг в такую погоду им на голову новые клиенты были встречены хозяевами на "ура"!

Но поселили нас совсем не в той квартире, фотки которой они опубликовали на сайте. Нам был предложен частный одноэтажный дом на пригорке возле главного пляжа, и я представил, сколько же он должен был стоить в разгар сезона. Содрали с нас за такое жильё те же тридцать три доллара, но не с каждого, а за всех троих.

Чуть позже вышли в Бурабай – в то самое место, где несколько лет назад гремели на полпосёлка те самые "Малинки-Малинки". Зазывала дискотеки надрывался напрасно – на площади с магазинами случайно уцелел жалкий десяток одетых почти по-зимнему туристов, и ровно столько же ментов. Взяв пива и нехитрой закуси к нему, мы быстренько покрылись инеем и убрались обратно в свой домик...

Едва рассвело, как почти разъяснило, а на безвестной шмурдяк-заправке кольца между Бурабаем и Окжетпесом даже нашёлся девяносто пятый, правда по какой-то дикой цене. Поглядев немного на рябившее на сильном ветру озеро Боровое, мы рванули на Ильичёвку. Асфальт тянулся до Наурызбая, затем резко кончился. А зачем вам нормальная дорога между областями? Но грунтовой объезд остатков былого асфальта нашёлся и здесь, а по нему было даже вполне заметное автомобильное движение.

Выглянуло солнышко. Остатки былой шикарной двухпутки с Кокшетау II на Кзыл-Ту впечатляли – путь остался один и вообще без единого светофора. Когда-то там шёл большой транзитный поток, однако потом Российская Железная Дорога отказалась возить там свои грузы. Въезд на станцию Чкалово ограждал постояннозакрытый и наглухо зашитый в таком положении семафор. Проезжать такое разрешалось по телефонограммам, коих там при одном поезде в сутки вполне хватало.

Пассажирский с Астаны на Кзыл-Ту шёл графиком и, постояв чуть-чуть в Чкалово, двинул в нашу сторону. Если в былые времена оно ходило с маневрушкой, то сейчас мимо нас прокоптил аж 2ТЭ10УТ, везя три вагончика двумя включёнными секциями сразу! Приёмничек-сканер через пару минут вдруг взорвал эфир воплем возмущения локомотивной бригады: "Чкалово! Тут стоят три мужика и снимают нас на фото и видео!" И что? Когда они уже перестанут считать себя круче Лидера Нации, который ни одним своим законом нам этого не запретил?!? Впрочем от станции к нам никто так и не поехал – а там вообще было, кому ехать?

Убитая трасса, шедшая к границе с Омской областью, довела нас из Ильичёвки со станцией Чкалово до самого села Чкалово. Повернули налево, на Таинчу, проехали пару деревенек, как вдруг наша машинка решила забастовать. Указатель температуры подскочил к красной черте, пришлось повключать все печки и кондиционеры, и ехать километров тридцать от силы.

Автомеханики таинчинского СТО, пощупав все трубочки от радиатора, сказали, что, наверное, крякнул термостат. Мы объехали оба магазина автозапчастей в этом райцентре, термостата нужного размера не нашлось, но пока мы стояли у магазина, машинка вдруг резко остыла, и стрелочка вернулась на место. Мы вполне спокойно доехали до Кокшетау, нашли там магазин запчастей по Субарикам, купили нужный термостат, но стрелочка таки продолжала стоять на своём положенном месте.

Решили обедать, и я поехал по Горького, пытаясь найти тот самый корейский ресторанчик, в котором мы были два года назад с Амиркой. Нашёл! Только хлебного киоска с булочками всего по 22 тенге рядом с ним уже не было. Пообедали, причём сегодняшний борщ в "Сеуле" и вчерашний борщ в макинском кафе отличались, как небо и земля – тут было гораздо вкуснее! Не сильно отличаясь ценой!!!

Пообедали, выбрались на улицу и покатили в сторону Чаглинки – от Петропавловска уже неслось вовсю обратное "тальго". Полицейских на улицах Кокшетау вдруг стало больше, чем людей, и мы предпочли поскорее оттуда слинять. Только через пару дней случайно прочли в каких-то интернет-новостях, что этот город вскоре после нас соизволило посетить руководство страны...

Сняли скоростной поезд, шедший с обычным грузовым тепловозом из аягозского депо – эта бригада оказалась нормальная, и даже проиграла нам клаксоном на прощанье какой-то "матчиш". Проехали половину дороги до Володарского. Низкое вечернее солнце било прямо в глаза, вдобавок машинка начала снова пытаться закипеть. К восьми вечера мы кое-как зарулили в это село.

На местном СТО, уже закрывавшемся, половина механиков была уже поддавши. Шеф, правда, снизошёл до нас, и сказал, что смотреть машину так поздно уже никто не будет. Но велел только долить воды в радиатор, потому что бедная машинка дважды за день пыталась кипеть. Долили. Вошёл примерно литр воды. Ну ладно, что же делать – поехали дальше искать себе ночлег, который хотели устроить в Сарыколе. Совершенно убитая дорога от Володарского до Рузаевки. Там нашлась даже действующая АЗС с девяносто вторым бензином. Вырулили на другую трассу, чуть лучшую, но тоже убитую, и в кромешной темноте, где-то к полуночи, мы таки докатили до этого самого "урицкого" Сарыколя.

Дав пару кругов по селу, мы с трудом нашли на полутёмных пустынных улицах что-то вроде диспетчерской местного такси. Нам объяснили, что здешняя гостиница находится на втором этаже автостанции. Нашли её, кое-как достучались до дежурной, и та сказала, что места только общие, по тысяче тенге (5,5 $) за ночь, а туалет на улице. Поднялись на второй этаж, нам открыли номер – в небольшой комнате со сломанным запором окна плотно стояло семь коек с матрасами и подушками, но без какого-либо намёка на постельное бельё!..

(продолжение в следующем рассказе)