Ирина Леонидовна и проводы на пенсию

Валерия Андреева
Начало рассказов об Ирине Леонидовне:

http://www.proza.ru/2014/04/24/7

****************************************************

В нашем отделе работала пожилая (как мне тогда казалось) женщина. Есть такой тип людей, которые долгое время остаются «в одной поре». Маленькая, худенькая, юркая «старушка», невзрачной внешности, с короткими неопрятными волосами, всегда  одинаково одетая – все ее бесформенные юбки, блузки и шерстяные кофты были неопределенно серо-коричнево-синего цвета. Весной и осенью ее одежда дополнялась растянувшимся беретиком, стоптанными мокасинами и пальтишком в клеточку. Похоже, ее внешность и гардероб с 40 до 60 лет не менялась. Когда я узнала, что она ухаживает за своими престарелыми родителями, которые почти не встают с постели, я прониклась к ней сочувствием и уважением. Однако, в работе это был совершенно бесполезный и даже вредный сотрудник. У нее была удивительная способность испортить все, к чему она прикасалась – перепутать папки, переставить местами нужные цифры, забыть о важном звонке, потерять документы. Ее терпели только из жалости, за подобные провинности других лишали премии и «песочили» на собраниях, а на нее давно махнули рукой.

И вот наконец-то пришел долгожданный день – ее юбилей, 55 лет! Всем было ясно, что работать ее не оставят и с удовлетворением отправят на пенсию, этого дня ждали, как избавления от постоянного источника ошибок и неприятностей, с ними связанных. Немного грустно было от того, что на пенсию уходит тихая и безобидная Антонина Петровна, «неспетая песня моя», а не буйная и неукротимая Ирина Леонидовна. Надо сказать, что Ирина Леонидовна занимала такую же должность, была на 15 лет моложе, но считала своим долгом опекать Антонину Петровну, это заключалось в том, что она отчитывала ее за ошибки, а перед начальством яростно защищала.

Итак, Ирине Леонидовне вдруг пришла в голову идея пышно проводить коллегу на пенсию. Со зверски-строгим выражением лица и присущей ей неуемной энергией она взялась за организацию этого волнующего мероприятия:
- Девочки! Вы понимаете, как это для нее важно, отпраздновать такой трогательный день! А где ей взять средства? Ее семья живет с копейки! У нее, кроме двух немощных стариков, еще два сына!

Ирина Леонидовна организовала горячие обсуждения, что лучше:
1. Купить ей ценный подарок в расчете на праздничное угощение с ее стороны.
2. Собрать деньги и самим накрыть в ее честь праздничный стол.
3. Подарить ей букет цветов и через неделю забыть о пенсионерке, отдавшей молодость, здоровье и лучшие годы своей жизни предприятию.
Очевидно, дебаты проводились в отсутствие виновницы торжества. Третий вариант Ирина Леонидовна выдвинула для того, чтобы молодежь услышала и осмыслила ее мнение о ценности опытных работников с намеком на свою пенсию через всего лишь каких-то пару десятков лет, когда она желала получить заслуженные почести от этих неблагодарных новеньких девчонок. Оживленно споря практически сама с собой, она отвергла и первый вариант:
- Да что мы можем ей подарить?! Как говорил мой отец – не дарите мне цветы, лучше подарите веник! Хрусталь ей не нужен, картины и статуэтки тем более! И скажу честно, я не хочу, чтобы она на наши деньги нас угощала, готовит она ужасно! Помните тот суп, который она приносила?
Еще бы не помнить! Нежно-серый цвет, подозрительно кислый запах, крупные куски недоваренной картошки и переваренных макарон - суп в трехлитровой банке выглядел настолько неаппетитно, что сомнений не оставалось, эта женщина действительно обладает выдающимся талантом испортить не только документы, но и продукты.
- Холодец перекипятила - суп получился, что добру пропадать, - пряча глаза, бормотала она тогда.

Таким образом, Ирина Леонидовна уверенно выбрала второй вариант сценария юбилея, тактично-безапелляционно объявила об этом Антонине Петровне и немедленно принялась воплощать его в жизнь. Выдавив из коллектива сотрудниц деньги на осуществление задумки, она решила пригласить самого Начальника и сделать этот день еще более замечательно-знаменательным. Предполагалось, что он тоже внесет весомый денежный вклад и украсит своим присутствием наш праздник, кроме того, на тот момент Начальник был в нашем коллективе единственным мужчиной, следовательно? «Наливай!»
Все в отделе были задействованы: купили ящик окорочков, овощи, вино, минеральную воду. Каждый участник торжества обязан был приготовить дома одно блюдо и дополнительно принести из дому «закрывачку»:
- Что ты за хозяйка, если у тебя не найдется банки огурцов? Кстати, не вздумайте и правда огурцы приносить, мы же не будем одними огурцами закусывать! Баклажаны, перец, капуста! Тоня, тебя это не касается, какие у тебя там достатки! Оставь себе на зиму!
- Можете представить, какие у нее соленые огурцы? Она меня однажды угощала, - понизив голос, потом секретничала с нами Ирина Леонидовна.
Я совсем потеряла дар речи, когда она обратилась непосредственно ко мне:
- А ты обязательно рыбы нажарь! Я знаю, в вашей семье рыбу любят, ты на день рождения приносила, и муж твой жарит именно так, как я люблю, с хрустящей корочкой.
Господи, мне еще и мужа привлечь надо?

Приближались проводы на пенсию, количество приглашенных выросло до 18 человек, а это уже немалая компания! Утренние трогательные речи на общем собрании коллектива с вытиранием глаз и хлюпанием носами плавно перетекли в тосты за обильным обеденным праздничным столом. Ирина Леонидовна гордилась собой, своей добротой и недюжинными организаторскими способностями.
- Обрати внимание, готовить она не умеет, а покушать любит, - усмехалась мне в ухо Ирина Леонидовна. – И чего вы все худые ходите? – вдруг начинает она сердиться, налегая на печеночный паштет домашнего изготовления и салат «Мимозу». – А я поправляюсь от воды! Кушаю понемножку - и поправляюсь!
Подвыпившие сорокалетние «девчонки» под ее неодобрительные взгляды затягивают песни «Как много девушек хороших», «Чернобровая казачка», «Ніч така ясная, місячна, зоряна…».
- Вера, Вера! – перекрикивая пение, она затрагивает одну из голосистых солисток. – Что ты на завтрак кушаешь? Чем семью кормишь?
Вера неохотно включается в разговор:
- Пюре, котлеты, хлеб с маслом. У меня муж и два сына взрослых, их надо утром сытно кормить. Вечером картошка жареная, блины с чаем.
Повернувшись ко мне, Ирина Леонидовна возмущается:
- Это же надо! И худые ходят, а тут поправляешься – буквально от воды! Да вы картошку одну едите, что ли?
Вера наивно спрашивает:
- А ты что, Ирочка, на завтрак готовишь?
- Я картошку стараюсь не есть! Яичницу, в основном. С колбаской жареной, по два-три яичка с мужем на каждого. А еще лучше с беконом! Беру на рынке бекон такой, сало с прорезью, тоненький слой мяса, ммм, поджарю слегка, чтобы мягким оставалось, а потом яйца туда вобью, вкуснота! А еще чай с «наполеоном», кусочек такой мужу побольше, себе поменьше, чтобы не поправляться. Знаешь, какой у меня рецепт наполеона? Я тебе расскажу. Значит так, самое главное в крем домашнюю сметану положить, она жирнее!
Чтобы не разорваться от хохота, «девчонки» орут другие песни, стараясь заглушить кулинарные подробности офигенно диетического торта. Кое-как досказав рецепт и не получив от этого никакого удовлетворения, Ирина Леонидовна вспоминает, что приглашенный на юбилей Начальник остался совершенно обойденный ее вниманием, и кричит ему через стол:
- Василий Петрович! А вы знаете, что я в квартире ремонт закончила? Хочу ее на дом поменять. Слушайте, а вы кота моего видели?! Такой красавец! Такие глазищи зеленые, во! Как фонари! У меня в столе его фото есть! Вера, Вера! Ты поближе сидишь, возьми в верхнем ящике стола фотку, Василий Петрович кота посмотреть хочет!
Начальник вяло отнекивается, но разве в мире существуют люди, которые не хотят посмотреть ее кота? Вежливо взглянув на фото, Начальник передает ее хозяйке, она сует ее по очереди поющим и жующим сотрудницам, повторяя:
- Скажи же, красавец! Как я его люблю! Слушайте, может кто-то возьмет кота? Он такой красавец! Даром отдам. Что, никто не хочет?! Василий Петрович! Возьмите кота себе на дачу! Хороший кот! Странно, никто не хочет. Ладно, себе оставлю. Ссыт на кровати, зараза… И везде все обоссал… Два одеяла выбросила... Отстирать невозможно...
Начальник укоризненно качает головой, а у меня от приступа смеха сейчас салат вылезет через уши и глаза, а не только через нос...

Продолжение следует...

http://www.proza.ru/2014/09/25/119