Раисе Николаевне Купавской посвящаю

Светлана Геннадьевна Бирюкова
                Посвящаю Р.Н.К.

   
               
               
Она появилась поразительно яркая, нарядная, как праздник!
Праздник жизни, в которой есть место и радости, и  горю, и удачи, и печали, и ненависти,  и любви!

Высокая и стройная, несмотря на свой уважаемый  возраст, она стремительно  вошла  в эту  комнату  с обоями неопреденного  цвета, с    запылёнными стёклами окон, которые выходят на самую оживлённую улицу уездного  города.
Присела  на краешек  стула  за  массивным  тёмным столом.
Жестом пригласила   меня  сесть напротив.

-Слушаю Вас.
- Моя  младшая  дочь трагически  погибла. Она писала стихи. Мне бы очень хотелось, чтобы Вы прочитали их  и, если сочтёте нужным, приняли их на редакционную коллегию для решения вопроса о возможности публикации её стихов в  литературно-художественном областном альманахе на следующий год. 
Я знала, что голос мой звучал  заунывно, в минорном  тоне,   и ничего с этим не могла поделать. Уже четыре года после этого трагического события.

-Дарю Вам на  светлую память   изданные посмертно  её  стихи.
 Протягиваю  через стол заранее подписанную книжечку стихов дочери. Она берёт и с интересом листает страницы. Читает вслух несколько стихотворений  наугад. Голос её звучный, уверенный, чеканит каждое слово. Я с удивлением по-иному воспринимаю знакомые мне до каждой буквы   дорогие строки стихотворений дочери.

- Да, неплохие стихи. Это поэзия. Обязательно рассмотрим  их на редакционной коллегии.
Проницательный взгляд её  голубых глаз останавливается на мне.
-А Вы тоже пишите стихи?

Я смутилась от неожиданного вопроса и растерялась.
- Были у меня,  как у многих, робкие пробы пера в юности, ни к чему хорошему  они не привели. Но  сейчас я пишу книгу воспоминаний о моей погибшей дочери. В ней будут собраны все  её стихи и прозаические миниатюры, а также  многие фотографии дочери.
- Обязательно пишите. Вам есть что сказать и рассказать. И это спасёт вас, вытащит из пучины тоски. Господь нам не велел долго убиваться и тосковать по ушедшим.

Она  поняла то, что для меня очень важно, что является  теперешним смыслом моего существования! Она поверила в меня!
Я  теперь не имею права не оправдать её  веру в меня.
Она назначила мне встречу, когда я принесу черновик - набросок моей будущей книги о дочери.

 Я пришла в назначенное время.
Глаза в глаза.  Взгляд её  словно в самое сердце  проникает и читает мои мысли. По крайней мере, у меня такое ощущение.
И я смотрю в бездонно - голубые глаза женщины напротив.
Женщины, много повидавшей,   пережившей  в своей жизни.

 Она передала  в своих литературных трудах -  прозе и стихах, многие из которых я прочла,  огромную  жажду  жизни,  свободолюбия  и любви!
Теперь  мне  хочется наверстать  то, что я ещё не успела, но что могу  ещё успеть в своей жизни!
Состоялся разговор,  почти монолог, который я слушала, затаив дыхание и, торопясь, записывала самые важные  её  советы.

Что она  мне рекомендовала?
Слушать произведения Баха, Бетховена, Чайковского – эта музыка возвышает душу и вызывает прилив  жизненной энергии и душевных  сил.
Читать! Да, читать и изучать …слова…в словарях – Даля, в  Академическом словаре, читать их, как книги – каждый день – несколько слов изучить…
Каждый день – написать  одну страничку.

А ещё – обязательно вести свой дневник.
Записывать события и мысли…
Читать труды историков. Особенно интересен и хорош  Розанов Василий.
Читать Алексея Югова – «Судьбы родного слова», его «Слово о полку Игореве». Прочесть книгу «И камни возопиют»! «Перелом» - это обязательно!
Работать со словом!
И смотреть по программе «Культура» на телевидении  В. Третьякова, его передачи!

И очень важно – прислушиваться к  разговору старых,  видавших  виды людей, особенно живущих в глубинке, в российских деревеньках.
Они знают такие интересные, забытые у нас слова и словосочетания, которые надо записывать, чтобы они не ушли из памяти народа.
Эти люди очень мудрые. Они  могут так сказать слово,  с такими яркими интонациями, что сразу поверишь сказанному . Сразу слух твой душевный прорежется. И, как у Станиславского,  веришь, и чувствуешь мудрость народную…Мощную, глубинную…

Пропустить всё это через себя…Через свою душу…
Тогда только можешь начать писать первое предложение  своего рассказа…
Сказать людям  самое важное, только  твоё  СЛОВО…