Аналитика в дыму

Алекс Гуль
Аналитика в дыму.

Я не являюсь курильщиком, тем более заядлым, хотя и могу под настроение выкурить сигаретку или лучше сигарку. В тоже время я не являюсь ни борцом с курением, хотя согласен с тем, что курение наносит вред здоровью, ни тем более воинствующим сторонником борьбы за «свободу» курильщиков…

Меня, как и во многих других членов общества и социума, мучает банальный и простой вопрос ПОЧЕМУ?...

Итак, начнем задавать вопросы и стараться ответить на них:

1. ПОЧЕМУ? началась борьба с курением, нет, не только в России (тут увы мы далеко не пионеры вопроса, а где-то в серединке), а вообще, в принципе как таковом?

Долго чесав в затылке и не понимая по началу, в чем подвох, стал рыться в анализе динамик подвижек в борьбе с курением в других странах, нашел данные по ряду Европейских стран, США, Австралии, ЮАР, России за разное время, т.к. все начинали борьбу не в одночасье.
И тут меня несколько поразила схожесть данных по динамике снижения численности курильщиков за первое десятилетие борьбы, которая, как правило, везде начинается с роста стоимости табачных изделий. Так вот за первые 10 лет борьбы снижение числа курильщиков в среднем составляет около 1/3 (одной трети), варьируясь в пределах 32-34% падения за 10 лет, польза вроде на лицо и заметная. При этом рост стоимости табачной продукции за указанные отрезки борьбы составлял 2-3 раза, от изначального. И тут возник второй вопрос напомнивший истоки римского права – «Кому это выгодно?»…

2. КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

На поверхности сразу видно несколько бенефициаров: Государство – получает увеличение налоговых и акцизных отчислений, тут вроде все понятно, т.к. удорожание в основном идет за счет роста акцизов, в мелочи остальных вопросов налогового режима не вдаемся; Табачные Компании, которые теряя долю рынка на треть имеет рост стоимости продукции в 2-3 раза (хоть и не в чистом виде, но в размере большем, чем потери от снижения спроса); Страховые Компании от медицины, которые в перспективе могут меньше тратиться на лечение; Адвокатским сообществам, т.к. на вопросе этой шумихи, можно стараться отсуживать деньги у табачников, получая при этом супер-доходы от своих услуг, а это 70-80% от выигранных сумм; Молодому поколению - все-таки становится меньше стимулов для приобщения к курильщикам, что несомненно плюс. Далее опять возникает вопрос…

3. ЗАЧЕМ? это надо?

Тут с налету сразу и не поймешь, можно конечно заливать как реклама про здоровье нации, чистый воздух и т.д. и т.п., но в мире где правит капитал эти аргументы всегда используются только для наживы и не более того. А суть вопроса довольно-таки проста. Любой рынок имеет точку насыщения, т.е. нельзя продать любого товара больше чем потребитель может приобрести и вот тут и кроется ключ к этому вопросу. Емкость табачного рынка в среднем по миру тоже одинакова и составляет в среднем по странам около 50% населения, варьируясь естественно от региона, менталитета, истории и т.д., но в рамках 30-70%. Поэтому условно говоря когда число курящих в стране достигает 50% дальше роста потребления уже не будет, т.к. рынок насыщен и достиг предела потребления. Тут и становится ясным почему борьба с курением в разных странах начиналась в разное время, просто они в разное время приходили к точке насыщения и больше никаких чудес.
И в этом вопросе сразу возникает еще один в его контексте НУ И ЧТО?

4. НУ И ЧТО? 

А то что, при насыщении рынка, увы, нет насыщения производителя, ему же надо и дальше наращивать прибыль и захватывать новые рынки. И вот тут борьба с курением становится весьма кстати. Те кто курил тот курить и будет и пусть будет меньше неофитов, но формальное падение спроса с лихвой покрывается резким ростом цен на продукцию. Государству и политикам эта борьба тоже очень кстати, помимо роста бюджета (который потом можно попилить), на данном вопросе можно очень хорошо попиариться, особенно перед выборами.

Общий вывод после столь долгого описания, можно кратко сделать следующий:
Причиной начала борьбы с курением является достижение точки насыщения потребления табачного рынка, является цель увеличения роста доходов производителя табачной продукции, с задачей аккумулирования финансовых ресурсов для последующей экспансии на новые рынки не достигшие своего насыщения и сохранения финансовой стабильности интересов отрасли в уже захваченном и насыщенном регионе, при условии поддержки государством, имеющим с этого вопроса дополнительную акцизно-налоговую ренту.

Увы, это основа вопроса, все остальные пляски и сопли политиков про здоровье нации и заботу о молодом поколении это их дополнительных бонус в пиар-акциях, т.к. увы как бы они не лезли вон из кожи, завязывая сигареты узлом, к ним один вопрос - Где они все были раньше? когда рынок был еще далек от насыщения? когда табачные заводы запада (в основном США) строились у нас пачками и блоками, а стоимость курева была на порядок ниже, чем на их родине?



P.S.
Краткий анализ развития вопроса в нашей стране.
После развала СССР помимо прочих прелестей для победителей «холодной» войны, для них открылся также и огромный табачный рынок, который в прежние времена был довольно хорошо защищен от западных табачных корпораций и к тому же имел достаточный на пару десятков лет потенциал развития. Тут конечно для развития потенциала были свои особенности, т.к. уровень потребления курева среди мужского населения бывшего Союза и так был довольно близок к точке насыщения и тут можно было добиться лишь небольших результатов, в основном за счет снижения цены, увеличения доступности и рекламы (с алкоголем тоже наращивали потребление за счет резкого увеличения его доступности и демпинга цен, вспомним спирт «Рояль»…, но это совсем другая тема и цели там были несколько иные, поэтому об этом надо говорить отдельно).
Но огромный потенциал этого рынка крылся, как и обычно дьявол, в деталях, на территориях бывшего Союза эти детали заключались в большом количестве не курящих женщин и вот тут потенциал был действительно огромен и основной рост потребления шел как раз за счет приобщения к курению прекраснейшей половины населяющей осколки советской империи. Увы, но за последние 20-25 лет численность курящих женщин выросла значительно и тоже подошла к порогу насыщения. Т.к. данному рынку в России расти было уже некуда срочно понадобились меры по его финансовому наполнению за счет борьбы с курением.

Следующими целями табачной индустрии являются огромные азиатские рынки Китая, Индии, Турции, Вьетнама и т.д., в исламских странах проводить насыщение куда сложнее за счет более ортодоксального отношения религии к данному вопросу…

Описано по личному мнению без лишних подробностей, так сказать основа для размышления…