Играем в классики. Репетитор

Андрей Глухов
  Аспирант механико-математического факультета Егор Заборов искал приработок. Хроническое безденежье угнетало его, злило и приводило в отчаяние. Он бросался ко всем знакомым с просьбой посоветовать, подсказать, научить, в конце концов, как подзаработать, используя полученные за годы учёбы знания.
- Обратись к Сашке Москалевскому, - посоветовал ассистент кафедры, выслушав просьбу Егора, - он создал целую сеть репетиторов, может и тебя включит в их число.
Сашка Москалевский обитал здесь же, в Доме аспиранта и стажёра, и Заборов побежал к нему с прытью студента первокурсника.
- Поздно сообразил, всех лакомых уже разобрали, но поглядим, что осталось,- обнадёжил Сашка и открыл толстую тетрадь, - Так, так, - приговаривал он, листая страницы, - в ЕГЭ маракуешь? Понятно, в твоё время этого ещё не изобрели, в ГИА тоже, значит, эти два направления тебе не подходят. Так, этому не подходишь ты.
- Чем не подхожу? – обиделся Егор.
- Носом не вышел. Либерманам обязательно репетитор еврей нужен. Вот, могу предложить пятиклассницу на один раз в неделю, правда, на полтора часа. Берёшь? Десять баксов в час, два бакса мне, итого тринадцать баксов за полтора часа. От метро шесть остановок на автобусе.
Математические мозги аспиранта заработали как калькулятор: час туда, час обратно, полтора там, четыре с половиной часа; бакс сегодня рублей тридцать, значит заработок триста сорок; дорога обойдётся рублей в сто двадцать. Двести рублей в неделю положения не спасали.
- Сам вижу, что мало, - говорил Сашка, листая страницы, - Вот, специально для тебя. Шестой класс. Умненький мальчик Петя Удалов. У него между четвёркой и пятёркой, а мама желает пять с плюсом. Берёшь? Условия те же, только от метро на остановку дальше.
Четыреста в неделю тоже не бог весть что, но уже становилось веселее. Зазвонил телефон.
- Почему отказываешься, в чём причина? Обстоятельства? От остальных тоже отказываешься? Нет? Только здесь обстоятельства? Ну, дело твоё.
Сашка выключил телефон и радостно сообщил:
- Повезло тебе, Егор. Сейчас репетитор от ученицы отказался, какие-то личные обстоятельства у него. Не предложение, а конфетка: восьмой класс, занятий два в неделю и живёт на соседней улице. Хватай, пока даю.
Это уже было кое-что, и аспирант Егор Заборов стал полноправным членом сети Сашки Москалевского.

 На своё первое занятие новоиспечённый репетитор ехал в состоянии возбуждённом, почти истерическом. Всю неблизкую дорогу он думал, как построить занятие, пытался вспомнить себя десятилетнего, не вспомнил и к дверям квартиры ученицы подошёл без какого-либо плана урока.
Дверь открыла мать ученицы, надменная дама, сразу сообщившая, что она заведует юридическим отделом крупного банка и будет присутствовать на первом занятии. Девочка показалась Егору полной противоположностью своей матери. Тихая, задавленная материнским величием, она совершенно не понимала вопросов репетитора, и только время от времени поднимала на мать испуганные глаза.
- Приготовьте с ней домашнее задание, - распорядилась мать.
Девочка послушно достала дневник и тетрадь, и протянула Егору учебник. Задача была простой, как яйцо, но девочка не имела ни малейшего представления о том, как к ней подступиться.
- Посмотри, - увещевал девочку репетитор, - в условии всё написано. Твоя задача состоит в том, чтобы записать слова с помощью математических символов. Читаем: в гараже стоят легковые и грузовые машины и автобусы, находящиеся в разных пропорциях по отношению друг к другу. В задаче спрашивается, сколько было автобусов, значит, автобусы принимаем за «Х». Правильно?
Девочка похлопала глазами и ничего не ответила.
- Читаем дальше: легковые машины составляют две пятых от количества автобусов, а грузовые три седьмых. Это мы записываем и приравниваем к единице.
- Вот я вас и поймала, - торжествующе встряла мать, - в гараже не одна машина, а гораздо больше.
- Выйди, - приказала она дочери, и та пулей вылетела из комнаты.
- Вот что, молодой человек. Не знаю, чему вас в школе и университете учили, но нам такой некомпетентный репетитор не нужен. Мы отказываемся от ваших услуг и сегодняшнюю профанацию занятий я оплачивать не намерена. Всего хорошего, ищите других лохов.
Обескураженный репетитор вышел из комнаты. Девочка в прихожей показала Егору язык и убежала.
- Не расстраивайся, Егор, - успокоил его Сашка Москалевский, - ты уже четвёртый на её счету. У нас и хуже бывает. В позапрошлом году заказали мальчику англичанку для разговорной практики. Я послал к ним преподавательницу из Иняза. Договорились на тридцать баксов в час, занятия через день, расплата после каждого десятого занятия. Репетиторша в восторге: «Я деньги получу и в Лондон смотаюсь». Девять занятий провела, а на десятое пришла, так ей не открывают. Она к соседям: «Не случилось ли чего?» Ей говорят, что всё в порядке – они вчера на ПМЖ в Штаты смотались. Такова репетиторская жизнь, Егор.

 К умному мальчику Пете Удалову репетитор Егор Заборов летел, как на крыльях.
- Между четвёркой и пятёркой, это хорошо, можно будет говорить о математике, а не о глупостях, - убеждал себя репетитор, - Занятие построю как разбор непонятных тем, о чём спросит, о том и будем разговаривать.
Дверь открыла бабушка.
- Здравствуйте, заходите, пожалуйста, - приветливо встретила она, - Сразу объясню, чего мы от вас хотели бы получить. Петенька очень умный и учится хорошо, но порой задаёт вопросы, на которые мы, гуманитарии, ответить не можем. Вы побеседуйте с ним, пожалуйста, очень просим.
Петенька сидел за компьютером и играл с ним в шахматы.
- Одну минуточку, - попросил он, - мат в три хода. Ему бы сдаться, да в программу только моя сдача заложена, приходится играть до мата.
Компьютер заиграл победный марш, поздравляя Петеньку с выигрышем.
Петенька задавал вопросы, к школьному курсу отношения не имеющие, Егор отвечал, иногда они спорили и репетитор был почти счастлив.
- Ну а по текущим делам есть вопросы? – спросил репетитор.
- Есть, вот, например, не чувствую чёткой границы между необходимыми и достаточными условиями. Если предложенные условия достаточны для решения задачи, значит, они необходимы, если необходимы, значит достаточны. Разве не так?
- Давай рассмотрим пример, - ответил Егор,- в ящик с яблоками случайно высыпали гвозди. Всего в ящике оказалось сто пятьдесят яблок и гвоздей. Сколько яблок и сколько гвоздей в ящике? Можно решить эту задачу?
- Нет, конечно, - живо ответил Петенька, - задача решения не имеет.
- Почему? Объясни.
- Потому, что яблоки с гвоздями складывать нельзя! И учеников с партами нельзя, и крокодилов с баобабами нельзя. Это нам математичка постоянно говорит.
Оставшиеся до конца занятий полчаса Егор бился, доказывая Петеньке, что складывать можно, если от гвоздей и яблок перейти к штукам, но умненький мальчик неколебимо стоял на своём.
- Как их не назови, но яблоки с гвоздями складывать нельзя, так Надежда Сергеевна говорит.
Время занятий истекло, и репетитор сдался:
-  Это хорошо, что безоговорочно доверяешь учительнице, - примирительно сказал Егор, - но ты её не совсем правильно понял.  Договоримся так, ты в школе ещё раз уточни у неё, а я ухожу. До свидания.
- Вот упрямый чертёнок, - думал Егор по дороге домой, - упрётся, и не сдвинешь. А учат их как? Учитель сказал, а поняли они смысл сказанного или нет, его не волнует.
- Как отзанимался? – поинтересовался Сашка, принимая свои два бакса, - Хорошо, что нормально. Завтра проще будет – восьмой класс, девица взрослая, мозгов больше.

  - Вот моя Алёнушка, рыбонька ненаглядная, - представила Егору дочку мамаша, - Вы с ней помягче, пожалуйста, ранимая она у меня. Я на кухне буду, что понадобится, зовите.
- Какие проблемы, - поинтересовался Егор у «рыбоньки»,- что из курса не понятно?
- Нет у меня проблем. Я математичку терпеть не могу, она меня тоже не любит. Вот и все проблемы, а их с репетитором не решишь.
- А алгебру, любишь?
- Чего её любить? Любить мальчиков надо, а не алгебру.
- По-своему ты права, но меня позвали алгеброй заниматься, так что давай займёмся. Я тебе тут задачку приготовил, - Егор достал из кармана лист бумаги, - Она простенькая, но решается минимум шестью способами. Мне интересно, какой ты выберешь.
- Какая разница, главное решить. За способ отметок не ставят.
- Не скажи. Можно правой рукой левое ухо чесать, можно в решении пойти таким длинным путём, что сам запутаешься. Самый верный путь в решении любой задачи, это прийти к цели кратчайшим путём. Решай, посмотрим, как ты придёшь к цели.
Несколько минут Алёнушка писала, зачёркивая и исправляя написанное, потом протянула листок Егору. Задача была решена кратчайшим способом.
- Ты молодец, просто здорово, - похвалил репетитор и, сжав кулак, поднял большой палец.
Реакция «рыбоньки» ошеломила Егора: Алёнушка зажала палец в своём кулачке и впилась в него острыми ноготками.
- Ты что делаешь? Отпусти, больно, - растерянно прошептал он.
- Поцелуй меня, - потребовала «рыбонька», - немедленно целуй, или я закричу и скажу, что ты допустил в отношении меня развратные действия сексуального характера.
- Ты что, ненормальная, - возмутился Егор, но осёкся, увидев холодный взгляд «рыбоньки».
- Целуй или кричу.
Егор тронул её щёку губами.
- В губы целуй, - потребовала девица, - и крепко, с языком.
- Ну, что там у нас ещё? – равнодушно спросила Алёнушка, когда Егор оторвался от неё.
Он не успел ответить, как в комнату вошла мамаша.
- Как у вас дела, ничего не нужно?
- Нужно, очень нужно, - тарахтел репетитор, судорожно соображая, что ему могло бы понадобиться, - мне нужны ножницы, клей и лист бумаги, хочу показать вашей дочери ленту Мёбиуса.
- Всё здесь в ящике. Рыбонька, достань, пожалуйста. Больше я вам не нужна?
- Нужны, очень нужны! Мне понадобится ваша помощь. Отрежь полоску, помажь конец клеем, поверни и прижми. Подержи, пока прочно не склеится, - командовал Егор, с тоской поглядывая на часы, стрелки которых стояли, словно приклеенные к циферблату, - теперь вы наденьте ленту на руку, а ты возьми карандаш и двигайся по ленте. Видите? Мы пришли в ту же точку, но с другой стороны. А теперь отрежь новую ленту и сделай то же самое, но переверни дважды. Видите, куда мы пришли?
Мамаша удивлённо хмыкала, вертя в руках обе ленты. Стрелки часов сдвинулись, но снова остановились за полчаса до конца занятия.
- Извините, но я сегодня вынужден уйти пораньше – заседание кафедры, мне необходимо присутствовать. Занятие было ознакомительное, поэтому платить не надо. До свидания, побегу, я очень опаздываю.
Репетитор выбежал из квартиры, галопом проскакал через двор и, только выйдя на людную улицу, остановился.

- Вы что, сговорились? Тот отказался, ты отказываешься. Давай, колись, что там за обстоятельства такие, - возмущался Москалевский, - вы мне весь бизнес порушите!
Егор рассказал.
- Да, обстоятельства, - почесал затылок Сашка, - Одно скажу: повезло вам обоим, а то бы уже нары собой обогревали. Хорошо, что сказал, надо к ней женщин посылать. Хотя …  Чёрт знает, что у этой нимфетки на уме. Мне, Егор, больше на сегодня предложить тебе нечего, держись за умненького Петеньку, а там, кто знает, вдруг, что и возникнет.

 Петенькину дверь снова открыла бабушка. На этот раз она была строга и неприветлива, стояла на пороге, не давая войти.
- Должна вам сказать, молодой человек, - возмущённо начала она свой монолог, - что вы поставили Петеньку в неловкое, а сказать прямо, так в дурацкое положение. По вашему требованию он спросил Надежду Сергеевну можно ли складывать яблоки с гвоздями. Она ответила, что нельзя и добавила, что от него она такого глупого вопроса не ожидала. Класс смеялся, Петенька очень расстроился. После урока Надежда Сергеевна спросила Петеньку, почему у него возник такой вопрос, ведь она сто раз говорила, что нельзя. Петенька сказал, что репетитор говорит, что можно. Надежда Сергеевна ничего ему не сказала, но позвонила мне и посоветовала гнать вас в шею. Я не требую от вас вернуть деньги, которые вы выманили у нас обманным путём, выдав себя за математика, но больше услугами Александра Москалевского пользоваться не буду. Так ему и передайте. А теперь позвольте мне закрыть дверь.

В тот день аспирант Заборов напился, поскандалил и получил пять суток административного ареста. Из аспирантуры его исключили. Теперь он ждёт призыва в армию.