Самоучитель русского. Предисловие

Александр Егошин Крыжановский
Так сложилось, что многие годы своей службы так или иначе были связаны с иностранцами. В начале 90-х - в качестве ведущего экономиста внешнеторговой фирмы при региональной Торгово-промышленной Палате, затем, где бы ни приходилось трудиться, всегда получалось общение с американцами или немцами, корейцами или японцами.

Последние несколько лет по долгу службы общаюсь с турками. Некоторые из них знают немного русский язык, довольно сносно говорят, другие хотели бы немного выучить, чтобы общаться: говорить и понимать собеседника в России. Те, кто решились на этот, без преувеличения, подвиг, обзавелись словарями. Иностранцы с более серьезными намерениями, приобрели самоучители. Толком же у них ничего не выходит. На примере одного из турецких сотрудников, с которым я время от времени общаюсь, - а он уже два месяца в России - сдвигов очень мало. Все остается на уровне "доброе утро" и "пока". Самые самоуверенные достигают до уровня задавания вопроса: "Как дела?"

Идея написать небольшой самоучитель русского языка возникла после нескольких месяцев общения с турком по имени Семи. Семи русского вообще не знал и языком-посредником для нас стал английский. Каждый будний день с 8 утра до 7 вечера в течение почти полугода я видел несколько минут его мучений. Времени на изучения языка было мало: Семи - инженер, я - бухгалтер и снабженец в одном лице. Признаюсь, мне не очень-то хотелось заниматься с ним русским. Моя цель была - "подтянуть" мой английский. Я радовался каждому дню, потому что в строительном вагончике нас было двое и единственный язык общения - английский.
Но вернемся к бедному Семи. Я уже не говорю о правилах изменения окончаний в русском языке у глаголов и у существительных в различных падежах - это отдельная тема страданий! Но его возгласы удивления по поводу, сколько глаголов в русском языке обозначают слово "брать", ввели поначалу в легкий шок даже меня. Немного подумав, я ответил, что, наверное, пять или шесть. На память пришли: брать, забрать, убрать, взять, прибрать к рукам, хапнуть. "Как!?- вскричал Семи: "Неужели не достаточно одного, как в английском "take"?
В порыве сочувствия страданиям "бедного студента", помню, сказал, что,наверное, когда-нибудь напишу тонкий самоучитель. Семи тогда взмолился: "Александр! Напиши его поскорей!" Я не ожидал такой искренней реакции от турка.


В основе самоучителя - философия многолетней игры русских в жертву, агрессора и спасателя. Эта игра очень органично легла на душу изможденного разными идеями русского человека.
В России принято отмерять эпоху до и после Октябрьской революции. Что было до 1917 года уже никто не помнит. Но то, что было после, все русские помнят и знают по учебникам истории и телевидению. И, конечно, из рассказов родителей, дедушек и бабушек.
Из полученной,таким образом, информации сложились два взаимоисключающих оригинальных коллективных мифа о том, что раньше все было хорошо, а теперь плохо; и о том, что раньше было плохо, а теперь хорошо.
Главное в этих историях, что есть конкретные виновники и герои, жертвы и палачи, агрессоры и спасатели. Идея эта так же очень органично сочетается как с политизированным сознанием, так и с религиозным.

Тема спасения в христианском православном догматическом учении является одной из главных. А на уровне этического поведения построен и моральный кодекс строителя светлого будущего, и заповеди Моисея.
Почему я заговорил о политике, истории, религии и об этике? Потому что в основе лукавства, которое охватило почти все стороны жизни русских лежит лицемерие: пропаганда этических норм и правил поведения, с одной стороны, и нарушение этих норм в реальной жизни, с другой стороны. В общем для желающих поискать правду - раздолье! Не стану утверждать, что Россия в этом смысле преуспела больше других стран. Главное в самоучителе - реальность лексики. Почему она стала такой - заслуга пропагандируемой, навязываемой философии. Вот почему мы русские, то излишне эмоциональны, то преступно безразличны. Психика, что называется, "на грани"!


Лексика, изложенная в данном самоучителе, охватывает уровень очень средних людей - массу во всей ее "серости". Это пояснение ни в коем случае не является оскорблением или унижением. Я сам многие годы, даже десятилетия "варился" в этой серости. Только несколько лет назад, осознав, что есть другая жизнь, начал искать способы самореализации. Нашел себя в писательском труде и этому счастлив, очень рад и желаю всем обрести радость творчества: в писательстве, пении, игре на музыкальных инструментах, рисовании и Бог знает еще в чем.
Теперь я абсолютно уверен, что выбираться необходимо, чтобы не утонуть в этом "болоте". А способ выбраться один - через осознание, в каком дерьме находишься! Осознав становится страшно, обидно, досадно; но самое главное - возвращаться в болото не хочется! Ищешь кустик, веточку, травинку, за которую можно ухватиться! Удержание этого спасительного занятия и вселяет вдохновение. И приходит радость творчества, и встречаются новые интересные люди! И удивляешься, что такие прекрасные, улыбчивые люди вообще в России есть!

На Земле уже семь миллиардов человек и я теперь глубоко убежден, что существует как минимум семь миллиардов способов самореализации - самореализации для каждого жителя планеты! Возможно, и та международная интеграция, о которой мы - молодые работники внешнеторговых фирм, мечтали в начале 90-х, перейдет на новый культурный уровень, благодаря интересу к России, которая теперь переживает новый, интереснейший период своего развития. Эти процессы зреют внутри и, возможно, не видны из-за бесконечных политических и эстрадных шоу, трагических новостей и уголовно-сексуального телевидения. К счастью, принцип "пипл схавает" действует не на всех! Тех людей эти темы попросту не интересуют. Они не едят, то что им дают - они сами выбирают себе питание!