Суть понятий. Культура и идеальные конструкты

Полина Бояринова
С точки зрения интеллекта я могу сказать, что абсурд не в человеке (если подобная метафора вообще имеет смысл) и не в мире, но в их совместном присутствии.
Камю А. «Миф о Сизифе».

С развитием естественных наук (особенно биологии) люди все больше стали рассуждать о том, что есть «естественное». Очевидно, мы живем в особой, как бы «неестественной» среде обитания, рафинированной и условной. Но так ли это?
Имеет ли какой-то смысл призыв к естественности? Так ли нужно возвращаться к природе или то, что мы делаем и есть часть природы? Существование человечества ведет к глобальной катастрофе? Но разве это единственное явление в природе, которое ведет к «глобальной катастрофе»? Не раз из-за таких «природных» глобальных катастроф вымирало более 90% всех биологических видов на планете. Что вообще такое эта «глобальная катастрофа», как не НАШЕ личное опасение конца? Глобальная катастрофа существует только для нас.

Кроме того, во все времена существовала мысль о наличии более идеальной среды обитания для человека – более идеальной культуры. Это могла быть культура другой страны – Запад vs Страны третьего мира; культура прошлого – Золотой век vs Современность; культура будущего – Коммунизм vs Современность. В любом случае, та «другая культура» понималась как более естественная, более простая, более подходящая для человека. Хотя, по сути, любая культура, созданная человеком – это просто культура.

Вот я повторила «культура» уже несколько раз, не расшифровывая понятие, подозревая, что даже если не давать четкое определение, то всем нам интуитивно понятно, что есть культура. Она окружает нас, проникает в нас, а мы в нее.
Фрейдистская модель психики состоит из 4 элементов: ид, эго, суперэго и внешний мир. Я бы разделила понятия «внешнего мира» и «культуры», сказав, что человеческая психика состоит из 4 элементов: ид, эго, суперэго и культуры.
Самая большая «проблема» человека для него самого в том, что он разумен, способен отрефлексировать желания своего ИД, проанализировать возможности внешнего мира и сопоставить их. На выходе человек получит ужасающее несоответствие между желаниями и внешним миром, которое невозможно не заметить. Происходит зарождение абсурда, эскалация и, в конечном счете, создается некая система, уничтожающая абсурд – культура.
Иначе говоря, при взаимодействии с внешним миром человек замечает, что для удовлетворения своих желаний ему необходимо выполнить определенные действия. Однако одни и те же действия не всегда приводят к одинаковому результату – это и есть абсурд. Наш мозг устроен логически, это значит, что мы мыслим причинно-следственными связями – категориями времени и пространства. Когда на деле причинно-следственные связи идут в разрез с реальностью происходит ситуация когнитивного диссонанса – причинно-следственная связь и существует и не существует одновременно. Она существует как идея, как мыслительный конструкт, как инструмент, при помощи которого человек ориентируется в мире; и не существует, поскольку противоречит реальному опыту.
Если бы данную ситуацию нужно было бы выразить математически, то это выглядело бы как школьный пример, в котором для достижения правильности необходимо поставить знак равенства, но при этом его части не равны. По большому счету, чтобы преодолеть состояние абсурда человеческий разум должен доказать, что «a=b» или уравнять a и b самостоятельно.
Для этого человеческий разум раскладывает a и b на составляющие, выясняя таким образом, что эти переменные состоят как из общих переменных, так и обладают различиями. Допустим, это выглядит так: a=c+d-i/f; при этом b=c-f+x*y. То есть при наличии общих переменных мы можем работать с обеими сторонами примера, чтобы свести их к равенству.
Эта деятельность по уравниванию сторон и есть культура. Культура – это продолжение человеческой психики, выраженное через совместную работу мыслительных и физических процессов, направленных на преодоление абсурда.
В идеальном варианте мы хотим, чтобы a=a, но для достижения такого равенства нам приходится достраивать множество дополнительных конструктов с обеих сторон. Эти дополнительные конструкты «неестественны» и идеализированы.
Идеальный конструкт – это порождение несовершенства и ограниченности человеческого разума, неспособного на хранение в «оперативной» и долговременной памяти большого количества деталей. Другими словами, легче запомнить, как выглядит линия, чем запоминать, как выглядит кривая. Легче свести образ листа на дереве к форме капли, чем запоминать каждую зазубрину.
Благодаря использованию идеальных конструктов люди способны сохранить и проанализировать больше данных и собрать их затем в определенные системы, чтобы использовать в своих целях (в первую очередь, в целях выживания). Но в то же время сосуществование идеальных конструктов и реальности усиливает ощущение абсурда, приводя систему к дисбалансу, вынуждая человека и дальше создавать идеальные конструкты для урегулирования системы.
Таким образом, культура – это совокупность идеальных конструктов и их воплощение при помощи различных средств (материальных и нематериальных).

Что касается неестественности. Культура – естественное следствие абсурда, т.е. дисбаланса. Природа стремится к балансу, человек стремится сбалансировать систему. При наличии сознания данный процесс частично происходит сознательно (на уровнях культура, суперэго, эго) и частично бессознательно (на уровне ид), но вполне естественно. Культура не противоречит человеческой природе, а является частью психической активности человека. Более того, это один из инструментов в арсенале человека, который обеспечивает его выживание как вида.