Первый пророк

Валера Иванов
(Рассказ по мотиву одной из глав Авесты)

Холодный вечерний ветерок огибал небольшие холмики, играючи между ними сухой травой и сорванными с небольших кустарников листьями. Темнело. В обратную сторону от красной ленты заходящего солнца шёл человек. Он шёл размеренно, будто ему некуда было спешить вовсе. Его серый силуэт в гаснущем потоке света, казался призрачным - нереальным явлением.
Обычно, ночевать в незнакомом месте, под открытым небом, довольно опасно. Могут напасть разбойники, или же дикие звери. Но этот человек, вёл себя невозмутимо так, как будто он находился у себя дома. Без доли сомнения он присел возле одного из холмиков, собрав предварительно веток для разведения костра. После чего еще долго и монотонно высекал из кремней искры. Через некоторое время, вверх белёсой струйкой потянулся дым, затем из под сухой травы и веток начали появляться первые языки пламени. Искры от влажноватых веток поднимались высоко в звёздное небо, они будто желали стать такими же светящимися точечками, как мириады созвездий вверху.
Человек раскинув покрывало задумчиво смотрел на танцующий огонь, который разгорался всё ярче и ярче. Призрачные тени, постепенно уступали место, ясно освещенным контурам камней, кустарников, холмов. Наступала кудесница ночь. Тихая и в тоже время непредсказуемая. Человека клонило в сон. Он лёг на своё покрывало, повернувшись в сторону огня. Приятная дрёма расходилась по телу. Окружающий мир засыпал.
Неожиданно от земли пошла сильная вибрация. Стук которой всё усиливался и усиливался, так что заставил приподняться человека с места. Прямо к его костру подскакали с десяток хорошо вооруженных конных воинов. Их свирепые лица могли бы вызвать панику в стане врага, не имей они даже при себе оружия, с которым обычно ходят в бой. Их топоры и молоты были закалены от множества бессмысленных кровопролитных сражений. Смерть являлась их ремеслом от рождения.
- Эй, ты! Кто ты такой и что тебе нужно на моей земле? - донеслись гневные слова из середины отряда.
- Я Заратуштра, сын Поурушаспы, из рода Спитама. - произнёс невозмутимый голос в ответ.
- Не лги мне! Ты, жалкое отродье! - возмутился вождь, выехавший из толпы на своём огромном чёрном коне. - За голову Заратуштры обещана богатая награда! За его голову дают много драгоценностей и скота! - ему так понравилось говорить об этом, что он сам не заметил, как поднял левую руку вверх и сжал её в кулак. - Заратуштра это знатный воин, а быть может и лжец, в любом случае, он не может быть таким жалким творением как ты. За голову бродяги не дают такой награды! - вождь рассмеялся, а вместе с ним и его воины. - Но, всё же это я. - невозмутимо ответил Заратуштра.
Вождь объехал его вокруг, пристально разглядывая незнакомца.
- Ахахахах!!! - свирепо рассмеялся он, выдыхая холодный ночной воздух. - И что же должен сделать, столь жалкий человечишка, чтобы против него одного возбудились все арийские земли? Я великий вождь, у меня много воинов, скота, богатств и моя слава втрое меньше твоей. Почему? Что же ты такое сделал?
Заратуштра молча созерцал окружавшую его толпу на лошадях.
- Быть может он знатный колдун и навёл на кого-то из великих порчу?! - крикнул кто-то из всадников.
- Нет. - спокойно ответил Заратуштра.
- Тогда, возможно, он выкрал и обесчестил дочь какого ни будь вождя?! - донеслось вновь из толпы.
- Нет. - пожав плечами ответил Заратуштра.
- Так что же ты такого натворил, бродяга, что твоя голова стоит больше чем все мои стада? - удивлённо переспросил вождь.
- Я ничего плохого не делал. - ответил Заратуштра.
- Тогда почему твоя смерть так щедро оплачивается? - раздражённо переспросил вождь и положил левую руку на рукоять своего двуручного топора.
- Я виноват только лишь в том, что открываю людям истину о них самих. - произнес пророк.
- Какую ещё истину? - переспросил вождь, проехав на лошади перед Заратуштрой.
- Истину о воле единственного Бога, не кем несотворённого, существовавшего от начал времён.
- Уймись, бродяга, все здесь знают, что богов много! - разозлился вождь. - И нашим богам нужна не какая-то истина, им нужны наши подношения и вера в них. Да? - переспросил он у своих воинов. - Да, да! - донеслось дружное одобрение в ответ. - Больше подношений великим богам, больше силы у моих лошадей, крепче мои дети и здоровее мои стада.
- Это не так. - ответил Заратуштра.
- А как, бродяга? - ещё сильнее разозлился вождь.
- Есть только один Бог, имя которому Ахура Мазда и шесть бессмертных святых созданных им по своему образу. Они поддерживают добрый порядок вещей в мире.
- Что ты такое говоришь? - возмутился вождь. - Ты хочешь сказать, что твоя голова, стоит столько, потому что ты веришь в одного Ахура Мазду? - он рассмеялся.
- Я не верю в него, о великий вождь, я его вижу и слышу повсюду. - ответил Заратуштра. - Он мне говорит, что делать.
- Да, ты что! А если я сейчас тебя изрублю, а затем отдам твою голову тем, кто за тобой гоняется. Что тогда скажет тебе Ахура Мазда?
- Ничего. - спокойно ответил Заратуштра. - Ты этого не сделаешь.
- Это ещё почему? - удивился вождь.
- Ты справедливый человек, Биридашва. - ответил Заратуштра.
- Откуда ты знаешь, моё имя, бродяга? - удивился вождь.
- Мне об этом сказал Ахура Мазда. Ты тот человек, который владеет большой лошадью. Я знал это. И вот мы встретились.
Вождь нахмурился. - Признайся ты колдун или ты услышал моё имя, когда шёл через мою землю!
- Нет, о великий вождь, это правда. Зачем мне тебе лгать?
Вождь удивлённо посмотрел на своих воинов. Хорошо, если тебе помогает твой Бог, сотвори нам чудо.
- Да будет так! - ответил Заратуштра. - Но тогда спешьтесь со своих коней, а то вы не увидите его.
Воины спешились и подошли к Заратуштре. Я вам покажу то, что изменит ваше будущее, чтобы вы не думали, что Ахура Мазда лжец.
Заратуштра вознес свои руки к небу, так что свет от догорающего костра уже не освещал их. Он громко, проницательно и эмоционально запел гимн в честь Ахуры Мазды. Слова сливались в единый духовный поток, так что невозможно было оторваться от них. Сипитама Заратуштра призывал Ахура Мазду. Люди окружавшие Заратуштру замерли в оцепенении, потому что звонкий голос с небес ответил пророку. И как только глас затих. Вновь отчетливо послышался ветер, блуждающий между холмами и треск саранчи, где-то вдали.
- Как наилучший Господь. - ещё несколько раз повторил Заратуштра.
Воины стояли в полном недоумении. Такого им никогда в жизни не приходилось видеть. Они ещё долго молчали, глядя в звёздное небо. Всматриваясь, куда-то вглубь, пытаясь различить то место, откуда они услышали голос.
Первым, как и подобало вождю, заговорил Биридашва.
- Во истину твой Бог велик. - произнес он. - Но наши боги, возможно, могли бы посостязаться с ним.
- Вы поклоняетесь не богам, вы поклоняетесь демонам, исчадьям Анхру Манью. Посуди сам, о мудрый вождь. Твои боги хотят от тебя лжи, крови, погибели всех их врагов, они требуют пагубы. Разве этого может хотеть Творец всего сущего в этом мире?
- Но этот мир несправедлив и жесток, почему же твой Бог не сделает его таким, как он хочет? - удивился вождь. Он неторопливо присел на камень возле костра. - Принеси ещё хвороста. - скомандовал он одному из воинов.
- Не всё так просто, о Биридашва. Сначала Ахура Мазда создал все свободным от телесных оболочек, неосязаемым - духовным. Затем он придал всему осязаемый вид. Бытие нашего мира получилось лучше, чем предшествующее духовное, потому что совершенные творения Ахура Мазды получили в нем благо в форме чего-то цельного и ощутимого. - пророк взял горсть песка и начал медленно ссыпать её с руки вниз, так что получилась небольшая струйка, он продолжал делать так на протяжении всего рассказа. - Так Ахура Мазда сотворил основы всего, что было, есть и будет. И когда творение стало полностью плотским и осязаемым, началось сражение со злом, потому что, в отличие от духовного бытия, это творение оказалось уязвимым для сил зла. На него сразу же набросился Злой Дух Анхра Маинйу и его демоны. Он проник в мир и убил первого человека. Творение было осквернено.
- И что же было дальше? - поинтересовался Биридашва.
- Дальше? - пророк улыбнулся. - Дальше бессмертные святые и сам Ахура Мазда, вмешались в злодейства Ангха Манйу, обратив его злые дела на пользу этого мира, на сколько это было возможно. И к этому должны стремиться все благие творения, дабы, как и бессмертные святые, обратить зло Анхра Манйу против него. Чтобы восторжествовал добрый изначальный порядок вещей.
- Но почему же твой Бог сам не придёт и не накажет демонов? У меня вот много слуг и невольников. И если кто провинится или сделает, что плохое против меня и моего дома, я прихожу и наказываю его. Могу даже убить! - с гордостью произнес Биридашва. - Хороший вождь, всегда знает, что происходит вокруг.
- А ты бы убил своего старшего сына, если бы тот заболел? - спросил Заратуштра.
- Нет! - возмутился Биридашва.
В этот момент воин принес некоторое количество веток и бросил их в костер. Огонь разгорелся ярче.
- Вот. И Ахура Мазда будучи добрым и благим по своей природе, не может убить то, что он породил. Даже если его творение больно.
- Мне кажется, я понимаю о чём ты говоришь, бродяга. - утвердительно ответил вождь. - Но скажи мне, святой человек, если у веревки есть начало, то где-то и будет её конец. Когда наступит конец царства зла в этом мире? И что будет с нами?
- Главное бедствие этого мира, о мудрый вождь, это смерть. И ты это знаешь. Но как я тебе рассказывал, бессмертные святые и Ахура Мазда злые дела Анхра Манйу обратили против него. Ведь Господь не может выносить страданий своих благих творений! Ему тоже больно не меньше чем нам.
- И что Бог сделал, чтобы нам стало лучше? - переспросил Биридашва.
- Он создал в духовном мире два места. Они называются рай и ад. Люди, которые идут против доброго порядка заложенного Ахура Маздой, которые служат ложным - злым богам, убивают, насилуют, лгут, воруют, блудят, унижают больных и нищих, не помогают нуждающимся или помогают, но с глубоким сожалением, которые всей своей жизнью служили Анхра Манйу и его демонам, отправятся к нему же. Он их отец. Место, где они будут жить, называется адом. Там они будут пожинать тот урожай, который посадили здесь. Хорошие же люди, которые всю жизнь старались бороться со злом и несправедливостью, после суда попадут в рай.
- Но подожди! - возмутился вождь. Если они будут в аду, а другие в раю. Как от этого изменится наш мир? Жизнь от этого проще не станет.
- Это не всё. Дослушай, о мудрый вождь. А ты мудр, коль остановился, чтобы выслушать слова истины. - спокойно промолвил Заратуштра. После того, как рай и ад будут наполнены, а силы зла в нашем мире повержены, разверзнется огненная река, широкая и бесконечная. И все обитатели и рая, и ада, и нашего мира должны будут пройти через неё, чтобы попасть на другой берег. Все добрые люди, пройдут сквозь неё, как через парное молоко. А злые, сгорят в ней уже на веки вечные. И уже не будет зла в этом мире. И тогда все те люди, которые не берегли своей жизни, ради добрых дел, все те, кто был убит и замучен за благую веру, все обиженные, униженные, все те кто обращался к доброму и праведному в своей жизни, все они выйдут на берег и там их встретят шесть бессмертных святых и сам Ахура Мазда. Он даст всем им испить белой хаомы, чтобы они стали, как Господь и бессмертные святые, одним единым целым. И все эти люди будут вместе, повсеместно будет, как весной в саду, в котором всевозможные деревья и цветы и это все будет творением Ахура Мазды. Зло будет изгнано навсегда отсюда и замысел Бога будет воплощён в жизнь. Этот мир будет вновь лучшим из двух миров.
Вождь немного приуныл и задумался. Его воины нахмурив лица смотрели на огонь. Наступила пауза.
- Заратуштра, - впервые обратился по имени к пророку вождь. - Я сделал много страшных вещей в этой жизни. Я поклонялся злым демонам, о которых ты говорил, я совершал со своими людьми набеги на соседние племена. Я убивал и насиловал. Мы попадём в ад? - переспросил он несколько раз.
- Нет, если ты постараешься исправить, то зло, которое ты причинил благим творениям Ахура Мазды. Ведь ты не знал ничего о добре, вот и разрушал всё доброе. Ты думал, что этого хотят твои боги, но это были не боги, это были демоны, которые тебя и твоих людей вели путём погибели.
- Так, что же мне делать? - спросил Биридашва.
- Не в мыслях не позволяй Анхра Манйу овладеть тобой, не в словах, не в делах твоих. Сосредоточь всю свою жизнь на благой мысли, благом слове, благом деле. И даю тебе своё слово, друг, что ты не увидишь ужасов ада.
- И всё? - удивился вождь. Его люди переглянулись между собой. Слишком удивительным казалось им это новое учение.
- И всё. - утвердительно кивнул головой Заратуштра. - Можете скакать дальше, добрые воины, а я всё же заночую здесь.
- Ты откажешься от моего гостеприимства? - вознегодовал вождь.
- Ну, вот ты вновь за старое? А где же благие мысли? - спросил Заратуштра.
- Во истину, это не так просто! - задумчиво ответил вождь.
- Истина высшее благо. - улыбнувшись ответил пророк. - Скачите с миром и расскажите миру о единственном Боге Ахура Мазде, дабы порождения Анхра Манью исчезли как можно раньше!
- Благодарю тебя, о святой человек, за мудрое наставление! Но ведь если тебе ничего не нужно, что я могу тебе предложить? Только свою дружбу! Знай, что мой топор, будет всегда на твоей стороне. Храни тебя Бог!
Биридашва и его люди оседлали коней. И с криками понеслись по ночной мгле.
Заратушта поднял к небу глаза. Там высоко в звёздной дали, появилась молодая Луна, маленький серп которой был похож на приоткрытое око Бога. Пророк глубоко вдохнул. Его лёгкие наполнились чистым ночным воздухом, по которому разносился аромат цветов. Ещё один день был прожит с пользой, и ещё одна душа была отвращена от зла.