Февральские этюды -2

Валерий Иванович Лебедев
Кожа повседневности/2

В шесть минут солнечного февральского дня...
Юрий Гейко

И снова мадам Жину, не бросать же ее на произвол судьбы.
Вернее, "два взгляда", брошенных разными художниками, независимо друг от друга. Первый, тот, что справа. Она за столиком, рядом бутылка абсента, чуть далее стакан. Я говорил: правая рука под столом. Нет, конечно, на столе, но скрыта бутылкой и стаканом. Такая массивная рука спрятана, зачем?.. Она не пьет, она улыбается. В улыбке нет загадки. А вторая женщина? Она перед раскрытой книгой, но не читает. Я говорил: бухучет. Нет, конечно. Зачиталась, ушла в иной мир, вот тут-то ее и увидел художник. Как читательница? не слишком юная, чтобы грезить. Но все же, почему бы ей не забыться, не сбыться, хотя бы мысленно, только художнику это под силу, пусть забудется!
Одна – раскрытая загадка, время нарушать традицию? Создавать иную.
Пусть побудет загвоздкой для последующего мироздания. И то верно, с ее появлением мироздание начало меняться. Если это так, кому ей оставить свою  столь ясную всем хитрость, так, хитринка. Другая – читательница, вспоминающая свою юность. Прекрасное место, там обе они сливаются, становятся одной. А там? Закат, заходящее солнце, человеческая фигурка, юная читательница с книгой в руках. Возле ее ног – вода, не превратить ли эту воду – в вино. Требуется сущий пустяк, превратить книгу, лежащую перед мадам Жину-2, в Священное Писание. Мадам Жину-1 улыбается, это не ее проблема, перед ней бутылка абсента, она прошла сквозь "игольное ушко", как того требует старинная легенда.

1.
Как всегда, меня сопровождает Александр Гаврилович (АГ), стараюсь не отставать.
Сегодня у него несколько свободных часов. Сопровождает и предостерегает, требуется не часто, но случается. Он – любитель контактов, способен общаться с любой старушкой в любой деревне. Я, напротив, стараюсь избегать любых контактов, бывает, резко, излишне резко. Даже с соседями по лестничной клетке. Не странно ли, несколько человек, ведь сейчас семьи малочисленны, оказались в одной клетке. Чем хороша такая клетка, можно проживать годами, и не знать, не узнать своих соседей. Не то, что имена, даже лиц не знать. Сакраментальные слова, "мы вас не знали", не узнали, не старались узнать. А зачем? В самом деле, зачем общаться с соседями. У них свои дела, у нас совсем другие дела. Вы правы, поставьте стальную дверь, поставили? АГ смеется, дистанция создана, наконец-то. В таком случае, не смотаться ли нам на Камчатку, не поглазеть ли на медведей. Люди и медведи, кто из них, дальше друг от друга. Для сравнения, кто дальше друг от друга, начальник или подчиненный. Не ломайте голову, кто может увеличивать дистанцию, тот и будет дальше. Если вы подчиненный, сможете ли вы добраться до начальника. Напротив, ваш начальник до вас, прочувствовали! тот же вопрос, кто дальше, друг от друга, люди или медведи? Как любили говорить в недавнее время, вопросов нет.

Здравствуйте, госпожа Майя, она молчит, не понимает.
Нужно ли ей, этой женщине, обычной женщине из каменного века, понимать меня. Не метафора, она действительно живет в том дальнем времени. Если перед лицом времени мы равны? Если с точки зрения времени, мы равны, то есть, одинаково временны? Тогда наши личные, одинаково конечные времена столь же одинаково далеки друг от друга.
Я – далек от нее, она – далека от меня.
Мы одинаково далеки, во времени, но можем сблизиться в пространстве, кто из нас ближе?
«В самом сердце джунглей Бразилии несколько индейских племен все еще живут в каменном веке» (Раффаэле, с.93). Есть такой век на современной Земле, а значит, есть и дистанция, между каменным веком и веком НТР. Можно ли измерить такую дистанцию? находятся отдельные головы, пытаются преодолеть разрыв. Им возражают другие отдельные головы, они пытаются сохранить эту дистанцию. И то верно, если кто-то хочет быть жителем каменного века, нужно ли ему мешать. Я поворачиваю голову направо, та же женщина, на самом деле там еще три женщины, всего четыре. Их могло быть только две. Или, напротив, целых восемь. Насчет восьми я погорячился, в этом клане всего пять женщин. Пришли четверо, не считая троих малышей, куда денешься, детские сады еще не изобретены, нет потребности?..
А нужен ли там сад детей, по общему правилу, эти сады нужны взрослым.
Я вспоминаю, в человеке все должно быть крупно.
Опять передний план, женщина. В этой женщине все крупно. Большая голова, лоб под стать голове. Большие плечи. Огромный живот. Что здесь необычного, таких женщин полно и на наших улицах. Жить в хижинах, или жить в каменных домах, кто-то будет толстым, кто-то худым. Но обязательно найдется самый сильный, именно его будут представлять. Так оно и случается, работник Департамента показывает «самого сильного воина» (Там же, с.96). Далее стандартное описание, вернее, стандартная процедура, не требующая оригинального описания. Грозные глаза, сверкают. Лицо свирепое, устрашает. Какое-то рутинное сочетание, грозные глаза на свирепом лице, знак предупреждения? А для чего нужен самый сильный воин. Если его представляют, то и он представляет, если не самого себя, то высшую инстанцию.
Неужели вы всерьез полагаете, для руководства.
Еще одно предубеждение.
Но ведь роль вождя есть, она не может оставаться вакантной. АГ откровенно усмехается, требуются совсем другие качества. Вот их носитель ; женщина, Майя, ей за сорок, она возглавляет клан. Что ж, надо набраться терпения. Еще одна стандартная процедура. У нее лицо «почтенной женщины», чего не скажешь о голосе. Но главное, разумеется, ее взгляд. Никакой хитрости, только твердость, открытый твердый взгляд. Это значит, "несгибаемый характер". Зачем главе клана, в котором всего 20 человек, включая девять детей, несгибаемый характер. Разве эти люди не могут прийти к согласию, о чем им спорить, чего им делить, перед лицом неизменно равнодушной Природы.

Люди каменного века должны стоять, друг перед другом? Друг за друга, обычная иллюзия.
Понятно, Майя «принимает все решения», женщина, принимающая решения. Только не подумайте, что это женские решения. Там же есть мужчины, неужели кто-нибудь из них, хоть раз в жизни не принимал решения. Так для чего нужен самый сильный воин? Для предубеждения, чуть грубее, для косности. Сила позволяет человеку коснеть, в привычках, во вкусах, в противном случае, первой потребностью была бы? В самом деле, АГ, как вы думаете, какая  потребность была бы первой. А есть ли она, первая потребность?.. АГ настроен, поспорить, может их целый букет, этих первых потребностей. В иерархии есть только одна такая потребность.

2.
Женщина из каменного века, понятно, одежда ей не нужна, еще одно лишнее изобретение.
А если одежда не требуется, нет и модных увлечений? Она сидит, на каком-то чурбачке. Задумалась, АГ возражает, скорее насторожилась. Чуть склонила голову, точно так же склоняем голову и мы. Да, голова на левую сторону, под головой рука, подпирает? Рука-то не ее! Что меняется. Пусть это рука ребенка, голова склонена, к руке. И мы поступаем так же. Голова – Рука. Рука –; к голове. Голова –; на руку, часть мышц расслабилась. Можно заняться делом, скажем, уйти в настороженность. Или, напротив, в беспечность. Если настороженность, значит, сосредоточенность. Возможно, глава клана – чемпион по части концентрации. Не здесь ли дистанция, мы гораздо чаще позволяем себе беспечность, можем позволить. Даже специальные места завели для этого. Например, кафе. Пришел, заказал, и можешь трепаться, совершенно беспечно, хоть до утра. Впрочем, кафе закрывается гораздо раньше, кусочек внимания всегда сохраняется. Если не в наших головах, то в головах бдительных администраторов.
Получается?

Концентрация невозможна без расслабления.
Нужны два полюса. Вот здесь концентрация, взгляд к доске, буквально прикован. На другом полюсе, расслабленность, полная забывчивость, отвлекаться нельзя. Хотя никто не запрещает отвлечь соперника, чем? Чем угодно, можно, например, включая часы, уронить его фигуру, шахматную. Конечно, совершенно случайно, так вот спешил передать время, поскорее, и зацепился. Пока соперник будет ставить фигурку на место, пройдет несколько мгновений. АГ недоверчиво щурится, ради несколько мгновений, идти на такую хитрость = ухищрения. А если цейтнот, мгновение на счету.
Отвлекся, поставил, снова сосредоточился, глядишь, что-то упустил.
Да! АГ откровенно смеется. Один такой игрок так увлекся планом победы, что даже не заметил, как ему поставили мат. Тут уже я начинаю возмущаться. Не заметил? АГ, явный перебор! Ну, бывает, с нашим братом. Но ведь тот, кто ставит мат, сопровождает свой победный ход сакраментальным словом. Уж, кому-кому, а вам-то известно. Понимаете, деликатный попался игрок, кстати, гроссмейстер. Сделал победный ход, пусть противник сам глянет, сам убедится. И признает свое поражение. Но тот, увлеченный образом, так был настроен на победу, что ничего другое просто не видел. Глядел на доску, в разгар партии ему ставят мат, а он видит только свою победу. Я продолжаю упираться, ну, видел, что это изменяет? АГ соглашается, кстати, бывает нечасто, ничего не изменилось. Именно в этой шахматной партии, состоявшейся в обычном вагонном купе. Просто этот грубиян довел игру до победы. До своей победы, как намечал, как видел. Что позволяет концентрация? Сделаем попытку обобщения: не видеть победы противника. Нет такой победы, она невозможна. Остается моя победа. Просто потому, что для другой победы нет места, в этом мире, в этом славно устроенном мире.

У каждого своя жизнь, два игрока вошли в один вагон, началась совсем иная жизнь, общая жизнь. Эта общая жизнь – игра. Вышли, вернулась прежняя жизнь, вернее, две разных жизни. Оказалось, гроссмейстеру пришлось на время забыть прежнюю свою жизнь, все свои победы. Стал ли он беднее. Или он настолько состоятелен, что может позволить себе, несколько часов бедности, если он нищает, другой?
Что касается грубияна,
он так и продолжал свою обычную жизнь. Игра? Была ли она.
Такие люди не играют, они побеждают. Грубиян мог бы заметить, если бы был способен к рефлексии, общество не может обходиться без "самых сильных", воинов или спортсменов, любое общество. В клане, из 20-ти человек, таким самым сильным будет лишь один, позволить большее клан не может. Другое дело мы, жертвы пройденной дистанции. Мы вынуждены позволять роскошь, неслыханную прежде роскошь, плодить и плодить самых сильных представителей. Даже из числа самых слабых особей. Для этого и заводятся все новые и новые поля сражений. Чемпион мира по шахматам, сильнейший среди шахматистов. И последний среди штангистов. Не страшно, чемпион мира по тяжелой атлетике будет последним среди шахматистов. Штангист – шахматист, кто дальше друг от друга. Вот и в этом вагоне, встретились два штангиста, но не два шахматиста.

Я пытаюсь перевести в шутку, сами придумали, знатный экспромт.
АГ шутливо приподнимает брови, мол, обижаешь, брат. Сию историю поведал известный писатель, в подтверждение следует фамилия. Да, ведь ему!.. Это сейчас он патриарх, а тогда-то, был совсем молодой , можно сказать начинающий. Верно, ему было не слишком много лет, хочу сказать, он еще не был отягощен возрастом. Но и тогда он был уже известен, по крайней мере, читателям «Юности».

3.
Я возвращаюсь к женщине из каменного века, за ней клан, в сущности, крохотная группа людей.
Они на своей земле. Если бы даже захотели, им некуда уйти. Единственное, что они могут сделать, это заметить чужого на их земле. Сразу, едва тот ступит на их землю. Заметить, и принять меры. Так и было, работник Департамента рассказывает, его друга убили. Неожиданно напали, убили. Потом он долго пытался понять, почему? Настойчивые расспросы не помогали, аборигены просто уходили от ответа, он продолжал расспрашивать. Наконец, терпение вознаграждено, ответ был коротким, ибо на длинные разговоры индейцы не способны, «Тогда мы вас не знали» (Там же, с.97). Достаточно не знать. Простейшая идеология, АГ опять морщится, но теперь упираюсь я, как всякая идеология она позволяет разделаться с чужаком. Без угрызений совести, а что это такое?
Не знали! мог бы добавить, мы вас не звали.
Но как раз этого индеец добавить и не может. А как же правосудие.
Закон преступили, преступники известны, пусть свершится суд. Эти индейцы еще не дошли до права, до того формального права, которое мы ставим себе в заслугу, гордимся. Иногда так приятно остановиться. Вот эти индейцы, точнее их предки, однажды остановились. Мы – Они, с тех пор дистанция только росла. Мы кое-чего достигли. Но и они могут похвастаться, скажем, мы не знали эксплуатации. Нужно ли им знать, узнавать этот феномен, нужно ли им помогать в деле познания подобных феноменов. Чем мы им можем помочь? А кто это мы. Разве мы не своей земле, ведь эта планета принадлежит нам. По праву высшего мы уверены, планета, вся! принадлежит нам. Возможно, есть единственное решение. Мы можем их просто не заметить. Такое простое решение, просто не заметить. Не увидеть, не видим же мы города, которые строят микроорганизмы, строят, защищаются, выручают друг друга. Но мы же стремимся увидеть их города, более того, пытаемся разрушить эти невидимые города. АГ чуть кивает, да, мы очень стараемся, надеюсь, это у нас не получится. И то верно, зачем разрушать города, которые никто еще не видел.
Способ войти в историю. Есть другой способ, несколько проще.
Да ну? АГ заинтересованно ждет, не доводить дело до возникновения городов. Просто обойтись без городов. Именно так и поступили племена, оставшиеся в каменном веке. Просто не захотели идти дальше. Ну, это еще вопрос, большой, не захотели или не смогли! Это возражение? АГ видимо, надоело морщиться, помилуйте, какое еще такое возражение. На ваш взгляд, не захотели. На мой, не смогли. Но как доказать? можно ли быть правым в этом бесконечном споре.

Если бы выбор был за мной?
Я бы предпочел сохранить дистанцию, или даже увеличить ее. Еще бы лучше, не вступать в контакт, вовсе! В идеале, разойтись по разным материкам. К сожалению, количество материков ограничено. На этом ограниченном поле, кому-то надо остановиться, кто раньше? Неизвестно. Приходится признаваться, хотя бы самим себе, время от времени, отдельные части человечества должны останавливаться. Чтобы другие части этого же человечества могли сделать рывок в неизвестное будущее. Чтобы иметь будущее, нужно сохранить прошлое. АГ добавляет, банальность № 1. Давайте делиться. Вот вы – соискатели будущего, мы – носители прошлого. Обе стратегии будущего, не странно ли, в обоих случаях речь идет о будущем! предполагают превращение конечных существ в бесконечных носителей, чей груз тяжелее? АГ предлагает несколько иной подход, кому интереснее. Моя очередь добавлять, что я и делаю: банальность № 2. Рывок – ради завоевания дистанции, понятно, если есть конкуренты. Но если таковых нет, если на дистанции один спортсмен, зачем ему делать рывок? Чтобы создать себе конкурента. Очень многие вынуждены разорять конкурентов.
И очень немногие могут позволить себе роскошь – создавать конкурентов.

Вместо заключения
Понятно, это гипотеза, но не бессмыслица.
С чего бы это владелице кафе позировать перед двумя художниками, делать вид, что заглядывает в священную книгу. Другое дело? Выделиться из мироздания, если я = часть этого мироздания!.. то все же особая часть, может быть мне оказана особая честь. Быть автономной, говоря современным языком. И что же в этой автономии? Дерево, вода, горы на горизонте . И все это под белым небом. Под горячим небом, охваченным пожаром.
АГ останавливает меня, это невозможно.
Глава клана, Майя, не может быть помещена в этот библейский пейзаж, в этот контекст. Да почему? Ее "властная натура" не согласится принять, не сможет принять автономию. Есть клан, есть вождь, далее, за пределами ее решений, могут быть только враги. Именно поэтому она, как никто, есть часть этого древнего мироздания. Вода, дерево (древо?), небо. И на далеком горизонте горы, куда она однажды уйдет.
Захочет уйти, рано или поздно, в этом мы все одинаковы, все люди, всех времен.

Различия? кто нас услышит, хотя бы увидит.
Горстка робких учеников, ведь на самом деле они были горсткой, которая тут же стала рассыпаться. Один к дереву. Второй – к воде. Третий – в горы. А кто же к Небу? И я соглашаюсь, нет ничего сильнее простых душ. Может быть, это самое страшное, что изобрела Природа. Неужели человек –; безрассудство Природы. Я пожимаю плечами, бесформенность. А далее начинай творчество, если сможешь. Превращай свою бесформенность –; в жесткость формы, приятно ощутить свою твердость. Если Природа допустила безрассудство, почему бы человеку не продолжить, не продолжиться. Да еще превзойти Природу, шагнуть через ступеньку, сразу раствориться? Простая душа ищет Небо, а ей показывается Луна. Это значит, Небо играет? Кажется, невероятным, играющее Небо, неужели возможно! тогда, женщина из каменного века его лишена. Напротив, когда игроки сидели в тесном купе, над ними плескалась игра бездонного Неба.
 Есть такая "игра в игре", неизвестная в каменном веке.
Литература:
1. Гейко Ю. Дожить до весны // Комсомольская правда, 1992, № 85, 09.05.
2. Раффаэле П. Последний рубеж корубо // Ридерз дайджест, 2004, № 4, апрель.