Время чудес еще не кончилось

Мари Долгорукова
30 апреля в Санкт-Петербургской Филармонии джазовой музыки состоялся Гала-концерт в честь Международного дня джаза. Напомним, что в ноябре, 2011 Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) официально установила 30-е апреля как Международный День Джаза с целью выделить джаз и его роль в объединении людей со всех уголков земного шара. О введении новой даты в календарь, Генеральная конференция ЮНЕСКО объявила в 2011 году. Первое празднование состоялось в 2012 году.
В этот день собрались истинные поклонники и любители джаза.  Культурная богемная атмосфера, музыканты в костюмах, милые вокалистки в роскошных длинных платьях, публика, в основном, довольно зрелого возраста, все это действо будто возвращало нас в Новый Орлеан, в то время, когда только зарождался джаз.
Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и похлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии ритмы рэгтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.
Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили, начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.
Концерт начался с выступления оркестра «Саксофоны Санкт-Петербурга» Геннадия Гольштейна.  16 саксофонов, контрабас, рояль, вибрафон и прекрасные вокалистки: Яна Радион, Айрин Буше и Лиза Бертолуччи, исполнили много известных джазовых композиций. Программа данного оркестра была довольно ритмичная, лишь пару баллад разбавило это музыкальное веселье.
Следующими на сцене были московско-петербургский ансамбль «Четверо» в составе, которого, народный артист России Геннадий Голощекин, Алексей Подымкин, Сергей Васильев и Виктор Епаненнешников.  Для разогрева публики, первой композицией, которую они исполнили, была популярная американская песня 1927 года композитора Хоуги Кармайкла «Звездная пыль». Далее, последовали шедевры Голощекина, как он сам  нам презентовал их, с комментариями о том, что он сторонник классических хитов, и  редко исполняет собственные композиции.  Первым шедевром была песня «Взгляд пантеры» - лиричная, грустная, изящная и очень мелодичная, во главе Голощекина, так страстно играющего на скрипке, лидирующие музыкальные позиции. Следующими, были композиции «Вальс принцессы на горошине» и «Весенняя грусть», в которой основными звуками было хрустально - чистое соло виброфона, столь подчеркивающий настроение и названия песни.
В перерывах между выступлениями, нас развлекал заслуженный артист России Владимир Фейертаг, рассказывая нам интересные истории из своей жизни и жизни знакомых музыкантов и немного о становлении джаза в Санкт-Петербурге.
Третьими, выступили Парад джазовых гитаристов ( Гасан Багиров, Гасан Казаханов, Михаил Эдельштейн). Иллюстрируя нам истинный свинг. Свинг в переводе с английского "swing" означает качение. Термин имеет два значения. Во-первых, это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия.
И наконец, на сцене появился Ленинградский Диксиленд Олега Кувайцева. Диксиленд - название джазовых ансамблей, состоящих из белых исполнителей, подражающих традиционным темнокожим джазовым коллективам и играющих джаз в новоорлеанском стиле. Прозвучали такие известные песни, как «Royal garden Blues», «Louisiana», «Sheikh of Arabia» - иллюстрируя нам классический тональный куплетный демократичный джаз. Последней композицией была «Прости, прощай, Одесса - мама!», главные слова, в которой прозвучали словно гимном, этого вечера, да и всего джаза в целом, «Милый друг, давай пожмем друг другу руки и в дальний путь на долгие года!!!».
 Джаз объединяет, и рука об руку мы идем с ним по жизни! Играя, слушая и узнавая о джазе и его истории как глобальной формы искусства, участники празднования еще раз подтверждали значение международного сотрудничества и межкультурной коммуникации.