Туше

Обольстительница
(Небольшое эссе, связывающее психологию и музыку)

Туше – музыкальный термин. Способ прикосновения к музыкальному инструменту, способ извлечения звука. Может быть приятным и неприятным. Туше – демонстрация вкуса исполнителя, уровень культуры его чувственности. Туше субъективно ощущается как некая легчайшая занавесь между пальцами (рукой) и инструментом. Как бы чисто, технично и даже музыкально не сыграл исполнитель, если туше плохое, все усилия напрасны, страдает, корежится ухо слушателя. Толстой в “Крейцеровой сонате” пишет о музыкальном тоне, что сходно с туше: “ Он играл превосходно, и у него было в высшей степени то, что называется тоном”.


В общении между людьми тоже может наблюдаться то, что называется туше или тоном. Трудно объяснить, каким должно быть прикосновение к чувствам человека. Это не набор рекомендаций по конструктивным взаимоотношениям. Даже самые неприятные вещи можно сказать человеку, если скрасить или украсить их верно выбранным тоном. Психологии говорят о притормаживании реакций на стимул, умении “взять паузу” перед непосредственным выражением эмоций, во время чего происходит осмысливание ситуации, и последующая реакция ожидается быть более адекватной. О ценности “латентного периода” упоминает Андре Жид в речи на смерть Стефана Малларме: “ И вот вы входите к Малларме. Вечер. И сразу же здесь находишь, наконец, глубокое молчание: уже в дверях все уличные шумы стихали. Малларме начинал говорить своим тихим музыкальным, незабываемым голосом — увы! навеки заглохшим. Странная вещь: он думал, прежде чем начать говорить!”

В психологическом тестировании существует представление о ценности первой пришедшей в голову мысли. Откуда могла взяться эта странная идея, когда жизнь на каждом шагу доказывает, что обдуманное решение глубже, основательнее поспешного? Первая мысль хороша, если она оригинальна (от лат. originalis – первоначальный), искренне поднимается от самого сердца, не затушевывается последующими наслоениям автоматического мышления. И такова должна быть мысль человека в идеале, но на то способны одни пророки. Человеку требуется очищать слой за слоем свой ментальный палимпсест, чтобы добраться до первой, пришедшей в голову мысли.

Возвращаюсь к понятию туше. Туше – есть высокое обобщение в искусстве, опосредование между намерением и действием, тонкое бархатное полотно, покрывающая дорогой предмет, чтобы осязать его, не касаясь пальцами. Прекрасная одежда, перчатки, правила культуры поведения – формы социального туше. Культурный человек, пишет Михаил Эпштейн, не тот, кто усваивает культурный опыт, но тот, кто защищает культуру от самого себя. Элегантность — покров туше на непривлекательной внешности (Толстой, Уайльд). “Элегантность есть высшая степень действия, делающая видимой огромнейшие пласты бытия”, — пишет Жан Поль Сартр. Оценить человека как музыку, сберечь так, чтобы зазвучала только его особая нота, под силу только туше.