Эпизод из жизни Ксенократа

Константин Берёзин
     В статье «Диоген Лаэрций и его метод», которая предшествует изданию русского перевода знаменитого труда Диогена Лаэртского, А. Ф. Лосев говорит о Платоновом ученике Ксенократе:

     «Ксенократа <…> Платон при жизни своей называл "ослом" (IV 6). И с первой ворвавшейся в его дом гетерой Ксенократ тут же и разделил ложе, хотя та, уходя от него, говорила, что она имела дело не с человеком, а с истуканом (IV 7). Таким образом, среди "академических" этиков не было не только людей с какими-нибудь этическими или вообще философскими убеждениями, но и по своему поведению они были достаточно далеки от высокой морали. После этого позволительно спросить: что же это такое – академическая этика?» *

     Непонятно, почему А. Ф. Лосев так говорит? Неужели он не понял, в чем смысл этого рассказа про гетеру? Суть-то в том, что она не могла его соблазнить, и поведение Ксенократа приводится как пример сдержанности. Христианский автор IV в., Григорий Назианзин (иначе называемый Григорий Богослов), приводит этот рассказ в одном из своих сочинений:

     «Есть действительно и у Еллинов любители целомудрия; они бывали в древности, а найдутся и ныне; не отказываюсь верить тому, что разглашают о них; у меня нет зависти, что и чуждые нам <христианам> целомудренны. О Ксенократе сказывают, что однажды, искушая его, подсунули ночью к сонному блудницу; почувствовав это, не был он поражен необычайностью оскорбленья, но также не встал и не подумал бежать; то и другое было низко для Ксенократа. Напротив того, он остался недвижим и неуязвим, так что женщина, бросившись бежать, закричала: "для чего насмеялись надо мной, положив рядом с мертвецом?" » **

     Если христианский автор Григорий рассматривает это как пример добродетели, то почему А. Ф. Лосев говорит об этом случае так, будто он для Ксенократа постыден?


_____________________________
   * Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: АСТ, Астрель, 2011. С. 18–19.

   ** Григорий Богослов. Творения. В 2 т. Т. 2. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. С. 233. («О смиренномудрии, целомудрии и воздержании».)









.