Севастополь - Минску

Яна Ольгина
Валентин Шевчук про Олю Янченко.
Письмо из г.Севастополя – в Минск.
***
Нам рано жить воспоминаньями...Но ворошу я память свою, потому что дорого мне очень то, что было.

Я родом из Белоруссии, город Гомель, река Сожь,улица  имени Некрасова, 8.
Там я родился, жил по соседству с семьёй Захара Фёдоровича и Домны Васильевны Янченко в общем огороде - саде.

У сына их ,Георгия Захаровича Янченко вдруг появилась дочка Олечка. Её привёз он из России, города Горького (Нижний Новгород) река там знаменитая Волга. Мы с ней в школе №33 учились, на улице Барыкина.

Девочка эта была тощенькая, длинноногая, наголо обритая, в коротеньком платьице. Мы сразу же обозвали её - Бусел! Она откликнулась на это прозвище неожиданно странно, заговорив в рифму чётким русским говором.
И наша компания повеселела.Мы одногодки из ближних дворов Лида Широкова,Аня Кисляк,Люба как её, фамилию забыл,но помню, что вскоре не стало её, зарезал её ухажор из ближнего табора цыган. Ужас такой!
Жизеь шла своим чередом. Мне же пришлось по состоянию здоровья вскоре уехать из Белоруссии в Крым, в г.Севастополь.Там я женился, но не забыл свою соседку Олечку Янченко.
Писал я ей длинные письма с соетами тоже по лечению, она ведь уже с 8 лет (с 22 июня 1941 г. стала неатестованным инвалидом по травме позвоночника).

Давно это было. Служил я тогда на знаменитом огромном корабле «Академик Вернадский». Это научно – исследовательское судно. Темой наших кругосветных походов было «Изучение взаимодействия океана и атмосферы»...Мы же ходили вслед за корамлями быстрого реагирования США...Да.

Ходили мы походами в далёкие края,
У берега турецкого бросали якоря,
Бывали мы в Италии, где воздух голубой,
И там глаза матросские туманились тоской…
Помним, помним рощи золотые,
Помним , помним наши берега!
Русский край! Родимая Россия,
Ты морскому сердцу дорога!
Давно это было...
***
А Олечка Янченко стала журналистом, создала в июле 1989 г. журнал для ветеранов и инвалидов "Надежда". И переписывались мы.

Так вот, добрый день, надеждинцы! Получил ещё один номер  этого необычного СМИ из родной моей Белоруссии. Очень рад встрече с её авторами, ветеранами Великой отечественной войны, «афганцами», чернобыльцами, людьми героического характера. Надеюсь, в новых гражданах моих земляков это качество не угасло.
Себя считаю тоже надеждинцем. Потому примите очередную мою информацию. Надеюсь, она будет интересна читателям.

Итак, я из города Гомеля, опалённого Чернобылем в 1986 году. Каждый отпуск провожу там, в родовом доме мамы моей. А в этом году не смог её навестить.
От профкома получил путёвку в санаторий г.Ялты.

Там оказался я в одном номере с журналистом минского радио «Сталiца». Обрадовался такому случаю и передал с ним для редактора «Надежды» Ольги Янченко письмо.

 И вот вспомнилось.
Впервые я увидел её, будущего журналиста, талантливого поэта, публициста осенью 1943 года в только что освобождённом от немцев Гомеле. Она вернулась из г. Горького, где была со своей мамой в эвакуации. Пришла к нам в 5-й класс, худющая, длинноногая, в очень коротеньком платьице. Мы смеялись над ней. Она стеснялась, краснела, плакала. Я, как сосед по общему огороду на улице Некрасова, заступался за неё.

И не зря, потому что у Олечки было всё для учёбы, чего не было у нас: и портфель, и пенал для карандашей, ручки, стирки, промокашки, и учебники, хоть и за 4-й класс. Я вертелся возле Олечки по- праву ближнего соседа и старался ей во всём потакать. Угощал вареньем маминого приготовления, яблоками «белый налив», которого в саду её бабушки Домны Янченко не было.

Любовь моя к этой необычной девочке обострилась однажды, когда наша учительница Варвара Парфировна объявила, что ей надо срочно куда-то сходить, а урок проведёт Олечка Янченко.

Это надо было видеть…Весь наш класс задохнулся от удивления, увидев Олечку за учительским столом. Когда же она спокойно и уверенно сказала «Сядьте ровно и слушайте меня!», я замер. Так открылся в моей душе уголок для Поэзии.

Олечка мастерски прочла для нас отрывок из поэмы Николая Некрасова. Мне особенно запомнились слова «Я детского глаза люблю выраженье. Его я узнаю всегда. Чу! Щёпот! Коснулось души умиленья…». Домой мы шли вместе. Я с гордостью тащил её портфель и что-то рассказывал про её дедушку Захара.

Но вскоре Олечка уехала из Гомеля к своим маме – папе, куда-то в освобождённое от немцев большое село.
Там её папа Георгий Захарович восстанавливал совет-скую власть и строил мост через Днепр.

Вот такие воспоминания остались у меня про главного редактора «Надежды». А здесь, на Стихире Олечка опубликовала своё стихотворение про меня. Его первые строчки «Верный друг из далёкого детства вдруг приехал и объявил…».
***
© Copyright: Яна Ольгина, 2007
Свидетельство о публикации №1709050288
***
Написать рецензию
Вы хорошо написали в предисловии -...смысла нет в бесконечной борьбе...Хорошо сказал и З.БЖЕЗИНСКИЙ-НЕ трогайте Россию,это страна самоедов -они сами себя съедят....Я думаю,что вы убедились,что он прав.
Алексеев -Адвокат   19.09.2007 16:46   • 
***
это страна самоедов -они сами себя съедят....Я думаю,что вы убедились,что он прав.Алексеев - адвокат 19.09.2007 16:46 • [Заявить о нарушении правил]
***
Да уж, хлебаю полной ложкой...И те, и эти ...кормят...
  19.09.2007 20:26   
***