Девочка на велосипеде

Татьяна Азарова Плесовских
В одной деревеньке жил крестьянин Мирон с женой Дарьей. У них было двое детей. Старшая дочь Катя и младшенький сыночек Коленька. Собрались как-то родители в город продать картошку молодую, да кое-что купить для себя.

- Мне купите большую книжку с красивыми картинками про путешествия и приключения; - попросила Катя.

- А мне купите большой грузовичок с красной кабиной и жёлтым кузовом , - попросил Коля.

- Все привезём обязательно, - сказали родители. – Ты, Катя, смотри за братиком, да по хозяйству управляйся. А ты, Коленька, слушай сестру, и не балуй, да кашу ешь.

- Буду есть.
Папа с мамой сели в «Жигули» и уехали. Коля побежал к ребятишкам, а Катя затеяла испечь пирогов с картошкой, с морковью и с яблоками. Пироги удались на славу. Позвала Коленьку с улицы, налила ему молочка от козы Дуськи, и стали они есть. Братишка ел да хвалил. Особенно он любил пирожки с морковью.
А тут во дворе залаял Тузик и в дверь кто-то постучал: «Тук-тук!»

- Входите, открыто, - ответила Катя.
В избу вошла какая-то старушка.

- Добрый день, деточки! Можно я у вас немножко посижу, отдохну? Я иду из деревни Кукушкино в деревню Петушково к своей подружке, бабушке одной. А по пути ваша деревня Скворешкино.

- Конечно, бабушка. Проходите, присаживайтесь, угощайтесь пирожками, молочком.
-  Вот спасибо, девочка.

А Коленька уже поел, поблагодарил сестренку и побежал на улицу к ребятам.

- Очень вкусные у тебя пирожки, - сказала старушка. – Это твоя мама испекла?
- Нет, мама и папа уехали в город по делам, а я осталась за братиком присмотреть да по дому управляться.

- Смотри-ка, какая ты хозяйственная девочка. У тебя в доме чистота, порядок и готовишь вкусно. А когда родители вернутся?

- Послезавтра.

- Спасибо тебе за пирожки. Мне особенно с яблоками понравились.
На блюде еще несколько
пирожков оставались. Катя положила их в полиэтиленовый пакет и подала старушке:

- Это вам. Угостите вашу подружку.

- Вот спасибо, вот спасибо, Катенька. Подружка будет рада.

- Заходите к нам на обратном пути отдохнуть.
- Непременно зайду.
«Странная немного старушка», - подумала Катя. Но в чем её странность она так и не поняла. Девочка прибрала со стола, переделала ещё кое-какие дела в доме и в огороде. Потом сварила на ужин рисовую кашу, любимую братика Коли. Хотела его домой к ужину позвать, да тут он сам прибегает. Синий весь, дрожит.
- Что с тобой, Коленька?
- Н-не знаю. Т-только мне х-холодно… - А у самого язык заплетается.
- Может тебя кто напугал?
- Н-нет, н-никто не нап-пугал.
Уложила Катя мальчика в постель, дала ему чаю с вареньем, температуру померила. Температуры у него не было. А тут опять: «Тук – тук». Вошла знакомая старушка.
- А вот и я. Уже иду от подружки из деревни Петушково. Что случилось, Катя? Чем ты так встревожена?
- Братик заболел. Прибежал домой весь синий, дрожит.
- Кто-то напугал?
- Говорит, нет.
- Позволь мне его осмотреть. Ведь это я сейчас пенсионерка. А вообще-то, я всю жизнь проработала медицинской сестрой в детской больнице и все детские болезни знаю.
Она осмотрела мальчика и сказала:
- У него редкая болезнь, синюшка называется.
- Синюшка? Но я о такой болезни никогда не слышала.
- Поэтому и не слышала, что она редкая.
- Но что же делать?
- Надо идти на Синее озеро. Около этого озера растет трава. Ты её сразу узнаешь, потому что она зеленовато-голубая. Она так и называется "голубень-трава". А ягоды у неё синие. Надо нарвать этой "голубень-травы" и ягод и сделать отвар. Как настоится, дать его мальчику попить по полстакана через час. Всего три раза. Тогда он уснёт. А проснётся здоровенький.
- Жаль, что папа уехал. Ему здесь все места знакомы. А я даже не знаю, как пройти к Синему озеру, хоть и слышала о нем.
- Не беда. Дай бумагу, я тебе нарисую, как туда пройти.
Катя принесла лист бумаги и фломастеры. Бабуля села за стол и нарисовала, каким путём должна идти девочка.
- Сколько же идти туда?
- К вечеру дойдешь.
- К вечеру? Значит, ночевать в лесу?
- Неподалеку от Синего озера есть избушка. Там живет моя подружка. Передашь ей от меня привет, переночуешь у неё и утром отправишься в обратный путь.
- Но странно. Почему ваша подружка живет одна в лесу, в отдалении?
- О, ты не знаешь моей подружки. Она ведь журналистка. Всю жизнь пишет о природе и животных, очень она любит всех зверушек. А сейчас подружка на пенсии. Нашла в лесу заброшенную избушку и поселилась в ней на лето. И пишет, пишет свои статьи.
- Вот это да!
- Ты, Катя, сейчас ещё пирожков напеки побольше, завтра тебе в дорогу и угощенье отнесёшь моей подружке. Она пирожки с яблоками очень любит.
Старушка с удовольствием поела каши, чаю попила и ушла.
А Катя сходила к соседке, договорилась, чтобы она присмотрела за Коленькой и снова взялась печь пирожки. А сама все думала, как быть, как поскорей преодолеть этот путь и вернуться домой с голубень-травой. И тут её осенило. Надо ехать на велосипеде! Да, да! Конечно, где-то придется тащить его на себе и всё же так будет скорей. С этой мыслью она уснула.
Проснулась Катя очень рано, едва начало светать. Закинула за плечи рюкзачок, попрощалась с пришедшей соседкой, села на велосипед, и в путь!
Она быстро крутила педали. Велосипед стремительно нёс её по лесной тропинке. Что бы ехать было веселей, Катя придумала песенку и пела её под нос:
                Еду, еду, еду, еду
                И доеду хоть куда,
                На моём велосипеде
                Не страшит меня беда
Со своей песенкой она и не заметила, как проехала лес и оказалась перед речкой. Вот здесь на плане бабушка нарисовала мостик. Вот он. Но… мостик оказался разрушенным. По нему не то что проехать на велосипеде, даже просто пройти было нельзя. А берег такой  крутой, не спустишься вниз, шею себе свернешь. Течение очень сильное, водоворот так и крутит воду. Очень опасная речка.
Катя с велосипедом пошла по берегу, в надежде найти какую-нибудь переправу. И тут к ней подлетел целый рой пчёл и зажужжал:
- Ж – ж – ж!.. З – з – з!.. Девочка, помоги! Уж– ж– жасный случай! Уж- жасный ворюга! Уж – ж – жасный обж – ж – жора! Медведь добрался до нашего улья и ест наш мёд. Уж – ж – жас!
Катя пошла за пчёлами и вскоре увидела медведя, который выгребал своей лапой из расщелины дерева, где пчёлы устроили улей, мёд и слизывал его с лапы. Пчелы пытались его жалить, но у медведя была большая густая шерсть и их жала не жалили его.
Что же делать? А ну-ка, друг велосипед, выручай! Катя перевернула велосипед колесами вверх, подобрала большую ветвистую палку, в рюкзачке нашлась подходящая веревка. Она сумела привязать палку сверху над колесами так, чтобы она не мешала педалям. Еще она выплела из косички большой красный бант и привязала его снизу. После чего большой палкой – дубинкой постучала по дереву: «Бум! Бум! Бум!» и понизив голос, страшным голосом закричала:
- Я ужасный зверь Чу-Чу! Кого встречу – проглочу! Я ужасный зверь Чу-Чу! Я медведя проглочу!
Теперь она слегка крутанула педали, приподняла велосипед над кустом  и зазвонила звоночком…
Медведь оглянулся и его охватил ужас. Он увидел, как под кустом появляется голова ужасного зверя Чу-Чу. У него были огромные круглые глаза, которые еще и вращались. Нос зверя тоже вращался. Над головой возвышались большие ветвистые рога. А изо рта высовывался длинный красный язык. И что-то там внутри зверя звенело…
У страха глаза велики. Косолапый ворюга, не разбирая дороги, ринулся незнамо куда и вскоре исчез в глубине леса.
Пчёлки окружили Катю:
- Ж – ж – ж… Спасибо тебе, девочка. Кто ты и куда идешь? З – з – з… Можем ли мы тебе помочь?
- Меня зовут Катя. Я иду из деревни Скворешкино к Синему озеру, чтобы нарвать там голубень-травы, синих ягод и сделать отвар для моего маленького братика. Он заболел редкой детской болезнью синюшкой. Подошла к мостику, а он разрушен. Помогите мне перебраться через речку.
- Ж – ж – з… Кто тебе показал эту дорогу? З – здесь старый мостик давно уже раз-зрушен. Ты сделала большой крюк. Ж - ж – жаль. Ведь из деревни Скворешкино есть другая дорога. Она короче и подходит к хорошему мостику.
- Одна бабушка нарисовала мне эту карту, вот я и иду по ней.
- Долж – ж –жно быть у старушки склероз – з – з… Здесь неподалеку через речку перекинуто бревно. Ж – ж – жулка покаж – ж – жжет тебе дорогу.
Одна из пчелок по имени Жужулка отлетела от роя и Катя пошла за ней. Вскоре она подошла к крепкому бревну, перекинутому через речку. Девочка приподняла велосипед и, балансируя, перешла по бревну на другой берег. Уф! Теперь можно и продолжить путь.
Катя села на велосипед и поехала дальше. Надо опять проехать лесом, затем будет небольшая гора. Какой же этот медведь глупый! Испугался велосипеда. Она вспомнила свою песенку и решила её продолжить:
                Еду, еду, еду, еду
                И доеду до конца ,
                Напугала я медведя,
                Косолапого глупца.
Когда начался подъём, ей пришлось слесть с велосипеда и тащить его в гору. «Ничего, - утешала она себя, - зато потом вниз прокачусь с ветерком».
Ух, ну наконец-то она наверху! Отдышавшись, Катя съела пару пирожков, попила водички из бутылочки и собралась было ехать вниз, как тут увидела у себя под ногами… лягушонка. Бедняга почти не дышал и уже терял сознание. Девочка подняла лягушонка и он зашевелился. Она полила его водой из бутылочки и влила воду в его открытый рот. Лягушонок открыл глаза:
- Ой!
- Лягушонок, ты что здесь делаешь, на горе? Как ты сюда попал?
- Я живу на болоте. Это там, внизу, далеко. Меня зовут Квак. Из нашего болота я часто смотрел на облака и мне очень хотелось допрыгнуть до какого-нибудь облака и покататься на нем. И оттуда, сверху, кричать другим лягушатам: «Эй, вы, мелкота! Вы всё квакаете в своем болоте, а я здесь, на облаке. И я выше, выше вас всех! И я лечу! Лечу! Лечу!;» Но как я не прыгал, до облака допрыгнуть не смог. И тогда я поскакал на эту гору, потому что думал, что уж с этой-то горы я точно запрыгну на облако. Но оказалось, что и отсюда облака далеко. И тут мне стало плохо и я потерял сознание. Это ты меня спасла. Спасибо тебе девочка.
Катя рассмеялась.
- Ах, какой ты глупый, лягушонок. Облака отсюда очень, очень далеко. Да и кататься на них невозможно. Но зато мы с тобой сейчас ух как прокатимся вниз с этой горы. – Она посадила лягушонка к себе на плечо. – Держись покрепче, малыш!
Велосипед стремительно понес их вниз. Ветер свистел в ушах, и все вокруг мелькало.
- Ух ты! Эгей! – кричал Квак. – Еще ни один лягушонок не катался так на велосипеде! Все лягушата просто лопнут от зависти! Эй вы, птицы! Эй вы, звери! Это я Квак! И я лечу! Лечу!
А Катя только смеялась.
Но вот они спустились с горы и Катя поехала по тропинке к болоту. У болота их со всех сторон окружили лягушки и заквакали:
- Ка – как? Ква – квак! Ка – как? Ква – квак!
- Ты где пропадал, озорник? Я тебя с утра ищу! Квак – с! – строго спросила старшая лягушка.
- Я… я…ква… ква… - и лягушонок больше не чего не мог сказать в ответ. Но Катя пришла ему на помощь.
- Я нашла вашего лягушонка на горе. Бедняга задыхался без воды от жары. Он хотел покататься на облаке.
- Ха – ха! Ква – ква! Ха – ха! Ква – ква! – лягушки просто со смеху покатывались.
Бедный Квак чуть со стыда не сгорел. Он плюхнулся в воду и уплыл куда-то глубоко вниз.
- Как вам не стыдно! – возмутилась Катя. – Квак мечтатель, фантазер. Он хотел увидеть мир сверху. Он ведь не знал, что облака очень высоко. Зато как мы здорово прокатились вниз с горы. А вы? Вы умеете мечтать? Вы катались когда-нибудь на велосипеде? Да вы только и можете, что комаров глотать!
Пристыженные лягушки квакнули и попрыгали в воду. А строгая старшая лягушка сказала:
- Спасибо тебе, девочка, за то что ты помогла нашему малышу. А теперь расскажи, кто ты и куда едешь на своем велосипеде?
- Меня зовут Катя. Я иду из деревни Скворешкино к Синему озеру. Там  растет целебная голубень-трава с синими ягодами.
- Квак – с! Правда, есть такая целебная трава. Мы о ней слышали. А зачем тебе?
- Заболел мой маленький братик.
- Но кто показал тебе путь через гору? Ведь есть и другой путь – по ложбине. Он легче и короче.
- Одна знакомая бабушка.
- У старушки не иначе, как склероз или мигрень. Квак – с!
- Теперь я должна обойти болото и выйти через лесок к Синему озеру. – Катя показала план.
- Как? – возмутилась лягушка. – Зачем тебе обходить болото. Можно пройти и по болоту по тропинке и кочкам. Эй, Квакунья, покажи Кате путь! Квак – с!
Лягушка Квакунья поскакала впереди, а Катя пошла за ней. Велосипед она вела рядом с собой. Лишь иногда ей приходилось приподнимать его, чтобы пройти по кочкам.
Но вот болото пройдено. Катя поблагодарила Квакунью, села на велосипед и поехала по тропинке. Она снова вспомнила свою песенку и продолжила её:
                Еду, еду , еду, еду
                И болото не беда
                На своём велосипеде
                Я доеду хоть куда .
Вдруг у неё из-под колес мелькнуло что-то рыжее. Да это же лисица! А
там что?  Она притормозила и сошла с велосипеда. На тропинке лежал маленький птенец и дрожал от страха. Девочка взяла его на руки. И тут же откуда-то подлетел дятел Стук.
- Ах, это мой любимый сыночек Стукачок. Выпал из гнездышка, непослушный малыш. Сколько говорю: "Не вертись, не высовывайся!" Эта рыжая нахалка давно тут крутилась, чуть не унесла Стукачка.
- "Пи – пи" – только и пропищал птенец.
- Помоги, девочка. Надо вернуть малыша в наш домик в дупло.
Катя посадила птенца в карман рюкзачка и попробовала дотянуться до ближайшего крепкого сучка на сосне, но не дотянулась.
- А ну-ка, друг велосипед, выручай! Она подставила к дереву велосипед, взобралась на него и дотянулась до сучка, потом до ветки и вскоре под радостный писк других птенцов, крики и стуки слетевшихся дятлов, добралась до птичьего домика. Достала из кармана рюкзачка птенчика и бережно посадила его в домик.
Все птицы в лесу подняли невообразимый гвалт.
Когда Катя слезла с дерева, к ней подлетел дятел Стук и сказал:
- Спасибо тебе, девочка. А теперь расскажи кто ты, и куда держишь путь?
- Меня зовут Катя. Я иду из деревни Скворешкино к Синему озеру за целебной голубень-травой с синими ягодами, чтобы вылечить моего маленького братика. Одна знакомая старушка нарисовала мне план. По нему я и иду. Вот он.
- Тук-тук. Есть такая трава. Мы, птицы, когда болеем, тоже ею лечимся. Но почему старушка указала самую длинную тропинку? Тук! Непорядок! У этой старушки то ли склероз, то ли маразм. Эй, Стукич! Покажи Кате ближайшую тропинку до Синего озера.
Молодой дятел Стукич полетел вперед, а Катя села на велосипед и поехала за ним. Там,  впереди, между деревьями уже виднелось Синее озеро. Ей стало весело и она продолжила свою песенку:
                Еду, еду, еду, еду
                И не страшно мне ничуть               
                На своём велосипеде
                Одолела трудный путь.
- "Тук-тук", - подпел ей дятел, - а вот и Синее озеро.
Катя поблагодарила Стукича, и он улетел. У ног девочки чуть плескались чистые синие волны. Вокруг было красиво тихо и спокойно. Просто благодать. Вот бы приехать сюда как-нибудь всей семьей с мамой, папой и братиком Колей.
         А где же голубень-трава? Вот она. Голубовато-зелёная травка расстилалась кругом веселым ковром. Катя попробовала ягоды, они были очень вкусные, слегка сладковатые, и почувствовала прилив сил. Взглянула на часы. Всего 12 часов дня! Вот это да! Значит не придется ночевать в лесу и до вечера можно вернуться домой. Но надо сначала навестить бабушкину подружку журналистку, угостить её пирожками, попить с ней чаю, отдохнуть. А уж потом нарвать голубень-травы с ягодами и отправляться в обратный путь.
Тропинка к домику бабушки журналистки вела вверх. Девочка оставила велосипед у озера и пошла по тропинке. Вскоре она увидела какую-то неказистую бревенчатую избушку, покосившуюся, с маленьким, едва державшимся оконцем. Она поднялась по сломанным ступенькам и постучала в дверь, которая болталась на косяке и поскрипывала. Постучала: "Тук-тук".
- Ась? Кто тама? Входи, не стесняйси, у мене запроста.
Катя вошла и обомлела.… Перед ней стояла … вчерашняя старушка.
- Бабушка?
- Бабушка, бабушка. Аль не признала?
- Не может быть!
- Как это не может быть, если уже есть. Ты почто так рано заявилась? Я тебе только к вечеру ждала. Хорошо, что не успела уйти по делам.
- Я доехала на велосипеде. И еще друзья показывали мне дорогу покороче. Вы зачем меня, бабушка, обманули? Показали самую длинную дорогу, наговорили что-то о подруге журналистке?
- Зачем, зачем… Неча было уши-то развешивать. Федул, чаво губы надул? – Да кафтан прожег. Хе-хе!
- Вы мне зубы не заговаривайте.
- Пирожки принесла?
- Вот вам пирожки!
- С яблоками?
- С яблоками!
- Ну-ну,- бабушка уселась за стол и начала уплетать пирожки. – Обожаю пирожки с яблоками. Всю жизнь бы их ела. Ты мене своими пирожками достала. Я их как поела вчерась у тебе, так и решила тебе сюда заманить. Теперича ты тут будешь жить и пирожками мене кормить.
- Не дождётесь! Не буду я с вами жить!
- Ну вот, наелась. Молодец, много напекла. Половину сейчас съела, половину потом. Твое счастье, что сыта и добра. Хе-хе.
- Я пошла, бабушка.
- Ну-ну, давай иди.
Катя толкнула дверь, но она не открылась. Толкнула еще сильней – не открылась. Разбежалась и толкнула еще сильней! Но дверь, которая совсем недавно едва болталась на петлях и поскрипывала, теперь была, как железная.
- Отпустите меня, слышите!
- Хе-хе! Хм-хм. Кхе-кхе.
- Катя обернулась… перед ней уже стояла не та пространная старушка, а настоящая Баба Яга! Седые патлы торчали из-под грязного платка. Из-под седых бровей смотрели маленькие злые глазки, а зубы торчали как клыки.
- Теперича поняла куды попала?
- Вы… вы… Баба Яга! Гнусная злая старуха! Карга!
- Карга! Га-га! Ну и чё! Мене этта как компилемент. Хе-хе! И ты такой станешь! Не зря же я тебе сюда заманила. Это я напустила хворь на твоего брата. Хе-хеус.
- Отпустите, мне надо к брату!
- Не суетись. Помреть он сегодня ночью без голубень-травы – то. А ты со мной останешься. Я из тебе такую Бабу Ягу сделаю, залюбуешьси. А то мне скучно тут одной, старой. Я тебе всем своим гадостям обучу.
- Я не хочу.
- Кто у тебе спрашивать будеть. Чтой-то мене в сон клонить. Должно быть пирожков объелась. Посплю немножко и возьмусь за тебе. У мене тут такая психотерлапия, хе-хе, шо скоро ты забудешь кто ты, откуда и как тебе зовуть.
- Кодирование людей запрещено законом, - возмутилась Катя, - я в милицию пожалуюсь!
- Иди в свою милицию, иди. – Баба Яга зевнула; - коли дойдешь. А у мене свои законы. – Она легла на лежанку и вскоре захрапела.
Катя взяла табурет и с размаху ударила по хлипкому оконцу. Стекла, которые едва держались в раме, даже не вздрогнули, не то чтобы разбиться. А Баба Яга только сильнее захрапела. Еще полчаса назад, у Синего озера, ей казалось, что она в раю. А теперь попала в ад. Она пригорюнилась. За окошком солнышко, да на сердце горюшко. Нет, стать такой же отвратительной бабой Ягой ей совсем не хотелось. Ей хотелось домой к братику, маме и папе.
Тут она услышала легкий шум, какую-то возню в стенке, у самого пола. Прислушалась. Вскоре в стенке образовалась дырочка и оттуда вылезла маленькая мышка.
- Апчхи! Меня зовут мышка Малышка. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы прогрызть ход. В этом месте в стене была маленькая щёлочка. Сколько раз мимо пробегала, принюхивалась, но не разу ничем приличным отсюда не пахло. Апчхи! У карги никакой экологии. Вечно жуткая вонь! Ест какие-то поганки вперемешку с пауками. А сегодня отсюда так хорошо запахло, что я не удержалась и пробралась сюда. Что здесь такое вкусное? Не угостишь ли меня, девочка?
- Охотно.
Мышка Машка ловко взобралась на стол и Катя дала ей пирожок. Пока мышка уплетала лакомство, девочка рассказала ей свою историю.
- Вот спасибо тебе, Катя. Давно я так вкусно не ела.
- Что же мне делать, Малышка? Скоро эта злая карга проснётся и начнёт меня заколдовывать.
- Держись, придумай что-нибудь, мешай ей, тяни время. А я позову мышек и побегу  к твоим друзьям  дятлам.
Мышка юркнула в свою дырочку, а Баба Яга вскоре проснуласть и потянулась.
  - И-ех! Хорошо то как! Ой, шо етта  у мене тут подозрительно попахиваеть. Уж не мыши ли  тут побывали?
- Что  им тут делать, мышам-то. Это ваши гнилушки воняют, белена какая-нибудь и всякая гадость.
- Кому гадость, а кому  и радость.
- Это точно.
- И-ех, возьмусь-ка я за  тебе. Вот прямо  чичас  и возьмусь. Хе-хеус.
- Ну что вы, бабушка, доешьте-ка лучше пирожки, пока не засохли.
- И то верно.
Карга взялась за пирожки, аж за ушами трещало. Управившись, она чуть подобрела.
- И-ех, хе-хе. Как подумаю, что теперича я каждый день буду есть пирожки и всякие вкусности, на душе становится  приятно. А теперича возьмусь за тебе.  Смотри же, не будешь мене слушаться, я тебе съем!
- Не ешьте меня, бабушка. Быть Бабой Ягой не так уж и плохо. В этом есть свой шарм.
- Шарм? Гы! То-то. Тогда слухай. Сначала…
- Подождите бабушка Ягушечка. Как можно начинать урок  в такой грязи, да пыли. Давайте я сначала наведу в вашей  избушке чистоту.
- Ладно уж, валяй. Здесь лет сто никто не убирал.
Катя взялась за метлу.
- Эй, не тронь! Я ж на ней летаю. Когда делу научишься я и тебе такую же  сварганю. Вместе летать будем.
- Да? – Катя с почтением поставила метлу на место. – Я мечтаю о том дне, когда мы  будем  вместе летать и делать гадости.
- Молодец! Из тебе будет толк! Быть тебе Ягой!
Девочка нашла всё ж какой-то облезлый веничек, взобралась на табурет и смела с потолка паутину. Потом отыскала захудалый тазик, налила в него из бочки воды и с мокрой тряпкой полезла к полке.
- Эй, девчонка! Ты что делаешь?
- Хочу протереть пыль с полки.
- Но-но поосторожнее там! Видишь толстенную чёрную книгу? Это священная книга Бабы Яги. Там всякие колдовства, наговоры, заклятья. А в баночках сушеные червячки, паучки, белена, мухоморы, поганки.
- Да? Прелесть-то какая! Я осторожно, бабушка Ягушечка. – Она протерла кругом пыль, потом помыла пол.
- Ну вот и чисто. Теперь неси ту толстенную книгу. Начнем  урок.
- Но может я пока стряпней займусь? Испеку оладушек или кашу сварю. У вас есть мука, крупа?
- Сыта я. Неси книгу, живо!.. Открывай на первой странице. Читай!
- «Если хочешь с-стать Б-бабой Я-ягой…»
- Чего заикаешься? Аль не хочешь?
- Х-хочу, оч-чень х-хочу. Но у меня… з-заболел з-зуб.
- Зуб? Хе! Тучи-ночи! Кучи-бочи! Зуб, пройди и не морочи! Болит ещё?
- Болит.
- Врешь, дрянная девчонка! Читай дальше.
- Если х-хочешь с-стать…
В это время в стене послышалось какой-то  шебуршание и через дырочку в избу пролезла первая мышка. За ней вторая, третья. Вскоре их были сотни!
- Эй, карга! Отпусти девочку, быстро! Не то мы с тобой разберемся! – пискнула одна мышка.
- Чаво? Вот я вам чичас задам! Вы у мене чичас все издохните! Потом я вас  засушу и в дело пущу!
Но мышки не испугались, а полезли по бабкиным ногам, по драным чулкам, кусали ее за ноги, лезли выше и кусали везде, где могли.
- Ай! Ой! Ай! Ой! Страницу с заклинанием забыла, однако! Вспомнила! На восемьдесят первой странице! Меки-беки! Кыши-тыши! Подыхайте, серы мыши! - Мыши тотчас свалились с неё замертво.
- Ну как я твоих помогальщиков, а? Потом мы вместе их засушим и сделаем прекрасную гадость.  А теперича читай дальше.
- Если хочешь стать Б-бабой Я-Ягой, н-надо… Я пить хочу. В горле пересохло.
- Ладно, попей.
- Ой какая у вас плохая вода. Тухлая.
- Привыкай.
- Давайте я лучше на Синее озеро сбегаю. Там вода чистая, холодная, вкусная.
- Перебьешься. Вот станешь Ягушкой, тогда и сбегаешь. Читай!
- «Если х-хочешь»…
Тут небо покрылось какой-то серой тучей и поднялся страшный птичий гвалт. Налетели откуда-то сотни дятлов и начали стучать по крыше избушки, по бревнам, в дверь и окошко.
- Тук! Тук! Тук! Эй ты, старая карга! Немедленно отпусти девочку! Не то мы своими клювами раскрошим всю твою избушку! Тук! – Несколько дятлов отыскали мышиную дырку и стали расширять ее клювами. Тук-тук!
Вскоре один из них пролез в дырку. За ним в избушку проникли другие птицы и кинулись на Ягу.
- Не дадим нашу Катю в обиду! Тук-тук! Отпусти девочку! Заклюем! Тук-тук! - Они стали больно клевать бабку.
- Ах так! С мышами справилась и с вами справлюсь! У Ягушки у старушки и на дятлов есть прорушка!.. Ой, забыла как дальше! Катька, открой книгу на сто двенадцатой странице, нет на сто тринадцатой.
- Сейчас! – Катя схватила гнусную книгу и бросила ее в печь в огонь.
- Ты что наделала! – Карга  кинулась к печке, но Катя закрыла печь собой.
- Прочь с дороги, дрянная девчонка!
Дятлы еще сильнее стали клевать Бабу Ягу, но она схватила свою метлу, разметала их, оттолкнула девочку, выхватила из огня дымящуюся книгу, затушила ее и открыла на нужной странице:
- У  Ягушки у старушки и на дятлов есть прорушка! Кеки-беки! Крятлы-мятлы! Сгиньте птицы! Сгиньте дятлы!
Птицы в избушке упали замертво, а те, что были на улице, отлетели подальше.
- Ах ты, противная девчонка! Ты спалила первую страницу моей книги, где написано, как стать Бабой Ягой!
- Значит не быть мне Бабой Ягой!
- Ничего, вот я чичас с тобой расправлюся!  Живо достань мне с полки банки с мухоморами, с беленой и с птичьим помётом.  Чичас приготовлю шикарный отвар, напою тебе и станешь, как шёлковая. – И Яга грозно помахала метлой перед носом у Кати.
Она, вздохнув, собралась уже было выполнить приказ Яги, как тут… через дырку в стене вдруг начали одна за другой заскакивать лягушки.
- Ква!  Ква! Ква! Ква! – Они скакали по всей избе, по лавкам, по столу. С грозным кваканьем они стали кидаться на старуху, прыгать ей на плечи, голову и прямо в лицо. – Отпусти девочку, мегера! Квак-с!
Кыш! Тьфу! Бр-рысь! Ах вы мерзкие твари! Знатный у мене сегодни будет ужин! Всех сварю! – заорала Баба Яга.
- Лягушки, кидайте мне с полки все эти гадости! – крикнула Катя.
Несколько лягушек запрыгнули на полку и начали лапками сбрасывать оттуда банки и коробки. А Катя стала все это ловко подхватывать и кидать в огонь. Все бабкины запасы немедленно сгорели.
- Вот ужо я вас! Заколдую! Закодирую! Хе! Зеки-беки! Ох дальше забыла… а вот на двести семнадцатой странице. Чичас посмотрю… Зеки-беки! Ушки-крушки! Пусть издохнуть все лягушки!
Тут все лягушки в избушке  свалились замертво. А те лягушки, что оставались на улице, ускакали подальше.
- Ну, как я? – Карга подбоченилась. – Ты еще не поняла, дурочка, что я непобедима! Баба Яга сильнее всех! Прохфессор кислых щей Кашпир-Чуманский мене в и подметки не годиться! Ну, как я их всех закашпирекала? Зачуманила? А! Штабелями лежать! Хе! Заткни дыру немедленно, слышь-ка! Чтоб больше ни одна тварь сюда не пролезла. Надоели! Хе! – И она взмахнула своей метлой.
Катя взяла какую-то тряпку, заткнула дыру в стене, но оставила маленькую щелочку. Бабка и не заметила.
- Теперича всерьёз за тебе возьмуся. Есть в моей книге одно заклятье на таких противных девчонок, как ты. Чичас, чичас вспомню на какой странице.  Ты у мене землю есть будешь, и будешь думать, что она шакулат.  Ты у мене на коленях ползать будешь и будешь думать, что летаешь. Ты у мене петухом кукарекать будешь, а сама будешь думать, что поешь, как Лариска Долькина. Хе! На эстраде!
- Бабушка, бабушка, не надо!
- Страница, страница… и-ех склярос…
- …З-з-з… ж-ж-ж… - раздалось вдруг откуда-то.
- Эт-та ышшо чаво, а?
Одна за другой в избушку проползали пчелы и начали кругом летать.
- Уж-ж-жасная з-з-злющая карга! З-з-заж-ж-жалим ж-ж-ж, з-з-заж-ж-жалим!  Отпусти Катю, з-з-з-ж-ж-ж!
Бабка замахала своей метлой, как мушкетер шпагой.
- Эт-та вы чаво в чужое жилище вторгаетесь без спросу, а? Вот я вас! Какое же у меня заклятье-то супротив пчёл… А вспомнила… На странице…
Только Баба Яга потянулась к своей книге, как  сразу несколько пчёл укусили ее за руку.
- Ай! Ой! Кыш, треклятые!
Тут Катю осенило:
- Пчёлки, облепите ей глаза, чтобы она не видела своей книги, облепите ей рот, чтобы она не могла сказать своё заклятье, облепите её всю! – Тут она выдернула из дыры в стене тряпку и  оттуда влетел огромный рой пчёл:
- З-з-з-ж-ж-ж… - Пчёлы так облепили старуху, что она не могла не то что  рта раскрыть, но даже шевельнуться, и была похоже на какой-то пчелиный кокон с метлой в руке.
Катя схватила книгу с заклятьями  и раскрыла ее на странице восемьдесят один.
- Ага, «Как убить мышей.» Это нам не надо. А вот и расклятье. «Как оживить  мышей…»  «Беки-меки! Тыши-кыши! Оживите, серы мыши!»
Мышки мгновенно ожили, поднялись на свои лапки, забегали кругом  и  радостно запищали.
- А теперь поможем дятлам. Угу, вот это где. «Беки-кеки! Мятлы-крятлы! Оживите, птицы-дятлы!»
Дятлы ожили и деловито застучали клювами.
- Теперь поищем расклятье для лягушек. Страница 217. «Беки-зеки! Крушки-ушки! Оживите все лягушки!»
Лягушки очнулись, весело заквакали и устроили шумную скакотню. В избушке  царил настоящий тарарам. А за избушкой тоже собралось огромное количество птиц, мышей, лягушек и пчел. Они летали, скакали,  пищали, жужжали, стучали, квакали. Такого гвалта здесь еще никогда не было.
- Тихо!  - прокричала Катя. Она с размаху бросила в печь бабкину колдовскую книгу. Огонь охотно за неё ухватился  и вскоре от книги ничего не осталось.
- Тук-тук, - сказал дятел Стук. – Баба  Яга больше не сможет  нам навредить. 
- Давайте решим, что  с ней теперь делать, - сказала Катя.
- Сжечь в избушке! – пропищала мышка  Малышка. И другие мыши ее поддержали.
- Утопить в  болоте. Квак-с! – крикнул лягушонок Квак. И другие лягушки его поддержали.
- Забить клювами! Предложил молодой дятел Стукич. Все дятлы его поддержали.
- З-з-заж-ж-жалить, з-з-з!... – прожужжала пчёлка Жужулка. И все пчёлы её поддержали.
- А ну-ка, пчёлки, отлетите теперь от Бабы Яги. Её послушаем, что скажет.
Пчёлки отлетели. Лицо Яги было совершенно распухшим. Она расправила плечи и взвыла:
- У–у–у… И чаво я с вами связалася на свою голову–у–у… Отпустите мене. Не буду больше, каюся. Хе. Тёмная я, отсталая. Телявизера нет, радиву не слухаю. Рази можно так бедную бабушку, сиротку обижать.
- Обижать вас, бедную сиротку? – возмутилась Катя. – Кто напустил хворь на моего братика и сказал, что он этой ночью помрет?  Кто меня сюда заманил? Кто умертвил мышей, дятлов, лягушек?
- Каюся, каюся, каюся, каюся. Не помрёть Коленька. Голубень-травой лечи, как я вчерась сказала. Утром здоровенький будеть. А я теперя безобидная. Хе. Переквалифицируюся, клянусь, в етту, как её, кикимору. Не буду больше Ягой. Надоело. Разочаровалася я… Хе.
- Ладно уж, давайте отпустим её, а? Что скажете, мыши, лягушки, дятлы, пчёлки? – Предложила Катя.
- Убирайся из нашего леса!
- Не задерживайся у нашего болота!
- Держись подальше от дятлов!
- Увидим – з-з-заж-ж-жалим!
- Отпускаем тебя, Яга! Убирайся, и не забывай о нас! – сказала Катя.
Бабка мгновенно оседлала метлу, дверь перед ней отрылась, она вылетела вон, взлетела над лесом и вскоре исчезла. Вслед ей раздалось  многоголосое «Ур-ра-а!».
Дятлы дружно застучали клювами и вскоре от избушки только щепки полетели. Мышки эти щепки хватали и разносили подальше по сторонам. Прошло немного времени и на месте избушки осталось ровное место.
- Вот и хорошо. А мне домой пора к братику, ведь его лечить надо. – Катя спустилась к озеру, нарвала голубень-травы и синих ягод, закинула рюкзачок за плечи и села на велосипед.
Обитатели леса бежали, скакали, летели жужжали, квакали вокруг нее. Сначала ей помахали лапками мышки. У болота с ней простились лягушки. Дятлы попрощались в своем лесу. А пчёлки провожали до окраины села. Но солнце уже садилось, и им пора было возвращаться назад.
Катя вошла в свой дом. Коленька по-прежнему лежал в постели, дрожал и был весь синий. Он был совсем плох. Она сделала отвар из голубень-травы  и ягод, а когда отвар отстоялся, дала попить братику. Он попил и ему стало получше. Синь стала сходить, дрожь прекратилась. Через час он снова попил отвар. Дыхание его стало ровным, он поел немного каши и попил молока.
Еще через час Катя снова напоила братика. Он улыбнулся, щёчки его порозовели, лёг на бочок и уснул крепким сном. Катя прилегла с ним рядом и тоже уснула.  Ей снилось Синее озеро. Тихое, спокойное, чистое.
…Утром Коленька проснулся и увидел в кровати рядом с собой красивый грузовичок с красной кабиной и жёлтым кузовом. Про свою болезнь о даже не вспомнил.
- Грузовик! Грузовик! – радостно закричал он. – Мама, папа приехали!
Он поцеловал родителей, Катю, ухватил грузовичок за верёвочку и побежал во двор.


                Рисунок Евгения Смирнова.