Божья матерь! Заступница наша!

Анатолий Баюканский
Сказание о земной и небесной жизни
Пречистой Девы Марии.

Смотрю на Твой образ и плачу,
И в сердце сгущается кровь.
Труднее нет в мире задачи –
Восславить Царицы Небесной любовь.
Ты – Господа матерь и матерь народов,
Заступница наша во веки веков,
И в жизни земной Ты не знала покоя,
сколько же бед и невзгод за спиной!
И нынче Ты с нами, за правду горою
Незримо, без отдыха, в вечной борьбе,
И  радость по свету летит за Тобою:
Заступница наша, слава Тебе…

Анатолий Баюканский




Первая мысль попробовать рассказать о земной и небесной жизни Пречистой Девы Марии испугала меня. Вроде был накоплен некоторый опыт: изданы в Москве и Питере, в Киеве и Бейруте книги об Александре Свирском, Николае Чудотворце, Тихоне Задонском, Ксении Петербургской, но… Божья Матерь! От одной мысли написать книгу о Пречистой захватывало дыхание: это впрямь высший свет, немеркнущая звезда в мироздании… Понимал, что сей труд особый. За долгие годы писательства уразумел, что, если пришла к тебе счастливая божья мысль, даже, казалось, неисполнимая, она не даст автору покоя, будет медленно, но верно напоминать о себе. Тем более если это описание особой легендарной жизни человека, которого по своему значению вряд ли еще сыщешь. Думай, не думай, но сия мысль будет прорастать как зерно в теплой почве, и придет время рождения особой книги, а возможно, и не придет. Прошли века, но только единицам литераторов мира удавалось создать свои сказания и воспоминания о Великой Заступнице.
Необъяснимое состояние владело все последние годы моим существом. Сказание о жизни Матери Господа очень медленно укоренялось глубоко в душе и мозгу не давало покоя ни днем, ни ночью. Как говорят мудрые писатели, «материал яростно сопротивлялся, и автор часто был на грани отчаяния». Только вряд ли бы я все-таки решился на сие геройство, но случилась странная подсказка, встреча с молодыми опровергателями – членами секты, которая решительно отвергала главные православные догмы – святых угодников Божьих, святые чудотворные иконы Пречистой Девы Марии, называя их просто «досками», но самое страшное, эти так называемые «проповедники» не признавали Саму Царицу Небесную.
Мысль о написании книги о Пречистой Деве не только не проходила, но и укреплялась. Прекрасно понимая, какая почти невыполнимая задача стоит передо мной, я осмелился вопросить Высшие небесные силы, можно ли мне, многогрешному, решиться на сей промысел Божий. И отказа не последовало. И плача по ночам от радостного волнения, порой не находя себе места, я продолжал думать о Царице Небесной: представлял в деталях и фактах Ее состояние в различные периоды жизни. Почти пять лет продолжал кропотливо собирать по крупицам сведения не только о земной жизни Царицы Небесной, но и о том, как Заступница и в наши дни продолжает свою великую линию – помогает отдельным людям, семьям и государствам. И среди этих стран-счастливчиков – Россия.
И вот – случилось задуманное, в которое трудно самому поверить: передо мной рукопись книги под названием «БОЖЬЯ МАТЕРЬ! ЗАСТУПНИЦА НАША!» С тревогой и грустью отдаю эту главную в своей жизни работу на Высший Суд. Видит Бог, хотел сделать как лучше, а что получилось – скажете вы, мои единомышленники, православные люди, священники и все, кто с живейшим интересом встречает каждое новое сообщение о Пречистой Деве.

ПЕРЕКРЕСТИВШИСЬ, АВТОР ОТДАЕТ СВОЕ ДЕТИЩЕ НА ВАШ СУД.


ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ТАКАЯ НЕЗЕМНАЯ НЕИЗРЕЧЕННАЯ ЛЮБОВЬ?

Ничто в мире не делается без Промысла Божия, это сам автор многократно испытал на себе.
Да что автор! Песчинка в океане бытия, а Матерь Божья – необъятный космос, райские кущи.
Первое слово о Богородице произнесено было еще в раю. Сам Бог изрек в обетовании об Искупителе павших прародителей наших. Это обетование, называемое у изъяснителей Святого Писания «Первоевангелием», находится в словах Божьих, обращенных к змию-обольстителю: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. III, 15).
Так как в образе естественного змия скрывался «змий великий, змий древний, нарицаемый дьявол» (Апок. 12, 9), то под женою надобно разуметь здесь не Еву собственно и не другую какую обыкновенную жену, тем более что потомство Евы до пришествия в мир Господа Иисуса Христа не имело большого успеха в борьбе со Змием духовным. «Бог говорит змию, – замечает Святой Епифаний, – вражду положу между тобою и между женою, семенем твоим и семенем твоя, но такого семени жены нигде нельзя найти, посему не иначе как гадательно относится к Еве вражда, которую повел с потомством ея змий и бывший в змие завистник – дьявол». Кто же эта жена, исправляющая грех Евы, объясняет святой Иоанн Дамаскин: «Ева, – говорит он, – сделалась первою преступницею, и через нее, послужившую орудием падения прародителя, смерть вошла в мир, но Мария, покорная воле Божьей, ввела в мир бессмертие». Жена, о которой говорит Бог, есть пречистая дева Мария – благословенная и ублажаемая, через которую слово стало плотию, единственно наитием Духа Святого и осенением силы Вышняго, семя жены, восторжествовавшее над темными силами, «упразднившее имущаго державу смерти, сиречь диавола». Разрушившее дела дьявола и своим страданием, смертью и воскресением сокрушающее самую главу змия-обольстителя, есть поистине спаситель мира – господь Иисус Христос...»
А теперь, дорогие братья и сестры, позвольте перейти к описанию земной и небесной жизни нашей Царицы Небесной. Сие дело крайне трудное, ибо первые сведения составлены были века назад. А сегодня мы осмелимся припомнить Ее великие заступнические дела в прошлом и настоящем.
Да, сведения о Ее земной жизни крайне скупы, отрывочны и противоречивы, но любая деталь, любое Ее заступничество, страдания за Сына и за дело христианства должны пренепременно остаться в истории православной да и католической церкви. Так думал я по ночам, так рассуждал, листая кипы старых монастырских архивов.
А тут еще в редакцию пришло запальчивое письмо от сельского жителя из города Лиски. Он написал нам жесткое, полное злобных намеков письмо о том, что, дескать, никто из нынешних попов ничего толком не знает о Деве Марии, лично ее вряд ли кто-то лицезрел, зато «картинок» о ней нарисовали видимо-невидимо.
Честно говоря, сие послание меня сильно огорчило. И как часто со мной бывает, в эту же ночь пришло довольно странное видение, то ли явь, то ли нечто на грани тонкого сновидения: я увидел ночное звездное небо, четко разделимую часть космоса, но не в холодном звездном хаосе, а в некой стройности. Звезды явно что-то выражали, что-то показывали. Присмотревшись к виденному, я не сразу различил нечто напоминающее человеческую голову, огромную, изумительно красиво вписавшуюся в панораму неба, словно великий мыслитель на мгновение выглянул из своих феерических звездных миров. Он явно хотел что-то подсказать, на что-то очень важное намекнуть кому-то. Неужели мне, многогрешному? Я замер, невольно залюбовавшись непонятной игрой звездных миров, среди которых голова, совершенно необычная, огромная, эдакий сгусток живой энергии в нашем понимании. Она не была привычно округлой, просвечивалась насквозь и представляла собой слабо пульсирующие звездные клетки, каждая из которых, наверное, обозначала некую галактику. От «головы мудреца», так я мысленно окрестил сие видение, просто невозможно было оторвать взгляда. Нет-нет, я был в полном сознании и готов поручиться, что не бредил, глядя на голову, вольно раскинувшуюся среди сгустков созвездий: беловатый лоб, стрельчатые брови, оба глаза опущены вниз, к носу, зрачков совсем не видно, они словно внимательно пытаются разглядеть что-то внизу. Мне показалось, что прошла вечность, но, видимо, эта феерия продолжалась одно мгновение. Вскоре на небесном своде остались лишь белесые переплетения и привычный звездный хоровод. Итак, если мне не померещилось, я лицезрел голову мудреца, небесного пророка.
До утра я, конечно, не сомкнул глаз, думал, гадал, пытаясь проникнуть в суть увиденного
Да, это была подсказка с неба!
Не станем мы отнимать у читателей время и докапываться до мелочей. Главное, подсказка с неба была точной. И вскоре мне попалась на глаза книга «Когда приходят пророки», о которой прежде, сознаюсь, я даже не слышал. Есть же на свете умнейшие ученые дамы, для которых, кажется, в истории мироздания и религий не существует белых пятен. К таким относится и Людмила Константиновская – ученый с большой буквы. Именно она и помогла нам не только восстановить земной образ Девы Марии, но и поведала о ее окружении и семье. Вот что пишет эта исследовательница.
«Отец» Иисуса Христа, плотник Иосиф, также был избран Богом. В то время когда Деве Марии, посвященной Богу в Иерусалимском Храме, исполнилось 14 лет, Она не пожелала, по обычаю, покинуть храм и выйти замуж и дала обет навсегда сохранить Свое Девство. Как пишут свидетели, первосвященник храма Назарета Захария не имел права препятствовать обету Марии – и в то же время желал соблюсти традиции. В затруднении он воззвал к Богу. И предстал перед ними ангел, сказавший: «Захария! Собери неженатых мужей от дома Давидова, и пусть они принесут посохи свои. Кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ее».
Так и было сделано. Посохи оставили в храме, а когда первосвященник спустя некоторое время вошел туда, он увидел что посох Иосифа расцвел и на нем сидят два голубя.
Восьмидесятилетний Иосиф давно уже к этому времени пребывал вдовцом: его супруга Саломея умерла, оставив ему шесть сыновей и двух дочерей. Именно этих братьев и сестер пророка и упоминает Библия.
Иосиф, после некоторых колебаний, взял юную Марию с условием «соблюдения девства Ее». Отныне она считалась замужней – и в то же время не нарушила свой святой обет.
Однако хотелось бы все-таки представить внешний облик Девы Марии, как она выглядела в земной жизни.
«О внешнем виде Девы Марии сохранились данные из портрета, написанного Евангелистом Лукой с самой Богородицы (ныне эта икона находится в польском городе Ченстохова и зовется «Черной Мадонной»). А также в исторических описаниях святого Епифания и Никифора Каллиста.
Эти описания гласят, что Мария была роста мерного, немного выше среднего, цвет Ее лица был как цвет зерна пшеничного. Волосы у Нее были светло-русые и несколько златовидные. Глаза ясные, взгляд проницательный, со зрачками как бы цвета маслины; брови немного наклоненные и довольно черные; нос продолговатый; уста подобные цвету розы, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. Святые Отцы сообщали, что в ней во всем была простота и совершенное смирение. Одежда ее была всегда чужда роскоши и была скромна. Поступь была величественная и твердая. Взгляд серьезный и приятный, речь кроткая, льющаяся прямо из незлобивого сердца. Обращение безыискусственное и простое. Все добродетели непорочной красоты ума и души. В каждом деле она исполнена кроткого величия и целомудрия. Она была смиренна сердцем, благомудренна в беседе. На слова не скора, говорила мало и только необходимое, к чтению была прилежна, всегда трудолюбива, ко всем почтительна, проставляя не человека, но Бога своим судьею. Никому она не отказывала в помощи. Кстати, Она была искусная рукодельница и соткала для Своего Сына хитон. Он был цельный, без швов, красного цвета. Его и носил спаситель. И именно его делила стража при казни Иисуса Христа. При гибели своего Сына Мать Господа не плакала: от бесконечной печали Она безмолвствовала! Скорбь Ее была выше слез».

ВОЛХВЫ ПРИНЕСЛИ ДАРЫ

Придя домой к апостолу Иоанну, Дева Мария закрылась в крохотной комнатушке и, пользуясь тем, что больше в доме никого не было, стала беззвучно рыдать, обхватив голову руками… Лишь к вечеру, когда над Святой Землей взошла полная луна, Она разложила на столике свои ценности: это были дары волхвов.
Чтобы отвлечься от страшных воспоминаний, Она стала перебирать дары, более внимательно рассматривая их, и незаметно для себя воспроизводила тот счастливый момент прихода незваных, но таких дорогих гостей.
Очень часто, по воспоминаниям апостолов, в последнее время Царица Небесная обращала свой взор на дары, принесенные волхвами. Их смирна, золото и ладан будили добрые воспоминания, сулили вечную радость и незамутненное будущее, но… жизнь и впрямь оказалась похожей на зебру полосатую: нынче радость, а завтра печаль, заботы, слезы, и не за себя – за тех, кто сам будучи обманутым вершил зло.
Как быстро, особенно в горести, летит время! Вроде бы совсем недавно родился Ее Сын, Спаситель мира. И с каким восхищением во взорах смотрели на младенца умнейшие люди того времени, волхвы, пришедшие с Востока…
О, сколько прежде и после было по миру легенд, домыслов и придумок о тех, кого именовали волхвами
Они, помнится Деве Марии, вошли в закуток хлева, пахнущий подгнившей травой, и остановились на пороге, не решаясь войти внутрь. Не сразу привыкли к свету коптилки. Стали осторожно, по одному подходить к яслям. В них лежал БУДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬ. Дева Мария прекрасно запомнила каждого из троих. Как позже стало известно, это были посланцы трех царств: Халдеи, Персии, Эфиопии. Они были волхвами-магами не потому, что занимались волхвованием или были чародеями, а потому, что так назывались у персов и других восточных народов мудрейшие наблюдатели природы, изучавшие особенно науку звездного неба. Волхвы были цари или владетельные особы, так как они в то время были грамотны и богаты. Они были разных возрастов и разных племен.
Первым подошел к яслям человек по имени Мельхиор – старец, потомок Сима. Он склонился перед яслями и поднес Господу Ливан, или ладан, как Богу фимиам – достоинство мудрецов.
Вторым был Валтасар – человек в первой поре возмужалости, смуглый потомок Иафета. Перс поднес младенцу золото, как Царю веков – царское достоинство.
Каспар – безбородый и цветущий юноша, потомок Хама, эфиоп, преподнес Спасителю смирну как дар тому, что тот должен умереть и тем самым искупить своей смертью грехи всего мира.
Подарки трех волхвов младенцу Иисусу очень взволновали Матерь Божию. Они согласно предсказаниям Златоуста имели определенный смысл: ладан – это любовь, золото – наука, смирна – смирение. И так символами христианства позже стали наука, любовь и смирение. Именно эти качества нес Христос в мир, завещая их будущим народам.
Впоследствии эти трое волхвов были крещены апостолом Фомою.
Дева Мария часто задумывалась позже: под какой же звездою родился Ее Сын?
Согласно легенде библейские ясли, в которые был положен Иисус Христос, имеют некий зашифрованный смысл. Так, согласно астрономии, на небе имеется звездное скопление Ясли, которое располагается в созвездии Рака. Там же есть маленькое звездное скопление, называемое Ослятами.
Евангелист Лука в Святом Благовествовании говорит, что Ангел – посланник Божий, обращаясь к волхвам и сообщая им о рождении Сына Божьего Иисуса, говорит: «И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях».
Продолжение следует.