Карлос Кастанеда и стереофотография

Геннадий Кортнев
Карлос Кастанеда:

«Дон Хуан затем описал технику, совершенное владение которой, как он
сказал, потребует годы практики и которая состояла в том, чтобы постепенно
заставлять глаза видеть раздельно одно и то же изображение. Отсутствие
совпадения изображений вызывало двойное восприятие мира. Это двойное
восприятие, согласно дону Хуану, давало возможность судить об изменениях в
окружающем, которые глаза обычно не способны воспринять».


Разделение изображения происходит при рассматривании стереофотографий:

Я как-то в поиске в Интернете смотрел «стереофотография» и заметил, что появились галереи стереофотографий. Это когда объект снят с двух точек, в результате имеется стереопара, состоящая их двух фотографий. Если рассматривать эти фотографии особым образом, то можно в мозге получить вместо двух фотографий четыре: в одном глазе (мозге) - две, в другом - аналогично. А если две там же слить в одну, то три. Одна будет фотографией левого глаза, другая правого, а третья объёмной. Если кто этим делом заинтересуется, то пусть имеет в виду, что фотографии для левого и правого глаз, могут располагаться как напротив них, так и наоборот. В этом случае, техники рассматривания разные, иначе не получится объёмная фотография.


Одни стереопары имеют такую особенность, что напротив левого глаза располагается фотография для правого глаза и наоборот. Такие фотографии надо рассматривать так:

берёте свои ладони или две полоски бумаги. Закрываете фотографию напротив левого глаза, чтобы фотография напротив правого глаза была ему видна. То же самое проделываете для правого глаза: закрываете фотографию напротив него, но чтобы он видел фотографию для левого глаза. Когда это сделаете, смотрите вперёд между ладонями или полосками бумаги вдаль. (1). Две фотографии должны слиться в одну и получиться одна объёмная фотография. Затем можете убрать полоски бумаги или ладони и попытаться удержать объёмную фотографию и две других по бокам. Можете потренироваться проделывать это без ладоней или полосок бумаги. При таком расположении фотографий в стереопаре начинайте тренироваться с мелких размеров стереопары, постепенно её увеличивая, как путём увеличения размеров стереопары, так и изменяя расстояние от своих глаз до стереопары.


Такому расположению фотографий в стереопаре: левый глаз – фотография для правого глаза; правый глаз – фотография для левого глаза, - соответствует один способ рассматривания данной стереопары.

Другому расположению фотографий в стереопаре: левый глаз – фотография для левого глаза напротив; правый глаз – фотография для правого глаза напротив, - соответствует другой способ рассматривания данной стереопары.

Вы берёте свою ладонь или полоску бумаги и помещаете её так между своими глазами и стереопарой, чтобы каждый глаз видел фотографию только напротив себя, а фотографию для другого глаза нет. После чего рефлекторно должно произойти слияние двух фотографий, и вы должны получить объёмную фотографию. Если рефлекторно не получится, то попробуйте смотреть в точку перед своим носом (2).

Сначала можно потренироваться сливать с помощью полоски бумаги или ладони. Затем у вас должно получаться делать это без них.

Какой способ рассматривания стереопар для вас лучше? – это вы определите для себя опытным путём.


Чтобы рассматривать стереопары, в которых напротив левого глаза фотография для правого и наоборот, с помощью одной ладони или полоски бумаги, можно использовать различные программы, работающие с изображением, меняя фотографии в стереопаре местами с их помощью.
 

Дополнение от 1.08.2019.

(1). Этот момент требует уточнения. Здесь я имел ввиду получившуюся объёмную фотографию.

Но чтобы она получилась, надо смотреть в воображаемую точку между ладонями или полосками бумаги, которая может быть чуть ближе или чуть дальше - как получится, просто надо пробовать.


Дополнение от 1.10.2019.

(2). Этот момент требует уточнения. Здесь я имел ввиду получившуюся объёмную фотографию, но чтобы она получилась, надо сначала смотреть в воображаемую точку, которая находится вдали. Это может быть какой-либо реальный объект, находящийся там.


Дополнение от 30.04.2020.

(3). Тем, у кого плохо с резкостью, при рассматривании стереопар с экрана планшета размером где-то 9 см на 16 см, могут помочь две лупы при параллельном расположении стереопар, одна лупа при перекрестном расположении.

Лупа: диаметр 9см, увеличение где-то 1,5 раза. Все эти размеры проверены лично, об остальных ничего не могу сказать.


Дополнение от 5.08.2020.

(3.1). Внизу представлены цитаты, где приведены данные по лупам (линзам), которые применялись при изготовлении самодельных стереоскопов для параллельных стереопар. Кому интересно, может всё это проверить. Делать стереоскоп необязательно, лупы (линзы) можно держать своими руками.

Центральная станция юных техников
Приложение к журналу Юный техник
По ступеням
Самодельный стереоскоп
А. Бескурников
Издательство "Детский мир"
1962

"Для изготовления самодельного стереоскопа следует приобрести в фотомагазине две часовые лупы в пластмассовой оправе с кратностью увеличения 1,7х. Годятся также очковые линзы силой +8 - +9 диоптрий."


"Официальный сайт организации дополнительного образования

МБУ ДО ДДЮТ "Планета талантов"


Мастер-класс по изготовлению очков виртуальной реальности


… В качестве линз мы используем канцелярские лупы, не стоит приобретать дорогие и толстые лупы в магазине - для изделия достаточно самой простой и маленькой лупы с 4х кратным увеличением."


Дополнение от 4.08.2020.

(4). Те товарищи, у кого плохо с настройкой глаз на резкость при рассматривании стереопар  способами, указанными в тексте, могут помочь себе при этом классическим театральным биноклем, с помощью которого можно рассматривать как параллельные стереопары, так и перекрёстные.

Это проверено лично на планшете размером где-то девять на шестнадцать сантиметров.