Удивительная Барселона!

Екатерина Тюшина
      
       Как и большинство туристов, приезжающих на испанские курорты,  мы отправились на экскурсию в знаменитую на весь мир  Барселону. Сопровождающий нас в поездке  экскурсовод, всю дорогу рассказывал об исторических событиях, которые происходили на этой древней земле.  И с особой любовью  говорил о провинции Каталония, по  территории которой мы ехали. А когда показался  пригород Барселоны, то с восторгом объявил, что мы въезжаем в самый красивый в мире город. Мы же скептически отнеслись к его дифирамбам, так  как,  глядя в окна, видели только  высокие бетонные заборы каких-то промышленных предприятий, из-за  которых торчали нещадно дымящие трубы. Зрелище явно не отличалось особой красотой. И только, когда  мрачные строения остались позади и перед нами, наконец-то, возник настоящий город, только тогда  мы поняли, что  Барселона действительно заслуживала того восхищения, с  которым о ней говорил экскурсовод.

       Барселона является столицей Каталонии. А Каталония - это  самостоятельная  автономная область на северо-востоке Испании. Но так было не всегда. В далеком прошлом  Каталония подвергалась нашествиям разных народов. Какое-то  время она являлась финикийской колонией,  затем карфагенским поселением и  римской провинцией. Долгое время находилась  и под гнетом  арабов. Но с восьмого  века Каталония вошла  в Испанскую марку, так в то время назывались территории, относящиеся к Испании. В двенадцатом веке объединилась с Арагоном, а в пятнадцатом -  вошла  в единое Испанское королевство. Именно с этого времени Каталония стала самостоятельной автономной областью, а ее   столицей была выбрана   Барселона.

       Барселона считается очень древним городом, ее возраст составляет более 2000 лет. Летопись Барселоны начал писать в 237 году до н.э. знаменитый полководец античности Гамилькар Барка, который разбил свой военный лагерь на узкой береговой полосе у подножья горы Монжуйк. Соратники полководца предложили назвать это место в его честь (Барцино) или “Молниеносный” (в переводе с финикийского барка - молния) и он согласился. Так был основан город Барселона, ставший впоследствии одним из самых важных городов на Средиземном море.

       Расположена Барселона на северо-востоке Иберийского полуострова, на берегу Средиземного моря. Кроме того, что Барселона является  портовым городом,  этот  древний город имеет очень необычный облик. От представителей разных народов,  проживающих на территории Каталонии, от каждого времени, здесь  остались свои памятники, сохранившиеся  в старой части города.  Вот с  этими и другими уникальными архитектурными постройками мы и познакомились во время экскурсии.

       Въехав в старую часть города,  наш автобус остановился в Готическом районе города. Здесь сохранились свидетельства римского присутствия: колонны,  жилые здания и захоронения. Со средних веков сохранились: Собор Святого Креста и Святой Евлалии, в частности часовня Святой Люсии и церковь Сант Пау дель Камп. Кафедральный собор строился около шестисот лет (13-19 вв.) Собор представляет собой необычное средневековое сооружение с широким  входом, а его главной достопримечательностью является  высокая и ажурная центральная башня. Силуэт собора довершают небольшие боковые башенки и колокольня. Но всеобщее внимание привлекает  статуя покровительницы Барселоны – «Святая Евлалия» с крестом, которая красуется  на центральном  шпиле собора.

       Полюбовавшись собором, мы  продолжили экскурсию по старому городу. Осмотрели   сохранившиеся  великолепные  дворцы графов Барселонских и  башню короля Мартина, построенные в 14-16 веках. А поскольку Барселона является  не только столицей Каталонии, но по-прежнему  остается  и морским портом, то  нашему вниманию был представлен  и храм «Святой Марии Морской» -  заступницы барселонских мореходов. На территории старого города раскинулся знаменитый Парк Цитадели, где находятся Парламент Каталонии и зоопарк Барселоны.

       Наиболее яркой и  интересной страничкой нашей экскурсии по Барселоне стало знакомство с  архитектурой в стиле каталонского модернизма, воплощенной в жизнь гениальным  архитектором Антонием Гауди. Уже при первом взгляде  на его творения,  становилось  ясно,  что  они  очень отличаются  от общепринятых строительных сооружений и  местами напоминают   какие-то  кошмарные и фантастические видения.

       К первым работам Гауди в Барселоне относятся фонари на Пласа-Реал (Королевская площадь), дом Висенс и павильоны усадьбы графа Эусеби Гуэля. Встреча с  Гуэлем стала своеобразным талисманом для Гауди.  Граф  стал его близким другом и покровителем. Он финансировал большинство фантастических проектов архитектора, предоставляя ему возможность самовыражаться в строительстве.

       Одной из первых серьёзных работ по заказу Гуэля, помимо павильонов, стала постройка дворца вблизи бульвара Рамблас. Дворец Гуэля был построен на небольшом участке земли, но Гауди сумел построить здание с очень сложным внутренним объёмом, украшенное многочисленными коваными элементами. Поражает своей красотой  и Парк Гуэля, разбитый по проекту Гауди вокруг дворца. Он представляет собой сочетание садов и жилых зон. Наиболее замечательным уголком парка является центральный вход с двумя совершенно фантастическими по форме домиками. Парадная лестница с фонтанами ведёт в зал, известный как «Зал ста колонн». На нижней площадке лестницы помещён любимый персонаж Гауди - мозаичный Дракон, средняя площадка украшена медальоном с каталонским флагом и головой змеи, а на верхней террасе находится длинная, изогнутая в форме морского змея, скамья.

      Сегодня на  территории усадьбы Гуэля находятся - библиотека Барселонского университета и Дом-музей Гауди. Он был открыт в его бывшем особняке в 1963 году и содержит образцы мебели из дома Бальо и дома Мила, созданной Гауди.

       Строительство дворца принесло широкую известность Гауди. Немногие из богатых людей в то время рискнули  доверить  строительство своих   домов  этому архитектору.  Но  тот, кто ему поверил, не проиграл. Ибо сегодня творения великого Гауди, наряду с другими древними архитектурными строениями, стали главной достопримечательностью Барселоны.

  Следующим сооружением, построенным Гауди, стал Дом Бальо (иногда дом  называют «Батло» или «Батльо»), который  на первый взгляд напоминает какой-то нереальный сказочный экспонат. Местные называют его «Дом костей». В нем действительно узнаются образы костей и внутренних органов разных существ. Крыша дома покрыта арками, что создает ассоциации со спиной дракона или динозавра. Согласно общепринятому мнению, округлая деталь слева от центра, заканчивающаяся башенкой с крестом, представляет собой меч Георгия Победоносца, вонзенный в спину дракона.

       По окончании  работ по строительству дома Бальо Гауди получил заказ на строительство  дома Мила. Это здание называют «Каменоломни». Свои идеи в строительстве этого дома Гауди черпал из природы. Особенно его вдохновлял вид гор Монсеррат, расположенных недалеко от Барселоны. На вершине горы Монсеррат находится одноимённый монастырь, известный своей скульптурой «Чёрная мадонна» - это место паломничества всей Испании. По аналогии, на крыше дома Мила предполагалось установить скульптурную композицию Богоматери с Младенцем. Однако домовладелец отклонил этот проект. Осталась лишь латинская надпись, расположенная волнистой линией по всей длине фасада.

       Глядя на эти сказочные дома, нам казалось, что жить в них просто невозможно. Но присмотревшись, мы увидели, что на многих балконах в горшках растут цветущие растения. А  на одном вычурном балкончике в плетеном кресле сидел пожилой мужчина.  Сложив руки на перила,  он с невозмутимым видом взирал сверху на многочисленные толпы любопытствующих туристов. И если для приезжих эти дома выглядели как экзотика, то для него это было  обычное жилье, где прошла вся его жизнь.

       Но самой главной достопримечательностью Барселоны является собор Саграда Фамилиа или Храм Святого Семейства. Эта базилика, спроектированная великим архитектором Антонио Гауди,  является произведением уникального архитектурного искусства, которым можно любоваться бесконечно.

  Строительство Храма началось в 1882 году. Но вначале Гауди не участвовал в этом проекте. А когда в 1883 году строительство поручили ему, то он полностью изменил дизайн здания. Строительство продвигалось очень медленно и когда архитектора спрашивали: «Почему же так медленно идет строительство?», то он отвечал: «Мой клиент не спешит», - имея в виду Бога.

  К сожалению, к моменту внезапной смерти Гауди, он  был сбит на улице трамваем, были построены только фасад и одна из башен храма. Некоторое время строительство не велось.  Но каталонцы решили достроить собор и для этой цели постоянно собирали  пожертвования.

  После смерти Гауди строительство храма возглавил его ученик и соратник Доменек Сугранес. Ему удалось завершить отделку трех оставшихся колонн. Во время Гражданской войны в мастерской Гауди произошел пожар, который уничтожил основную часть его записей и чертежей. В 1944 году строительство храма, приостановленное в военные годы, возобновилось, но новым архитекторам пришлось приложить много усилий, чтобы разгадать идеи и замыслы великого мастера, так как часть документов после пожара восстановить  не удалось, а часть идей  Гауди  держал в своей голове. 

        Хоть и медленно, но строительство все-таки продолжилось и ведется поныне. Сегодня  большая часть собора уже построена, а сам  Храм Святого Семейства является образцом каталонского модернизма.

  Это пятинефный храм с тремя фасадами:

 - Фасад Рождества  рассказывает о рождении Иисуса Христа. Он состоит из трех порталов: Милосердие – этот портал посвящен Иисусу Христу; Надежда  - в честь святого Иосифа;  Вера – портал посвящен  Марии. А башни символизируют собой двенадцать апостолов.

 - Фасад Страстей Христовых символизирует последние дни Христа перед смертью.

 - Фасад Славы посвящен роли человека в сотворении мира: здесь представлена его история создания, семь благодетелей и семь смертных грехов, рай и ад.  Строительство фасада Славы  и центральной колокольни еще продолжается.
С постройкой центральной башни церковь должна стать самой высокой в мире.

      Передняя часть апсиды* посвящена Святой Деве. Внутри здание состоит из клуатра**, объединяющего все фасады, часовни и ризницы***, нефа**** и трехнефного трансепта*****, а также склепа, находящегося в нижней части храма.

      В 2005 г. творение Гауди было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2010 году храм был освящен и получил официальное звание Малой папской базилики.

      Окончательное строительство храма согласно данным правительства Испании будет завершено только в 2026 году.

      Кроме Храма Святого Семейства мировым наследием ЮНЕСКО также являются и другие творения Антонио Гауди: дом Висенс, парк Гуэля, Дом Бальо («Дом костей») и дом Мила («Каменоломни»).

      Многочасовая экскурсия по Барселоне закончилась знакомством с уже  более  современными постройками. Это были, в основном, монументальные сооружения из бетона и стекла. Очень красиво смотрится здание банка, сделанное из черного стекла, в котором отражается вся уличная жизнь города.

      Внушительно выглядит и стадион, на котором проходят не только местные, но и мировые соревнования по футболу и другим видам спорта. В 1992 году Барселона принимала здесь летние Олимпийские игры. В 2004 году проходил Всемирный культурный форум. В марте 2010 года Барселона стала столицей Средиземноморского союза, в который входят 43 страны. В 2013 году в Барселоне проходил чемпионат мира по водным видам спорта.

      Новые  постройки  органично вписались в общую архитектуру города  и  барселонцы  гордятся ими также, как и архитектурными сооружениями  старого города  и особенно  творениями Антонио Гауди. 

      Барселона знаменита не только удивительными соборами, домами и памятниками. Здесь жили и  творили не менее удивительные люди: художники Пабло Пикассо и Сальвадор Дали, писатель и нобелевский лауреат Гарсиа Маркес, оперные певцы Монсеррат Кабалье и Хосе Каррерас и, конечно же, архитектор Антонио Гауди, чьи творения стали визитной карточкой Барселоны.

      Тот, кто хоть однажды увидел Барселону, не забудет ее никогда. Эта  удивительная Барселона навсегда вошла и в мое сердце.




Апсида* - Восточная часть храма, как правило, выполняется в виде архитектурного элемента, который имеет вид выступа, перекрытого полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсида раннехристианской базилики, как правило, имела вид цилиндра со сводом в форме полусферы, который символизировал небесный свод.

Клуатра** - (закрытое место), типичная для романской и готической архитектуры крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор или внутренний сад монастыря или крупной церкви.

Ризница*** - место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников (прежде всего риз) и церковной утвари (священных сосудов).

Неф**** - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Трансепт***** - («ограда») - поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом.




Фото Храма Святого Семейства из Интернета